«Явление Святой Руси в европейском Петербурге»
К столетию освящения Барградского Николо-Александровского храма
Его называли «явлением Святой Руси в европейском Петербурге», и он был тесно связан с памятью первого Председателя ИППО Великого князя Сергея Александровича. Несохранившийся до наших дней удивительный храм был возведен за два года и торжественно освящен в присутствии Великой княгини Елизаветы Федоровны 15 (28) декабря 1915.. Краткая предыстория храма такова. Осенью 1870 года торговцы Старо-Александровского рынка решили построить часовню в память спасения Александра II при покушении на него 25.V.1867 в Париже. В 1872 проект часовни был утвержден, однако освящение состоялось только 6.XII.1879 митрополитом Исидором.
Икона Божией Матери "Скоропослушница", написанная для Александровской часовни
Вскоре часовню приписали к Сионскому храму в Мирах Ликийских, где некогда хранились мощи свт. Николая Чудотворца. На восстановление этого храма в часовне стали собирать деньги два монаха из русского Пантелеимоновского монастыря на Афоне, привезшие с собой частицы мощей вмч. Пантелеймона, Животворящего Древа Господня и список чудотворной иконы Божией Матери Скоропослушницы.
Осенью 1885 Александровская часовня сгорела, но икона «Скоропослушница» уцелела, став с тех пор особенно почитаемой. Восстановленная часовня перешла к Императорскому Палестинскому обществу, а Великий князь Сергей Александрович стал ее почетным ктитором. После мученической гибели Великого князя было решено посвятить перестроенную часовню его памяти, а также (по желанию Великой княгини Елизаветы Федоровны) всем, принявшим смерть от рук террористов. По проекту инженера П.Д. Мегорского часовню окружили стенами, сделали на ней главки и превратили в Николо-Александровский храм, освящение которого состоялось 30 ноября1905 года.
Храм в Мирах, который находился на участке, купленном еще в 1853 известным духовным писателем А.Н. Муравьевым, из-за политических осложнений восстановить так и не удалось, и в 1910 собранные средства решено было употребить на постройку русского подворья в Бари (Италия), а тесную столичную церковь заменить зданием в новгородско-псковском стиле. Новый проект составил С. С. Кричинский, видный зодчий модерна, строительство консультировал известный археолог В. Т. Георгиевский.
Вариант проекта Барградского храма, воздвигаемого Православным Палестинским обществом (автор проекта архитектор С. С. Кричинский).
16 июня 1913 г. Санкт-Петербург. Фотография ателье Буллы
Митрополит Владимир (Богоявленский) заложил храм 8 сентября 1913 года на мощах святителя Алексия Митрополита Московского в присутствии и при участии второго Председателя ИППО Великой княгини Елизаветы Федоровны. Наиболее чтимая икона Божией Матери Скоропослушницы находилась в киоте, вырезанном по образцу киота Владимирской Божией Матери в Успенском соборе Кремля. Были в храме и другие святыни: крест из масличного дерева с частицей Животворящего Древа Господня и икона "Вознесение" с частью камня Живоносного Гроба (их прислал в 1908 Иерусалимский патриарх Дамиан), список надгробного образа прп. Сергия Радонежского с частицей его мощей (привезен в 1895 из Троице-Сергиевой Лавры), а также икона в рост прп. Серафима Саровского с частью его мантии и мощевая - свмч. Гермогена.
Под храмом, вмещавшим 320 человек, находилась палата местного попечительства, расписанная в духе московских теремов, с изразцовой печью и люстрой XVII века, рядом с ней - кельи для служивших в храме иеромонахов, во главе которых перед революцией стоял архимандрит Неофит.
Приведем несколько выдержек из книги “Освящение Бар-градского Николо-Александровского храма в Петрограде”.
«14 декабря, в 5 часов пополудни, во временном помещении Св. Николо-Александровского храма, перед иконою Божией Матери “Скоропослушницы”, был прочитан о. иеромонахом Ювеналием акафист, по окончании которого, при колокольном звоне, с хоругвями и крестом, чтимые иконы Богоматери и Св. Николая Чудотворца были перенесены в новый храм, встречены здесь настоятелем о. Неофитом с пением: “Пресвятая Богородице, спаси нас”, и временно водворены на особых, нарочито устроенных, поставках посредине храма. Богомольцы, не взирая на довольно холодную погоду, во множестве стояли по обеим сторонам пути, но которому были несены чтимые святыни храма.
В 6 часов вечера началось совершение всенощного бдения, при участии члена Совета Палестинского Общества и председателя Училищного Совета при Св. Синоде, митрофорного протоиерея П. И. Соколова, настоятеля храма иеромонаха Неофита и прочего духовенства. В храме присутствовала Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, под председательством и при благоволительном содействии которой Палестинское Общество ознаменовало свою деятельность сооружением этого храма.
