Вознесение
По окончании Пасхальных дней апостолы вернулись домой, в Галилею. Весной
рядом с ней можно ставить только сам Рай – море пахнет фруктовым садом,
горы пушатся живым ковром, а над розовым снегом Ермона парят орлы. Где
еще могла пройти Его жизнь?
Однажды Петр, Фома, Нафанаил, братья Заведеевы и еще двое
учеников отправились ловить рыбу, но за всю ночь не смогли поймать
ничего. На рассвете их Кто-то окликнул с берега: «Дети! есть ли у вас
какая пища?» (жители окрестных городков часто покупали прямо из лодок) –
но они отвечали Ему: нет. Тогда Незнакомец посоветовал закинуть снасть
по правую сторону от лодки. Они закинули, и уже не могли вытащить сети
от множества рыбы. Привыкшие к чудесам, они даже не сразу сообразили,
что происходит. Только Иоанн шепнул Петру: «Это Господь».
Точно так же три года назад Христос призвал их к
апостольству. Людям было тесно у воды, тогда Он попросил немного отплыть
и стал учить народ из лодки Симона. А когда закончил говорить, сказал
Петру: «Отплывите на глубину и там ловите» — «Наставник! мы трудились
всю ночь и ничего не поймали, но сделаю, как Ты велишь».
Едва не порвав сеть, они наполнили две лодки так, что те
начали тонуть. Тогда Симон обхватил ноги Иисуса, и ни за что не
соглашаясь отпустить их, в ужасе закричал: «Выйди от меня, Господи!
потому что я человек грешный!» — «Не бойся; отныне будешь ловить
человеков».
И теперь, как тогда – не совсем понимая, что делает – Петр
наспех прикрыл свою наготу одеждой и бросился вплавь. Остальные налегли
на весла – до суши оставалось метров сто. На берегу все было готово к
уютному завтраку. Иисус попросил вытащить чудесный улов, а потом
пригласил всех поближе к огню, подал рыбу и хлеб.
Это было уже третье явление Воскресшего Христа апостолам.
Что-то преобразилось в Нем, и они не сразу узнавали Учителя. Он внезапно
появлялся и так же исчезал, проходил сквозь запертые двери и не давал
прикасаться к Себе, если не было крайней необходимости. Никто не смел
спросить Его: Кто Ты? Но каждый трепетно наслаждался своим счастьем,
понимая, что рядом не просто Наставник, а Живой воплотившийся Бог.
Когда они обедали, Господь отошел к самой кромке воды и
подозвал Петра: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?»
Последний раз Учитель называл его полным именем в Кесарии Филипповой,
когда Петр впервые исповедал Его Христом. Момент был торжественный.
«Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя».
Иисус повторил Свой вопрос трижды – так же, три раза, в ту
страшную ночь от своей Любви он отрекся. Голова беспомощно пала ниц:
«Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя». – «Паси овец
Моих».
После этого Христос предупредил, что гораздо более суровое
испытание ожидает Петра в старости, когда как свидетель Воскресения он
будет казнен, и повторил слова призвания: «Иди за Мною».
Пророчество сбылось при Нероне: Симон был распят в Риме вниз
головой. Сохранилось два его письма, в последнем из которых апостол
говорит, что знает о приближении кончины. И ждет ее, потому что если
любишь кого-нибудь по настоящему, то обязательно разделишь его участь. И
в смерти, и в бессмертии.
Приближалось лето. Юная Церковь сияла такой радостью, что о
ней говорила и спорила вся округа. Когда Иисус впервые после Крещения
пришел в Свое отечество и стал учить о Лете Господнем, земляки в ярости
повели Его на вершину горы, чтобы сбросить. Сейчас на склоне собиралась
молодая община – человек около пятисот, которых называли назарянами.
Здесь были и родственники Иисуса, которые прежде чуждались Его. Не было
только старшего из сводных братьев, Иакова, принявшего строжайший пост и
говорившего, подобно Фоме, что не уверует, пока не увидит Воскресшего
собственными глазами.
Все мечтали о том же: для иудея приход Мессии означал Конец
Света, и люди хотели знать, что теперь делать. Ответ Господь дал Сам.
«Приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на
земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и
Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во
все дни до скончания века».
Господь навсегда оставил людям Себя. Этот дар еще не вполне
вмещался в сознание. По-настоящему его смогут оценить только те, кто не
жил на земле непосредственно рядом с Христом. Кто тайно и явно, будет
встречать Его во все века, во всех уголках вселенной.
В 34 году разъяренные фанатики, ненавидевшие последователей
Иисуса, схватили архидьякона Стефана и повели в синедрион. Старейшины
разрешили проповеднику защищаться. Тогда, начав от Авраама и перечислив
главные пророчества о Мессии, он стал говорить о Вознесении Христа
словами Исаии: «Небо – престол Мой, и земля – подножие Мое; Какой Дом
построите вы Мне? И где место Моего пребывания? Не Моя ли рука сотворила
всё сие?» Когда Стефан сказал, что видит Сына Человеческого, стоящего
рядом с Богом, толпа ринулась на него и, уведя за город, побила камнями.
