В поисках одной фотографии
Автор – краевед, занимается историей храмов Федоровского района Саратовской области и, прежде всего, родного села Романовки. Однажды он изучал подшивки «Самарских епархиальных ведомостей» в надежде найти сведения из истории Николаевской церкви села Романовки. Его внимание привлекло сообщение в июльском номере журнала за 1913 год: «О доставлении фотографических снимков с икон святителя Николая и храмов ему посвященных».
Обращение Барградского комитета
В 1913 году в г. Бари в Италии, где покоятся мощи святителя Николая, столь чтимого русским народом, начали строить храм во славу и во имя этого святого и особую странноприимницу для православных паломников. Для руководства постройкой был учрежден особый Барградский комитет под покровительством императора Николая II. Предполагалось при входе в строящийся храм поместить фотографии всех церквей, посвященных святителю Николаю в России, и всех особо чтимых и замечательных по древности и характеру письма его икон.
Обращаясь ко всем епископам, император просил помочь комитету в осуществлении этих планов и доставить подробный список всех храмов и приделов во имя святителя Николая. А настоятелям соответствующих церквей – представить через благочинных фотографические снимки.
Известно, что просьба императора Николая II была выполнена. Это значило, что среди них могли оказаться и фотографии нашей церкви. Фантазия рисовала картину – в храме в далекой Италии висит фото Николаевской церкви села Романовки, которое я долго и безуспешно разыскивал.
Подворье в Бар-граде
Как же узнать, что за фотографии собрал для строящегося подворья Барградский комитет? Идеи были самые фантастические, вплоть до того, чтобы поехать в Бари самому и на месте выяснять судьбу фотографий. Или искать людей в Италии, которые могли бы заехать в Бари. Дочь незадолго до этого была в Италии, обзавелась там знакомыми. Когда я поделился с ней идеей, она удивилась очень: «Зачем тебе людей искать?! Иди в Интернет! Сейчас все в Интернете!»
Я так и сделал. Зашел на сайт подворья по адресу www.bargrad.com. Подворье в Бари снова принадлежит Русской Православной Церкви. Это произошло сравнительно недавно: церемония передачи церкви состоялась 1 марта 2009 года в присутствии президента Италии Джорджо Наполитано и Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева. 23 января 2012 года мэр г. Бари господин Микеле Эмилиано вручил подготовленный муниципалитетом документ о фактической передаче собственности, который подписали архиепископ Егорьевский Марк и священник Андрей Бойцов.
Казалось, что цель совсем близко. Я написал электронное письмо настоятелю подворья Андрею Бойцову, но ответа не было. Не было никакого ответа на письма, отправленные с разных адресов и сообщения с сайта. Неужели они не доходили до получателя? Я начал уже подумывать о бумажном письме. Но до этого решил позвонить по телефонам, благо они были указаны на сайте подворья. И телефон, хотя и не с первого раза, ответил. Со мною разговаривала женщина, которая замещала секретаря буквально на несколько дней. Она вникла в суть моей просьбы и переправила письмо Михаилу Григорьевичу Талалаю – российскому историку, живущему в Италии, который публиковал много материалов по истории подворья в Бари. Он ответил незамедлительно: «Да, действительно, по всей России тогда собирали фотоснимки Никольских храмов, но в Италию этот материал не был отправлен. Все материалы в итоге попали в Императорское православное Палестинское общество в Москву, где они, по моим сведениям, сохранились. Всего Вам доброго!».
Императорское православное Палестинское общество
Императорское православное Палестинское общество (ИППО) ведет отсчет своей истории с 1882 года. Оно было создано Указом императора Александра III и общественной инициативой выдающихся русских людей того времени. 8 мая 1882 года был утвержден устав общества, а 21 мая того же года в Санкт-Петербурге состоялось его торжественное открытие. Ныне ИППО находится в центре Москвы, недалеко от Китай-города. Я писал электронные письма туда не один раз, и ответа не было. Стоит заметить, что ныне председатель общества – Сергей Вадимович Степашин, общество часто посещают и Президент, и Патриарх. Просто так с улицы не зайдешь, чтобы узнать о судьбе фотографий провинциальных церквей.
С того момента, как пришло письмо от Михаила Талалая, прошел уже год. Я спрашивал об архиве ИППО всех новых знакомых, что имеют отношение к Москве и к Церкви, но все попытки вели в тупик.
Наконец, мне посоветовали обратиться к историку Лоре Александровне Герд, доктору исторических наук, ведущему научному сотруднику Санкт-Петербургского института истории. Она ответила: «Архив ИППО почти полностью находится в Архиве внешней политики Российской империи (АВПРИ) в Москве, ул. Серпуховская, д. 15. Я думаю, что интересующие Вас материалы находятся там. В Петербурге есть небольшая часть архива Палестинского общества (в Институте восточных рукописей), но я там не припомню таких фотографий».