Всенощное бдение было совершено с большою торжественностью, при весьма искусном пении хора и высоком молитвенном подъеме присутствовавших в храме. Казалось, что Николо-Александровский храм, украшенный святынями древности, восстановил молитвенное общение настоящего с прошлым, тесным духовным союзом объединил новых его богомольцев с древними почитателями святых икон, собрал под своим лучезарным сводом русских людей - богомольцев от востока и запада, от севера и юга и всех их склонил едиными устами и единым сердцем воспевать пречестное имя Господне и восхвалять Святителя Николая и Св. Александра Невского, небесных покровителей вновь сооруженного храма. А чтимая икона - Богоматери Скоропослушницы, принесенная в храм с монашеской горы Афона, возносила умы и сердца богомольцев к православному Востоку и объединила их духовным общением со средоточием молитвенно-созерцательной жизни всего православного мира. И предносился духовному взору богомольцев древний Сионский храм в Мирах Ликийских, где литургисал великий Угодник Божий Николай, ныне с высоты благословляющий своею десницею новый храм его имени. Торжественно прославлялся в молитвенном сознании присутствовавших и итальянский Бар-град, где почивают святые мощи великого Чудотворца, для возвеличения которых достойным русского имени церковным сооружением и назначен служить Петроградский Николо-Александровский храм. А лик царственного Святого Русской земли, благоверного князя Александра Невского, - обращал внимание богомольцев к небесному предстательству за наше Отечество и необоримому покровительству в лихие времена иноземного нашествия, к молитвенной памяти о мучениках Царе и Князе, живот свой положивших за благо Родины, и призывал горячо и усердно молиться за Царствующий Дом и всероссийское христолюбивое воинство в годину тяжких для всех испытаний, созданных тевтонским засильем.
Литургию и чин освящения храма утром 15 декабря совершал митрофорный протоиерей П. И. Соколов в сослужении местного благочинного протоиерея А. С. Кононова, настоятеля Покровской церкви протоиерея В. А. Акимова и двух местных иеромонахов о.о. Неофита и Ювеналия, протодиакона Казанскаго собора, о. Феодорова и двух диаконов, при хоре митрополичьих певчих, под управлением И. Я. Тернова.
После освящения храма Секретарь Палестинского Общества А. А. Дмитриевский передал Великой Княгине Елизавете Феодоровне «художественную по исполнению копию иконы чтимой святыни храма - Божией Матери “Скоропослушницы”» с просьбой поднести эту икону Императрице Александре Феодоровне. Великая Княгиня ответила, что “Государыня Императрица еще сегодня изволила расспрашивать о храме вашем и выражала желание быть даже на освящении, но страшный холод помешал Ее намерению”.
После сего А. А. Дмитриевским поднесены были иконы Божией Матери “Скоропослушницы” и Святителя Николая от имени Попечительства всем священнослужителям, принимавшим участие в освящении храма, и спутникам Великой Княгини, а Ее Императорское Высочество благословила членов Попечительства, строителей храма и художников нарочито заготовленными иконками Б. М. “Скоропослушницы” в басменных окладах.
Расписавшись первою в изящной, на подобие старинной рукописи, книге почетных посетителей, Ее Высочество изволила отбыть из храма в Царское Село.
Громадная толпа народа с нетерпением ожидала на площади окончания торжества освящения храма. И как только открылись его священные двери, богомольцы густою и непрерывною вереницею направились в храм. Сотни свечей были возжены пред святыми иконами, началось непрестанное служение молебнов пред чтимою иконою Богоматери “Скоропослушницы”, слышны были молитвенные стенания и сокрушенные вопли, тесною чередой прикладывались благочестивые русские люди к святым иконам и долго и много стояли они в священном восторге и благоговейном изумлении пред исключительным собранием великого сонма древних святынь, слышавших мольбы и моления далеких наших предков».
На третий день после освящения храма Великая Княгиня Елизавета Феодоровна вернулась из Царского Села и вновь посетила храм уже по окончании в нем литургии.
«Встреченная, при входе в храм, членами Попечительства и строителем храма зодчим С. С. Кричинским, Ее Высочество попросила о. настоятеля храма иеромонаха Неофита отслужить молебен Божией Матери Скоропослушнице пред Ее чтимою иконою, украшенною усердием богомольцев и помещенною, по мысли князя А. А. Ширинского-Шихматова, в иконостасе, в киоте, представляющем точное воспроизведение киота чудотворной иконы Владимирской Божией Матери в Московском Успенском соборе. После молебна Ее Высочество… изволила, под руководством знатока древнерусской иконописи В. Т. Георгиевского и проф. А. А. Дмитриевского, подробно осматривать все древние иконы храма и достопримечательные предметы церковной ризницы, выражая при этом свой восторг и изумление, - каким это образом князю А. А. Ширинскому-Шихматову удалось так много собрать в своем храме ценных предметов художественной церковной старины».
Новая церковь поражала и своим внешним видом, и своим убранством. Ее наружные стены были декорированы орнаментом и крестами из белого старицкого камня, крыша покрыта зеленой поливной черепицей. Росписи, подражавшие фрескам Дионисия в Ферапонтовом монастыре, исполнили В.А. Плотников и В.С. Щербаков. Четырехъярусный иконостас, обитый, как в кремлевском Успенском соборе, серебряной басмой, изготовила фирма Хлебникова. Храм украшали ценнейшие иконы XVI-XVII вв. разных школ, собранные председателем строительного комитета и знатоком древнерусского искусства, членом ИППО, князем А.А. Ширинским-Шахматовым, бывшим обер-прокурором Синода. Царские врата датировались XVI веком, золотые сосуды, Евангелие и утварь - ХVI-ХVII веками.
Свои впечатления от храма замечательно выразил известный духовный писатель Е.Поселянин:
«В толчее столичной жизни, у бойкого рынка, на тесной площадке, в скрещении нескольких улиц, поднялась нежданно-негаданно высокая маленькая церковка. Поднялась, забелела стенами, невиданною В Питере звонницею на одной из стен; свободно вознесла на высоком, легком поясе своего купола главу в виде ратного шелома, и стоит, строгая и радостная, скромная и торжественная.
Строители храма, кипевшие своим замыслом, с первых шагов властно схватывают вас и переставляют далеко, за несколько веков. Отрешимся от ежедневной жизни и отдадимся в их власть.
Необходима грань между божественным и человеческим, между житейскою суетою и священною задумчивостью храма. Сени с коленчатою узковатою лесенкою, полуосвещенные, со своими расписанными стенами: какой прекрасный переход от жизни к религиозной мечте... Вошли в них - и уже забылся мир.
Образ святителя Николая, архиепископа Мирликийского, (XVI век)
из иконостаса Николо-Александровского храма
Иконостас Николо-Барградской церкви
Откройте старые двери, какие были в теремах, и погрузитесь в древнюю Русь. Любовью и мечтою о прошлом созданный храм охватывает вас. Этот иконостас, с иконами, сплошь древними: какие чувства, какие тона! Смотрите на лик Богоматери в “Деисусе”, в Ее скорбные и сильные очи... А эти краски, то праздничные,— “поющие, взывающие”, то нежные, тихие... Эта светло-палевая риза в крестах на Николае Чудотворце: хочется трогать руками, ласкать эту радостную материю…
Роспись стен нового храма представляет собою первую в России попытку художественного переложения древней иконописи. Экзамен выдержан. Художники Плотников и Щербаков вошли в свежую, цельную душу того времени и в наивных образах воплотили ясную религиозную мечту.
Виду седой древности этого псково-новгородского храма соответствует и великолепная отделка и утвари. Эти басменные рамы и украшения всего иконостаса, глубокий киот для чтимой иконы Скоропослушницы, - копия киота, где в Успенском соборе в Москве стоит знаменитая “Владимирская”, Царские двери со столбиками, дивный серебряный семилампадник перед Престолом, обронной работы (чеканка), словно опрокинутое малые венцы, разные подлинные ковши, подсвечники, тарелки, аналойчики, древние пелены перед иконами, - все это шепчет ласково и умиленно: “Старая Русь вам кланяется!” Посмотрели бы вы на выносные подсвечники невиданной четырехгранной формы, или на зеркальце для духовенства с рамою, крытою оловянным кружевом.
И ходишь - ходишь среди этой восставшей в тихом сиянии, трогающей и зовущей старины… Всякая мелочь тут обдумана, пролюблена, выношена в душе теме энтузиастом старой русской красоты, каким является князь А. А. Ширинский-Шихматов.
Это первый радостный крик здесь, в северной столице, старой Руси к бледной подражательности.
Русскому Богу - свеча в древнерусском светильнике».
Храм был закрыт в советское время и взорван в мае 1932 года. Чудотворная икона «Скоропослушница» находится сейчас в Александро-Невской лавре. В феврале 2015 года стараниями Общества – Фонда памяти Великого князя Сергея Александровича она впервые приносилась в Москву, где перед ней, установленной возле могилы Великого князя в Новоспасском монастыре, множество богомольцев почтило память первого Председателя ИППО в сто десятую годовщину со дня его мученической гибели.