Роль Великого князя Константина Николаевича Романова в создании Русской Палестины
1856-1862
Русская Палестина — это собирательное название русских земельных владений и различных объектов недвижимости, построенных на Святой земле в XIX веке. Русская Палестина — явление уникальное, за своё более чем 150-летнее существование она сумела пережить различные мировые потрясения и сохраниться как оплот русского православного христианства на Востоке. Начало её было положено в 1856 году, когда организованный Палестинский Комитет приобрёл земли в центре Иерусалима и осуществил строительство первых русских объектов, называемых Русским подворьем.
История возникновения Русской Палестины мало изучена. Впервые тема создания и строительства Русского подворья в Иерусалиме была освещена в 2011 году в рамках конференции «Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим» [1].
Данное исследование, основанное на изучении документов Российского государственного архива военно-морского флота (РГАВМФ), призвано дополнить опубликованные материалы.
Иерусалим, Гроб Господень — самые значимые объекты для почитания православных верующих, стремящихся им поклониться. Посещение святых мест представляло большую трудность для российских паломников. Постоянного морского сообщения между Россией и Палестиной не существовало, и богомольцы были вынуждены добираться до Иерусалима через Европу.
После поражения в Крымской войне Россия потеряла свои позиции на Чёрном море. По условиям мирного договора 18 марта 1856 года Россия не могла иметь на Чёрном море военный флот, арсеналы и крепости. Море объявлялось нейтральным и открытым только для коммерции. Такое положение дел очень беспокоило генерал-адмирала, министра Морского ведомства, Вел. кн. Константина Николаевича. Чтобы вернуть свои позиции на Востоке и обойти условия мирного договора, в Морском министерстве было решено создать коммерческую организацию «Русское Общество Пароходства и Торговли» (РОПиТ) и открыть новые пассажирские линии перевозок.
Кроме геополитических задач, коммерческую организацию занимала другая высшая цель, состоящая в содействии Общества русскому православному населению Империи в посещении святых мест в Палестине.
5 ноября 1856 года Вел. кн. Константин Николаевич представил доклад Императору Александру II, в котором говорилось, что «Русское Общество Пароходства и Торговли намерено неотлагательно приступить к заказу, покупке и постройке пароходов, дабы при первой возможности открыть рейсы и, между прочим, сообщение между Одессой, Афоном и Бейрутом. В то же время необходимо озаботиться, чтоб к открытию помянутых сообщений пароходы Общества находили с самого начала достаточное число пассажиров и чтоб самые первые рейсы не были убыточны для Общества. Для этого предоставляется весьма важным средством обратить внимание православного населения России на удобство предстоящих пароходных сообщений для желающих поклониться святым местам и сообщить им подробные расчёты издержек, сопряжённых с путешествием в Иерусалим и на Афон. С сей целью было бы весьма полезно составить на местах и потом напечатать «Путеводитель для православного паломника к Святым местам» с означением маршрутов, гостиниц, средств сообщения, цен на жизненные припасы, на переезды, ночлеги и т. п.» [2]. Доклад был одобрен, и Иерусалимский проект получил высочайшее покровительство Императора.
Для сбора информации к путеводителю в Палестину Морским министерством был направлен чиновник особых поручений статский советник Борис Павлович Мансуров. Его миссия носила секретный характер, и он подчинялся непосредственно Вел. кн. Константину Николаевичу. В составленной Константином Николаевичем инструкции для Б. П. Мансурова предписывалось: «В продолжение всего путешеcтвия следует всячески избегать всякой официальности и вести себя скромным и простым образом, дабы не обращать на себя внимание местных властей и агентов иностранных газетчиков. Для этого отнюдь не адресовать из-за границы писем лицам, известным по своему чину или званию, и вообще должно писать крайне осторожно. Донесение ко мне должно посылать не иначе как при случае через лиц, вполне верных, или через посольства и консульства, но отнюдь не по почте» [3].
При посещении Палестины Б. П. Мансуров обнаружил, что мысль о создании путеводителя была преждевременной, так как православные паломники в Иерусалиме испытывали большие трудности с размещением и прежде всего нуждались в организации пристанищ. Проанализировав ситуацию, Б. П. Мансуров вместо путеводителя предложил свой проект по строительству в Иерусалиме приютов, школ и больниц. Великий князь Константин Николаевич поддержал Б. П. Мансурова. В 1858 году для воплощения Палестинского проекта создали «Иерусалимский комитет» под председательством Вел. кн. Константина Николаевича. Управляющим делами комитета на Востоке назначили Б. П. Мансурова. На заседании комитета постановили:
«— подпискою по всей России приобресть капитал на улучшение участи наших поклонников в Иерусалиме, а отчётность в приходах и расходах вести в комиссариате Морского министерства (поставлены были кружки во всех церквах наших, городских и сельских);
— учредить домовые церкви у наших консулов в Смирне, Бейруте и Александрии;
— увеличить число нашей Миссии Иерусалимской и к штату её прибавить 3000 рублей;
— учредить консульство в Иерусалиме на первый раз в зависимости бейрутского — генерального консульства нашего;
— отправить временную экспедицию на Восток» [4].