Архив внешней политики Российской империи
В фондах этого архива я действительно нашел архив Императорского православного Палестинского общества. Лора Герд детально объяснила схему взаимодействия с Архивом внешней политики, однако работа в архиве требовала много времени, которого при моем напряженном графике просто не было. Большую часть работы взяла на себя краевед Маргарита Бирюкова, живущая в Москве (за что я очень ей благодарен, признателен я также и Региональной общественной организации «Саратовское землячество» в Москве – за совместные поиски). Маргарита Анатольевна родом из села Ахмат Краснокутского района, и в том селе тоже стояла церковь, посвященная святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских.
Документы, присланные со всех концов империи, создавали картину почитания святителя Николая русским народом. Благочинные подробно описывали все церкви и престолы, освященные во имя святого. Однако самих фотографий – цели моего поиска – в документах не было. В графе о присланных фотографиях чаще всего стояли прочерки. Священники писали, что не могут прислать фотографии из-за отсутствия профессиональных фотографов и фотолюбителей, а также невозможности пригласить таковых из города.
Что же касается моей мечты – найти фото Николаевских церквей сел Романовки и Ахмата, она угасла на глазах: списки свидетельствовали, что от Самарской епархии (в том числе из нашего Заволжья) была прислана одна фотография, а от Саратовской епархии фотографий не было прислано совсем. Искать дальше не имело смысла.
Музей истории религии
Неожиданно я получил письмо из редакции сайта «Россия и Христианский Восток»: «Геннадий, Вы интересовались фотографиями Никольских храмов, собранных по заказу ИППО. Эти фото надо искать в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге, куда после революции попали архивы ИППО». Оказывается, несколько дней тому назад состоялась презентация книги «Храм святителя Николая в Бари. Проект А.В. Щусева», выпущенной в рамках выставочного проекта «Итальянские постройки Алексея Щусева». Авторов больше интересовало участие русского архитектора А.В.Щусева в строительстве подворья, но в книге нашлось место и истории о сборе фотографий храмов и икон, посвященных святителю Николаю. Более того, там было опубликовано и несколько фотографий Николаевских церквей, собранных когда-то ИППО.
Долг исследователя требовал довести историю до конца, и я написал в Музей истории религии. От провинциальных церквей фотографий было мало, и я предполагал, что на фото от Самарской епархии будет храм либо из самой Самары, либо какого-то уездного города. Удивительно, но единственная фотография, присланная Самарской епархией, была из провинциального села Березового Яра Николаевского уезда. Ныне это село Березово Пугачевского района и тоже относится к Покровской епархии.
Березовый Яр
Березово – одно из старейших сел Пугачевского района Саратовской области, расположенное на крутом правом берегу реки Большой Иргиз. Оно было основано в 1706 году переселенцами – государственными крестьянами. Первая церковь была построена иждивением прихожан в 1786 году. Она была деревянной, имела один престол во имя святителя Николая Чудотворца. Освящена была в 1789 году протоиереем Георгием Ивановым из Саратова. К приходу были приписаны соседние деревни общим числом 800 дворов, поэтому по штату полагалось 4 священника, 3 дьякона, 4 дьячка и 4 пономаря. В 1826 году церковь была перестроена.
Строительство новой церкви, фотография которой и была отправлена в Барградский комитет, началось в 1885 году. Наблюдение за постройкой церкви с ответственностью за прочность и правильность принял на себя самарский епархиальный архитектор Павел Александрович Иностранцев. В 1886 году строительство церкви было завершено, однако освящение ее отложили на долгих пять лет. Главный престол во имя святителя Николая Чудотворца освятили 2 (14) октября 1890 года, придел в честь Покрова Божией Матери – 28 июля (9 августа) 1891 года. Новая церковь была тоже деревянная, покрыта железом, с отоплением, рассчитана на 1880 прихожан.
Неизвестно, кто и когда сделал эту фотографию храма. Однако можно уверенно сказать, что инициатива отправки принадлежала настоятелю священнику Дмитрию Устинову, который служил в церкви Березового Яра с 1883 года. В те годы он исполнял и обязанности благочинного VIII округа Николаевского уезда.
Так неожиданно закончилась история трехлетних поисков фотографий, собранных когда-то комитетом при строительстве подворья в итальянском городе Бари. Я искал одну церковь, а нашел совершенно другую, но тоже находящуюся на территории Покровской епархии. Спасибо священнику Дмитрию Устинову – едва ли он предполагал 100 лет назад, что эту фотографию будут разыскивать по всей России.
Геннадий Кузнецов