Василий Никифоров-Волгин
Крещение
Сегодня великое освящение воды. Мы собирались в церковь. Мать сняла с
божницы сосудец с остатками святой воды и вылила её в печь, в пепел,—
ибо грех выливать её на места попираемые. Отец спросил меня:
— Знаешь, как прозывается по-древнему богоявленская вода? Святая агиасма!
Я повторил это как бы огнем вспыхнувшее слово, и мне
почему-то представился недавний ночной пожар за рекой и зарево над
снежным городом. Почему слово “агиасма” слилось с этим пожаром,
объяснить себе не мог. Не оттого ли, что страшное оно?
На голубую от крещенского мороза землю падал большими хлопьями снег. Мать сказала:
— Вот ежели и завтра Господь пошлет снег, то будет урожайный год.
В церковь пришли все заметеленными и румяными от мороза. От
замороженных окон стоял особенный снежный свет,— точно такой же, как
между льдинами, которые недавно привезли с реки на наш двор.
Посредине церкви стоял большой ушат воды и рядом парчовый
столик, на котором поставлена водосвятная серебряная чаша с тремя белыми
свечами по краям. На клиросе читали “пророчества”. Слова их журчали,
как многоводные родники в лесу, а в тех местах, где пророки обращаются к
людям, звучала набатная медь: “Измойтесь и очиститесь, оставьте
лукавство пред Господом: жаждущие, идите к воде живой…”
Читали тринадцать паремий. И во всех них струилось и гремело
слово “вода”. Мне представлялись ветхозаветные пророки в широких
одеждах, осененные молниями, одиноко стоящие среди камней и высоких гор,
а над ними янтарное библейское небо и ветер, развевающий их седые
волосы…
При пении “Глас Господень на водах” вышли из алтаря к народу священник и диакон. На водосвятной чаше зажгли три свечи.
“Вот и в церкви поют, что на водах голос Божий раздаётся, а Гришка не верит… Плохо ему будет на том свете!”
Я искал глазами Гришку, чтобы сказать ему про это, но его не было видно.
Священник читал молитву “Велий еси Господи, и чудна дела
Твоя… Тебе поет солнце, Тебе славит луна. Тебе присутствуют звезды… Тебе
слушает свет…”
После молитвы священник трижды погрузил золотой крест в
воду, и в это время запели снегом и ветром дышащий богоявленский тропарь
“Во Иордани крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение” и
всех окропляли освящённой водою.
От ледяных капель, упавших на моё лицо, мне казалось, что
теперь наступит большое ненарадованное счастье и все будет по-хорошему,
как в день Ангела, когда отец “осеребрит” тебя гривенником, а мать
пятачком и пряником в придачу. Литургия закончилась посреди храма перед
возжжён-ным светильником, и священник сказал народу:
— Свет этот знаменует Спасителя, явившегося в мир просветить всю поднебесную!
Подходили к ушату за святой водой. Вода звенела, и вспоминалась весна.
Так же как и на Рождество, в доме держали “дозвёздный пост”.
Дождавшись наступления вечера, сели мы за трапезу — навечерницу.
Печёную картошку ели с солью, кислую капусту, в которой попадались
морозинки (стояла в холодном подполе), пахнущие укропом огурцы и
сладкую, мёдом заправленную кашу. Во время ужина начался зазвон к
Иорданскому всенощному бдению. Началось оно по-рождественскому — великим
повечерием. Пели песню “Всяческая днесь да возрадуется Христу, явльшуся
во Иордани” и читали Евангелие о сошествии на землю Духа Божьего.
После всенощной делали углём начертание креста на дверях,
притолоках, оконных рамах — в знак ограждения дома от козней
дьявольских. Мать сказывала, что в этот вечер собирают в деревне снег с
полей и бросают в колодец, чтобы сделать его сладимым и многоводным, а
девушки “величают звёзды”. Выходят они из избы на двор. Самая старшая из
них несёт пирог, якобы в дар звёздам, и скороговоркой, нараспев
выговаривает:
— Ай, звёзды, звёзды, звёздочки! Все вы звёзды одной
матушки, белорумяны и дородливы. Засылайте сватей по миру крещёному,
сряжайте свадебку для мира крещёного, для пира гостиного, для красной
девицы родимой.
Слушал и думал: хорошо бы сейчас побежать по снегу к реке и послушать, как запоёт полнощная вода…
Мать “творит” тесто для пирога, влив в него ложечку святой
воды, а отец читает Библию. За окном ветер гудит в берёзах и ходит
крещенский мороз, похрустывая валенками. Завтра на отрывном численнике
покажется красная цифра 6 и под ней будет написано звучащее крещенской
морозной водою слово “Богоявление”. Завтра пойдём на Иордань!