Осенью 1858 года в Иерусалим прибыли Б. П. Мансуров и архитектор М. И. Эппингер для выбора места под строительство русского подворья и сбора информации к составлению архитектурного проекта.
В этом же году было открыто российское консульство в Иерусалиме. Первым консулом назначен участник Крымской войны, чиновник Морского министерства, товарищ Б. Мансурова Владимир Ипполитович Доргобужинов. Именно он в период 1858—1859 годов занимался покупкой и оформлением земельных участков в Иерусалиме и его окрестностях.
В конце 1859 года в Иерусалиме, недалеко от Яффских ворот, в собственности российского государства имелся обширный участок земли для строительства русского подворья, представляющий собой три площадки, последовательно спускающиеся с запада на восток. В результате посещения Константинополя и встречи Великого князя Константина Николаевича с султаном Абдул-Меджидом I России был подарен участок земли в Иерусалиме, что облегчило оформление в собственность ранее купленных участков.
В мае—июне 1859 года Великий князь Константин Николаевич принял решение вместе с женой Великой княгиней Александрой Иосифовной посетить Иерусалим и Константинополь; это событие внесло большой вклад в успешное решение Иерусалимского проекта. Совершая двухгодичное плавание с русской эскадрой по Средиземному морю, Великий князь планировал посетить Грецию и встретить Пасху на православной земле. Поездка в Иерусалим не была запланирована. Находясь недалеко от Святой земли, Константин Николаевич просил разрешения Императора Александра II на посещение Иерусалима и получил согласие. В своих письмах к Императору он писал подробные отчёты об этом значимом путешествии: «28 апреля. С утра ждём увидеть берег, но он как заколдованный, и показался только в 11 часов. В 1/2 2-го бросили якорь перед Яффой. Наехали арабы, Мансуров и все наши». «30 апреля. Первый вид Иерусалима, чувства, слёзы, молитвы. Переодевание в палатках. Встреча и приём в большой палатке. Наконец, триумфальный въезд в город, толпа, пыль. Пешком от Яффских ворот, прямо через Греческий монастырь в Храм. Наконец на Голгофе и на Гробе Господнем. Чувства, слёзы, молитвы. Патриарх ввёл в наши прекрасные комнаты. Отдыхаем. Вечером одни опять в Храм; обошли все святыни» [5].
Великий князь стремился увидеть все святые места, о своих посещениях святынь он записывал в дневнике: «1 мая. Византийская Церковь Иоакима и Анны, подаренная Султаном Наполеону. Под нею место, где стоял дом родителей Богородицы. Купель Овчая или Вифезда. Овчие ворота. Спуск в Иосафатову долину, на поток Кедринский. Место, где Стефан был побит каменьями. Гевсимания. Вертеп Богородицы. Гробницы Иоакима, Анны и Иосифа Обручника. Гробница Богородицы. Чудное впечатление, молитва и слёзы. Молебен Богородицы. Скала, где спали три Ученика. Наше место моления у чаши. Сад Гефсиманский и 8 древних маслин. На гору Элион» [6].
В Иерусалиме Вел. Кн. Константин Николаевич активно занимался делами Палестинского комитета. Он вникал во все вопросы строительства русской Палестины:
«2 мая. Утром ездил смотреть купленные нами места у самых городских стен. Очень хорошо выбраны».
«5 мая. Утром осматривал место, купленное для нашего консульства. Прекрасно выбрано, подле самого Храма. При этом проходили сквозь монастыри Коптский и Абиссинский, которые ужасно бедны. Весь день ничего, только был большой официальный завтрак у Дорогобужинова, а в три часа имел длинный разговор с Пашою и дал ему Станислава» [7].
Активная и успешная деятельность комитета в Палестине получила одобрение и поддержку Александра II. Константин Николаевич писал своему брату императору 22 апреля 1859 года из Афин: «Сперва позволь мне от души поблагодарить Тебя, дорогой мой Саша, за милое письмо Твоё от 31-го марта, которое получил я здесь от Мансурова в самый день нашего прихода, за то, как Ты взял всё наше Иерусалимское дело под Твоё собственное покровительство, и за всё сочувствие и за любовь, которое Ты в этом деле показал… Благодарю за разрешение также представить моего доброго Мансурова к награде. Я бы полагал, что назначение его статс-секретарём было бы для него лучшей наградой, которая в то же время дала бы ему и то общественное положение и вес, которые нужны, чтобы с надлежащем успехом действовать в порученном ему деле» [8].
Осенью 1859-го началось строительство Русского подворья. Главным архитектором проекта стал академик М. И. Эппингер. Мартын Иванович Эппингер обучался архитектуре в Санкт-Петербургской Академии художеств. После окончания обучения он работал на строительстве в окрестностях С.-Петербурга, в том числе — на строительстве Гатчинского дворца. Получив за теоретические работы звание академика, М. И. Эппингер отправился за свой счёт изучать древнюю архитектуру на Афон. Накопленные знания архитектор использовал для создания проекта русского подворья, который включал в себя «постройку церкви — собор во имя Живоначальной Троицы на 1200 человек; дома для духовной миссии, два странноприимных дома на 300 человек для мужчин и на 500 человек для женщин, госпиталя для 60 больных, дом для поклонников благородного сословия, здание для служб и помещение для сторожей, с устройством 5-ти новых цистерн и ограды, разведением сада и с планировкой места, согласно ея покатостям» [9].