Убийцы мученика сложили свои одежды у одного юноши – фарисея
из Тарса по имени Савл. «В те дни,— пишет апостол Лука,— произошло
великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов,
рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. А Савл терзал церковь,
входя в дома и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу». Тарсянин дошел
до того, что выпросил у первосвященника письма в Дамасские синагоги,
чтобы выискивать назарян там и связанных доставлять синедриону.
На пути в Сирию его внезапно осиял свет с неба, и он встретил
Христа. «Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл!
что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? – Я Иисус, Которого ты
гонишь. Трудно тебе идти против рожна».
Через три дня безжалостный инквизитор принял крещение и стал
столь же ревностным апостолом Павлом. Как и многие христиане, он погиб
все при том же Нероне. Был обезглавлен как римский гражданин. Других
бросали львам, облив смолой, сжигали, варили в кипятке, сдирали кожу, но
они упорно продолжали стоять на своем: «Христос Воскрес».
Иногда у римлян возникал вопрос: а можно ли так страдать за
убеждения, если ты в них не уверен? И, подумав, они, как правило, тоже
становились учениками Иисуса.
В городе было спокойно. Правда, ходили слухи о том, что
Назарянин воскрес, и многие Его видели. И даже командир римской роты
уверял, что Распятый был Сыном Божиим. Но Пилат больше не хотел об этом
слышать. Он прекрасно знал, что первосвященники подкупили воинов,
охранявших гроб Иисуса, и те объявили, что ученики выкрали Тело ночью,
когда стража спала. Конечно, поверить в то, что караул действительно
спал тогда, мог только тот, кто очень хотел в это поверить. Но
прокуратора объяснение вполне устраивало: он выпутался из кризиса и даже
наладил отношения с Иродом, так стоит ли обращать внимание на то, что
говорят люди? Лучше поскорей все быть. К тому же, надвигалась
Пятидесятница, за Пасхой второй по величине праздник, и надо было
подумать о том, чтобы очередное массовое скопление богомольцев не
привело к каким-нибудь новым неприятностям…
О настроениях властей апостолы, конечно, не знали, но,
ободренные Христом, вышли из Галилеи уже без прежнего страха.
Исполненные радостных предчувствий, человек около ста двадцати, они
спешили в Иерусалим, чтобы успеть к сороковому дню после Воскресения.
Так просил Господь.
Собрались в Малой Галилее – местечке на Елеонской горе, где
традиционно останавливались их земляки, приходившие на поклонение. Когда
они ели, неожиданно появился Иаков. Не зная, как его примут, он
некоторое время собирался с духом, и, наконец, сказал: «Я Его видел…
Иисус велел принести стол и хлеб. Потом Сам взял хлеб и благословил, и
преломил, и дал мне со словами: «Брат Мой, ешь хлеб свой, ибо восстал
Сын Человеческий из спящих».
Это была трогательная минута: Иакова все уважали и ценили за
праведность. Его выберут первым епископом Иерусалима. Даже враги будут
восхищаться его нравственными качествами. При огромном стечении народа
его вызовут на судилище: «Ну, расскажи нам о Распятом?» — «Вы
спрашиваете меня об Иисусе? Он сидит на Небесах одесную Всевышней силы».
Люди закричат «Осанна!», а начальники иудейские воскликнут: «О! И сам
праведник в заблуждении!» и сбросят его с городской стены.
Но это будет только в 63 году, а сейчас… Сейчас начались
поцелуи, объятия. В наступившем волнении апостолы даже не сразу
заметили, как в горнице появился Христос. Он благословил трапезу и снова
заговорил о исполнении пророчеств. «И сказал им: так написано, и так
надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день.
Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». – Как
Один из вас! Как сказано у Исаии: «Через познание Его Он, Праведник,
Раб Мой, оправдает многих, и грехи их на Себе понесет». Господь
объяснил, что «познание» от сотворения мира означает соединение.
Соединение Бога и Человека, которое свершилось на Кресте.
После этого Христос повел их в сторону Вифании. Кто-то опять
не удержался и спросил: «Не сейчас ли восстановишь Ты царство Израилю?» И
на этот раз Господь ответил строго: «Не ваше дело знать времена или
сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда
сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во
всей Иудее и Самарии и даже до края земли».
Больше они не смели заговаривать. Каждый решил просто
довериться Ему, запастись терпением и ждать. Что бы ни было дальше, все
будет прекрасно, потому что Он рядом. Любимый, Родной и Живой.
Вернувшийся домой с победой.
Пребывая в такой благодушной, благоговейной детской
растерянности, словно это был сладкий, радостный сон, они увидели, как
Христос поднял руки, благословил их и окутанный облаком стал медленно
отдаляться от них и возноситься на небо.
Он уже скрылся из виду, а они все стояли и молча глядели
ввысь, не имея сил уйти от этого мгновения. «Вдруг предстали им два
мужа,— пишет апостол Лука,— в белой одежде и сказали: мужи Галилейские!
что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо,
придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Тогда,
очнувшись, они понесли свою светлую грусть домой.
И только материнское сердце было не в покое: «Раны Его не исчезли. Он вознесся с истерзанной плотью к Отцу. Значит, терзания не кончились? Значит, Он и дальше будет нести на Своих плечах наши грехи, нашу немощь, нашу скорбь, нашу боль? И дальше будет спасать мир ценой Своих мучений? Сколько же они еще продлятся, Сыне Мой?»