Русские писатели о Пасхе
«Плывут над площадью светлые размытые облачка. Глядят из-за них на город
звезды Воскресения. О Пасха! Новая, святая, таинственная, какое
счастье! Как хочется поделиться им со всеми…»,— это строчки из
трогательной повести Юрия Лощица «Пасха Красная», написанной им в 2005
г. после посещения Святой Земли.
Дореволюционная Россия имела свой идеал — Святую Русь…
Мир идеальный, причём сквозь призму детского восприятия отразил в
замечательном романе «Лето Господне» Иван Шмелёв: « Я рассматриваю
надаренные мне яички. Вот хрустально-золотое,… И вот, фарфоровое — отца.
Чудесная панорамка в нем… За розовыми и голубыми цветочками… видится в
глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба.
Усталый от строгих дней, от ярких огней и звонов, я вглядываюсь за
стеклышко. Мреет в моих глазах,— и чудится мне, в цветах,— живое,
неизъяснимо-радостное, святое… — Бог?.. Не передать словами. Я прижимаю к
груди яичко,— и усыпляющий перезвон качает меня во сне».
Пасха — это Воскресение Христа, пожертвовавшего своей
жизнью ради миллионов грешников. Поэтому каждый из нас ждёт на Пасху
чуда. Пасха — это момент просветления, воспарения человека, его
освобождения от своей слабости. Именно по этой причине пробуждение героя
– и нравственное, и физическое — приходится на пасхальную неделю в
рассказе: Л. Андреева «Гостинец». Для андреевских героев Пасха — это
момент всеобщего ликования человека и природы, возможность соединения
земного и небесного и очищение человека от всего тёмного и низкого.
Николай Васильевич Гоголь считал, что смысл Пасхального
дня состоит в том, «чтобы в самом деле взглянуть в этот день на
человека, как на лучшую свою драгоценность, так обнять и прижать его к
себе, как наироднейшего своего брата». Эти мысли он высказал в
специально посвященной этому празднику статье «Светлое Воскресение».
Идеал святости был как бы маяком света и согревал души тех, кто искал
его.
Рассказ Александра Исаевича Солженицына «Пасхальный
Крестный ход», написанный в 1966 году, один из ярких рассказов русских
писателей о Пасхе. С поразительной точностью в этом рассказе
зафиксированы и весь мрак той безбожной эпохи, и то прекрасное мужество,
которое отражалось в лицах небольшой группки верующих, идущих с
пасхальными песнопениями через брань, плевки и гоготание пьяной толпы.
Путь Церкви в эти годы, в годы всех этих безбожных десятилетий, был
подобен крестному. И Церковь прошла этим путём.
Ни одна страна в мире не считала своим идеалом святость,
кроме Руси, которая с момента Крещения, поняла, что именно святость —
величайшая ценность нации. Великий русский писатель Иван Алексеевич
Бунин, которого по праву современные российские литературоведы называют
последним представителем живой русской классической литературы XIX века,
в одном из своих выступлений соединил образ Пасхи с образом
национального возрождения. Бунин призвал всех русских людей свято верить
в то, что по Великой Милости Божьей «камень от гроба будет отвален» и
Россия обретет жизнь, победив собственным воскресением всё лихолетье XX
столетия и последующую неустроенность. Её возрождение будет подобно
лучам солнца:
Они взойдут в красе желанной
И возвестят с высот небес,
Что день настал обетованный,
Что Бог Воистину Воскрес!
Лидия Соколова
г. Лудза, газета «Виноградная лоза»
Латвийская православная церковь