Созданные архитектором М. И. Эппингером здания Русской Палестины являются самыми значимыми его постройками. За них архитектор был признан в 1862 году Академией художеств «своим почётным вольным общником».
Помощниками М. И. Эппингера при строительстве комплекса русского подворья были русские архитекторы Василий Андрианович Дорогулин и Михаил Фёдорович Грановский. М. Ф. Грановский также является автором росписи в Троицком соборе.
Строительство велось очень интенсивно, архитектор был наделён полномочиями «действовать совершенно самостоятельно как в хозяйственном отношении, так и в постепенном развитии работ, ограничить его только утверждённом в главных чертах проектами и исчисленною суммою и поручить по временам особо назначенными Вел. кн. Константином Николаевичем лицам производить осмотр работ, с тем, однако, чтобы Морское Министерство поставляемо было ежемесячно, в известность как о ходе работ, так и денежных отчислений» [10].
Учёт всем издержкам вёлся очень строго, на каждый вид работ составлялся отдельный контракт. Архитектору постоянно приходилось следить за расходами по строительству, а также учитывать все особенности рельефа и климата, «потому что по важности и особенности предстоящих сооружений невозможно заранее предусмотреть и определить все частности» [11]. Все отчёты о строительстве направлялись в Палестинский комитет и лично Великому князю. Константин Николаевич постоянно интересовался ходом строительства. В письме от 10 августа 1861 года Великому князю сообщали: «Кривошеин привёз очень хорошие известия о ходе Ваших построек в Иерусалиме. Архитектор Эппингер и Дорогулин живут там безвыездно, и у них работает там ежедневно 900 человек, в т. ч. 40 русских. В настоящее время все наши постройки обнесены высокой стеной. Собор подведён под купол, выводится 2-ой этаж дома для миссии и домовой церкви и к октябрю будет готов, выводится 1-ый этаж для поклонников. Службы, бассейн и две цистерны готовы и уже была вода. В течение зимы много перебывало в Иерусалиме наших матросов и офицеров с судов нашей эскадры, и от вида там воздвигающегося создания своего генерал-адмирала, который в воображении матросов должен являть сущее уважение, видя, что и в Иерусалиме он творит добро для русского народа» [12].
В 1862 году Великий князь Константин Николаевич отошёл от руководства строительством в Иерусалиме, поскольку стал наместником Царства Польского. Палестинский Комитет возглавил управляющий министерством народного просвещения статс-капитан А. В. Головнин. С завершением в 1864 году основных иерусалимских построек Палестинский Комитет исчерпал свои функции, и дальнейшее руководство паломническим делом решено было оставить за Министерством иностранных дел.
Строительство Русской Палестины начиналось как проект Морского министерства. Великий князь Константин Николаевич, будучи министром, являлся его идейным вдохновителем и непосредственным руководителем. Для успешного воплощения проекта им была создана команда верных ему людей — Палестинский комитет. Все вопросы, как покупка земли или строительство зданий, решались с активным участием Великого князя. На протяжении всего строительства Константин Николаевич курировал вопросы создания Русской Палестины, регулярно получая отчёты по сметам и ведению работ. Русская Палестина существует более 150-ти лет. Число паломников из России, стремящихся поклониться Святым местам, неуклонно возрастает, как и интерес к истории паломничества и создания русских построек на Святой земле. Обращаясь к этой истории, мы можем отметить особую роль Великого князя Константина Николаевича как начинателя проекта и его вклад в дело строительства Русской Палестины.
_____________
Примечания
1. Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания. М., 2012.
2. РГАВМФ. Ф. 410. Оп. 2. Д. 1369. Л. 3.
3. РГАВМФ. Ф. 410. Оп. 2. Д. 1369. Л. 7—8.
4. Вах К. А. Великий князь Константин Николаевич и русское паломничество в Святую землю. К 150-летию основания русской Палестины. М., 2011. С. 32—33.
5. Переписка Императора Александра II с Великим князем Константином Николаевичем. Дневник Великого князя Константина Николаевича. М., 1994. С. 164.
6. Там же.
7. Там же. С. 166.
8. Там же. С. 104.
9. РГАВМФ. Ф. 84. Оп. 1. Д. 6586. Л. 4.
10. РГАВМФ. Ф. 84. Оп. 1. Д. 6586. Л. 7—8.
11. Там же.
12. РГАВМФ. Ф. 410. Оп. 2. Д. 335. Л. 100.
Н.В. Казанина
Опубликовано в: Православное искусство в современном мире. Всероссийская научно-практическая конференция. — Красноярск: Издательский дом «Восточная Сибирь», 2013.