RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Анонсы

5 октября

Лекция «Пророк Амос», Москва

5 октября

Лекция «В преддверии Воскресения Христова. Иконография Великой субботы», Москва

19 октября

Лекция «Иконография Пасхи в православном искусстве», Москва

26 октября

Лекция «Пророк Авдий», Москва

2 ноября

Лекция «Сюжеты страстного цикла в контексте развития декорации храмового пространства», Москва

9 ноября

Лекция «Пророк Иона», Москва

14-15 ноября

Научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи», Москва. Заявки до 15 октября

30 ноября

Лекция «Пророк Михей», Москва

7 декабря

Лекция «Пророк Наум», Москва

21 декабря

Лекция «Пророк Аввакум», Москва

17 марта 2025

Конференция «Богословская мысль и аскетические практики в Поздней Византии: новые горизонты исследования», Москва. Заявки до 15 февраля

20-25 октября 2025

Конференция «Наследие Первого Вселенского собора: единство Предания и вызовы эпох», Москва и Санкт-Петербург. Заявки до 15 сентября 2025

Россия на карте Востока

Летопись

8 октября 0451 в Халкидоне (р-н Кадыкёй совр. Стамбула) открылся IV Вселенский собор, утвердивший текст Символа веры и осудивший монофизитство

10 октября 1950 подали заявление о вступлении в РПО д.фил.н. С.И. Соболевский и митрополит Николай (Ярушевич)

11 октября 1860 родился член-учредитель ИППО князь В.С. Кочубей

Соцсети


А.А. Ахматова
Цикл "Библейские стихи"

Рахиль

    И служил Иаков за Рахиль семь
    лет; и они показались ему за несколько
    дней, потому что он любил ее.
      Книга Бытия


И встретил Иаков в долине Рахиль,
Он ей поклонился, как странник бездомный.
Стада подымали горячую пыль,
Источник был камнем завален огромным.
Он камень своею рукой отвалил
И чистой водой овец напоил.

Но стало в груди его сердце грустить,
Болеть, как открытая рана,
И он согласился за деву служить
Семь лет пастухом у Лавана.
Рахиль! Для того, кто во власти твоей,
Семь лет — словно семь ослепительных дней.

Но много премудр сребролюбец Лаван,
И жалость ему незнакома.
Он думает: каждый простится обман
Во славу Лаванова дома.
И Лию незрячую твердой рукой
Приводит к Иакову в брачный покой.

Течет над пустыней высокая ночь,
Роняет прохладные росы,
И стонет Лаванова младшая дочь,
Терзая пушистые косы,
Сестру проклинает и Бога хулит,
И Ангелу Смерти явиться велит.

И снится Иакову сладостный час:
Прозрачный источник долины,
Веселые взоры Рахилиных глаз
И голос ее голубиный:
Иаков, не ты ли меня целовал
И черной голубкой своей называл?

25 декабря 1921 

Лотова жена

   Жена же Лотова оглянулась позади его
   и стала соляным столпом.
      Книга Бытия


И праведник шел за посланником Бога,
Огромный и светлый, по черной горе,
Но громко жене говорила тревога:
Не поздно, ты можешь еще посмотреть
На красные башни родного Содома,
На площадь, где пела, на двор, где пряла,
На окна пустые высокого дома,
Где милому мужу детей родила.
Взглянула, и, скованы смертною болью,
Глаза ее больше смотреть не могли;
И сделалось тело прозрачною солью,
И быстрые ноги к земле приросли.

Кто женщину эту оплакивать будет,
Не меньшей ли мнится она из утрат?
Лишь сердце мое никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

21 февраля 1924
Петербург, Казанская, 2

Мелхола

Но Давида полюбила…
дочь Саула, Мелхола. Саул думал:
отдам ее за него, и она будет
ему сетью.

Первая Книга Царств

И отрок играет безумцу царю,
И ночь беспощадную рушит,
И громко победную кличет зарю,
И призраки ужаса душит.
И царь благосклонно ему говорит:
„Огонь в тебе, юноша, дивный горит,
И я за такое лекарство
Отдам тебе дочку и царство“.
А царская дочка глядит на певца,
Ей песен не нужно, не нужно венца,
В душе ее скорбь и обида,
Но хочет Мелхола — Давида.
Бледнее, чем мертвая, рот ее сжат,
В зеленых глазах исступленье,
Сияют одежды, и стройно звенят
Запястья при каждом движеньи.
Как тайна, как сон, как праматерь Лилит!
Не волей своею она говорит:
„Наверно, с отравой мне дали питье,
И мой помрачается дух,
Бесстыдство мое — униженье мое,
Бродяга, разбойник, пастух!
Зачем же никто из придворных вельмож,
Увы, на него не похож!..
А солнца лучи… а звезды в ночи…
А эта холодная дрожь…“

1922, 1959-1961 

Мелхола (ручей, поток) (1Цар.14:49) — младшая дочь Саула, которая любила Давида и была выдана отцом за него замуж, но только с злым умыслом Саула, чтобы вернее погубить его (1Цар.18:19 ?21). Сделавшись женою Давида, Мелхола оказалась орудием его спасения. Когда Саул послал своих слуг взять Давида, то она спустила его из окна, а затем взяла статую и положила на его постель, прикрыв оную одеждою, и сказала слугам, что он болен. Слуги возвратились к Саулу, но он приказал им идти вторично, и принести его хотя бы и на постели, „И пришли слуги, замечает ·свящ. историк, и вот на постели статуя, а в изголовье ее козья кожа“. Хитрость Мелхолы удалась. Давид убежал и спасся. Саул сильно разгневался, но Мелхола сказала отцу, что Давид хотел убить ее, если бы она не отпустила его (1Цар.19:11,17).

Прошло после сего несколько лет, и Мелхола в отсутствие Давида была выдана замуж за Фалтию, сына Лаиша, что из Галлима (1Цар.25:44).

По смерти Саула Давид, не забывший еще Мелхолу, потребовал от Иевосфея, сына Саулова, немедленного возвращения ее к себе. Ее взяли от мужа, провожавшего ее с плачем, и привели к Давиду в Хеврон (2Цар.3:13,16). Но ее любовь к Давиду уже значительно ослабела, и в день радости Давида, при возвращении Ковчега Завета, когда Давид скакал в восторге пред Господом, одетый в льняной сфод, Мелхола смотрела в это время в окно, и увидав Давида скачущего и пляшущего пред Господом, уничижила его в сердце своем (2Цар.6:15 ?16). Когда Давид возвратился, чтобы благословить дом свой, она встретила его дерзкими словами и укором в неприличном поведении, не свойственном царю. На это Давид ответил ей: „пред Господом играть и плясать буду“ (·ст. 21). Однако после сего любовь между ними, как кажется, совершенно прекратилась, и у Мелхолы не было детей до дня смерти ее, замечает ·свящ. историк (·ст. 20-23).

По Иосифу, она будто бы возвратилась к своему мужу, Фалтию, и имела от него пять сыновей (2Цар.21:8); но, по мнению других, имя Мелхолы в означенной цитате поставлено ошибочно, вместо Меровы. 

Словопедия — полная популярная библейская энциклопедия

Тэги: Ахматова А.А., библейские образы и сюжеты, Библия в литературе

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню