RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

21 ноября 1472 в Москву из Рима прибыла византийская принцесса София Палеолог

21 ноября 1884 В.Н. Хитрово писал М.П. Степанову о небрежной работе почты под началом РОПиТа

21 ноября 1897 состоялись первые палестинские чтения Новгородского отдела ИППО

Соцсети


Памяти отца архимандрита Антонина.
(Хронологический список сочинений и переводов его)

Подготовка к печати и предисловие Р. Б. Бутовой

Р. Б. БУТОВА
СТЕПАН ИВАНОВИЧ ПОНОМАРЕВ

Степан Иванович Пономарев (l828-I9l3) - известный русский писатель-библиограф, автор около 700 разнообразнейших публикаций. Среди главных его работ отметим посмертное редактирование издания стихотворений Н. А. Некрасова (по воле сестры покойного, А. А. Буткевич), издание материалов для библиографий Н. М. Карамзина, М. В. Ломоносова, А. С. Пушкина, П. А. Вяземского, А. Мицкевича, Н. И. Гнедича, А. С. Грибоедова. С. И. Пономарев участвовал также в составлении каталога Киевской Публичной библиотеки, Словаря русских писательниц и Материалов для Словаря псевдонимов.

Особое место в наследии С. И. Пономарева занимают труды его по библиографии русской церковно-исторической литературы. Им были составлены списки сочинений святителя Филарета (Дроздова), архиепископа Филарета (Гумилевского), митрополита Евгения (Болховитинова), предметный указатель к Четьим-Минеям святителя Димитрия Ростовского, указатели к Киевским епархиальным ведомостям.

В 1873-1874 годах Степан Иванович посетил Афон и Святую Землю, составил каталоги библиотеки Русского Свято-Пантелеимонова Афонского монастыря, консульской библиотеки и библиотеки Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

Посещение Святых Мест подвигло его на создание фундаментального труда «Иерусалим и Палестина в русской литературе, науке, живописи и переводах» (СПб., I877). Кроме того, он занимался изданием и изучением трудов епископа Порфирия (Успенского) [Новые труды Преосвященного Порфирия (Успенского) Записки Императорской Академии наук. 1878. Т. ХХХ. Кн. 2; Очерк истории Афона (по книгам Преосвященного Порфирия) // Церковно-богословский вестник. 1880. № 51, 52, 59, 60, 6], 62, 63, 66, 67, 71, 72].

В Иерусалиме произошло его знакомство с начальником Русской Духовной Миссии, архимандритом Антонином (Капустиным), переросшее в теплые, дружеские отношения на много лет. [Подробнее об их дружбе см.: Дмитриевский А. А. Памяти библиографа и вдохновенного поэта Святой Земли С. И. Пономарева (По переписке его с отцом архимандритом Антонином и B. H. Хитрово). Пг., 1915].

В связи с возрастающим интересом историков и широкой православной общественности к личности и наследию создателя «Русской Палестины», мы сочли целесообразным опубликовать в настоящем сборнике «Богословских трудов» работу С. И. Пономарева «Памяти отца архимандрита Антонина», в которой дано весьма необходимое для современных церковных исследователей полное библиографическое обозрение трудов Архимандрита и публикаций о нем. Статья была напечатана в год смерти архимандрита Антонина в Трудах Киевской Духовной Академии (1894.Т. 3. С. 636-652). Для подготовки публикации мы имели счастливый случай пользоваться отдельным оттиском статьи по экземпляру ГПИБ (шифр 57 02/201), с дополнениями и исправлениями немалочисленных ошибок и опечаток, сделанными неизвестной (возможно, авторской) рукой.

Современники недаром называли С. И. Пономарева «певцом Святой Земли». Из года в год, начиная с 1875-го, он печатает в различных изданиях свои стихи «Из Палестинских впечатлений». Собранные вместе, они стали посильным приношением русского писателя-паломника земной родине Спасителя. Удивительный по глубине и фактологической насыщенности стихотворный некролог «Светлой памяти Василия Николаевича Хитрово», также принадлежащий перу С. И. Пономарева, печатается нами по первой публикации (Черниговские епархиальные известия. 1903. 17; были и отдельные его оттиски).

С. И. ПОНОМАРЕВ

ПАМЯТИ ОТЦА АРХИМАНДРИТА АНТОНИНА
(Род. 1817 г. Авг. 12; сконч. 1894 г. Марта 24)

Ничто так не знакомит нас с чело­веком,
как его собственная речь, и в
особенности речь предсмертная.
Архимандрит Антонин

Хронологический список сочинений и переводов его

Литературная деятельность отца архимандрита началась в 30-х годах, когда он еше был воспитанником Пермской, а потом Екатеринославской семинарий (в последней ректором был дядя его). Уже там он известен стал как поэт и, между прочим, написал в стихах «Седмицу Страстей Христовых», которая позднее была и напечатана: Но большая часть его стихотворений осталась в рукописи. (Любовь к стихам сохранил он до конца жизни и очень часто импровизировал их в дружеских письмах, иногда чрезвычайно шутливо и колко). Печатные произведения его начи­наются с 1843 года, в Киеве, в журнале Воскресное чтение, где он участвовал статья­ми оригинальными и переводными, но указать их теперь могут разве одни сослу­живцы его. Нам же известны произведения его только с 1850 года, список которых и предлагаем вниманию почитателей его памяти.

Мы не станем говорить здесь о значении его крупных сочинений по истории и археологии Востока — они хорошо известны тем, кому о них ведать надлежит; мы заметим только, что сами корреспонденции его с Востока являются весьма ценным источником для истории Церкви Афинской, Константинопольской и особенно Иерусалимской. В них наглядно изображаются и святыни края, и особенности тамошнего богослужения, и многие деятели, и местная природа, и быт наших поклонников, и пр. и пр. О своих корреспонденциях он мог бы сказать словами преподобного Афанасия Афонского: «Желаю, как живым голосом, так и настоя­щим писанием открыть всем свою мысль и свою заботу, которою волнуясь посто­янно, в скорби чрезмерной провел все дни моей жизни». В этом смысле, коррес­понденции его заслуживали бы собрания и издания в одной книге. Указание их и вообще хронологический список его сочинений необходимы и потому еще, что они мало кому известны: журнальная критика почему-то молча проходила даже мимо его важнейших сочинений (например, его «Заметок поклонника Св. Горы»), а небольшие статьи и корреспонденции подписаны то одними буквами, то разнооб­разными псевдонимами, например: А; А. А; А и Б; А. С.; Ал. Введенский; О. Загороднин; Иерусалимский старожил; Камзолов; Один из поклонников; А. Орестов; А. Отшибихин; Папандони; П-ни; Поклонник; Посетитель Вифлеема; А. Солодянский; Sol.

Псевдонимы эти он сам открыл и указал нам в оттисках статей своих, в быт­ность нашу в Иерусалиме в 1873—1874 годах. К немалому сожалению, нам вовсе неизвестны корреспонденции его в Афинской печати, а они в свое время произво­дили немалое впечатление в Иерусалиме и даже на Западе Европы. Вообще, лите­ратурная деятельность отца архимандрита Антонина была так сложна и так продолжительна, что для полного изображения ее потребуется еще немало трудов нескольких лиц. Мы даем, что можем, и в то же время сознаем, что труд наш, по местным обстоятельствам, далек от желанной полноты.

1850
1) Седмица Страстей Христовых. Стихи. Киев, 1850.
2) А. А. Круг подвижных праздников Церкви. Слова и беседы на воскресные, праздничные и другие особенно чествуемые дни Постной и Цветной Триоди. Киев, 1850. Т. 1. (Рец.: Москвитянин. М., 1850. № 19. С. 107 // Отечественные Записки. СПб., 1850. Т. 74. Отд. 6. С. 41).

1853
3) Некролог архимандрита Феофана (Авсенева), начальника миссии нашей в Риме // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1853. Ч. 77. Отд. 7. С. 101-108.

1854
4) О христианских древностях в Греции // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1854. Ч. 81. Отд. 2. С. 31, 143.

1859
5) О разрытиях внутри российско-посольской церкви в Афинах // Извес­тия Императорского Археологического общества. СПб., 1859. Т. 2. Вып. 3. С. 129-145.

1860
6) Избрание Патриарха на Константинопольский престол (митрополита Кизического Иоакима) и патриаршее служение // Церковная летопись духовной беседы. СПб., 1860. № 50. С. 770—782. Отрывок: Патриаршее служение // Странник. СПб., 1861. Отд. IV. С. 26.
7) Заметки поклонника Святой Горы (1859) / / Труды Киевской Духовной Ака­демии. Киев, 1860. Кн. 1; 1861. Кн. 2, 10, 11; 1862. Кн. 5, 6, 11; 1863. Кн. 1, 4, 5, 7. Отд. изд.: Киев, 1864. 402 с.

1861
8) А. А. Известие о присоединении к Православию мельхитов (или сирийцев) // Руководство для сельских пастырей. Киев, 1861. № 13. С. 87—90; № 17. С. 443.
9) С Востока. (О Богословском училище на острове Холки) // Христианское чтение. СПб., 1861. Т. 2 (октябрь). С. 270. Отд. оттиск: СПб., 1861. 39 с.

1862
10) Принкипо. Письмо из Константинополя от 20 августа 1861 г. // Духовный вестник. Харьков, 1862. № 2. С. 195. Отд. оттиск: Харьков, 1861. 25 с.
11) О поездке в Тризину // Иллюстрированный листок. СПб., 1862.
12) Поездка в Вифинию // Христианское чтение. СПб., 1862. Т. 2. С. 660.

1863
13) Вифиния // Христианское чтение. СПб., 1863. Т. 1. С. 422; Т. 2. С. 67, 229, 493.
14) А. Б. О Влахернской иконе Покрова Пресвятыя Богородицы // Христиан­ское чтение. СПб., 1863. Т. 3. С. 245.
15) Письмо от 26 марта 1869 г. к митрополиту Исидору (о рукописи Филонида / Собрание мнений и отзывов Филарета, Митрополита Московского и Коломен­ского, по учебным и церковно-государственным вопросам. СПб., 1887. Т. 5. Ч. 1. С. 422.
16) Письмо от 4 ноября 1863 г. к обер-прокурору Св. Синода А. П. Ахматову (о Вселенском Патриархе Софронии) // Собрание мнений и отзывов Филарета, Ми­трополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. СПб., 1887. Т. 5. Ч. 1. С. 492. (См.: Письма Митрополита Филарета, из­данные архиеп. Саввой. СПб., 1888. Т. 2. С. 197).
17) Заметки XII—XV вв., относящиеся к крымскому городу Сугдее, приписан­ные на греческом синаксаре / / Записки Одесского общества истории и древностей. Одесса. 1863. Т. 5. С. 594-628.
18) Acta patriarchatus Constantinopolitani // Записки Одесского общества истории и древностей. Одесса, 1863. Т. 5. С. 963—966.

1864
19) Заметки поклонника Святой Горы. Киев, 1864. 402 с.

1865
20) Древние акты Константинопольского Патриархата, относящиеся к Новорос­сийскому краю (1317—1396) // Записки Одесского общества истории и древностей. Одесса, 1865. Т. 5, отд. 2. С. 445-473.

1866
21) А. А. Пять дней на Святой Земле и в Иерусалиме в 1857 году / / Душеполез­ное чтение. М., 1866. № 1—4. Отд. изд.: М., 1866. 113 с.
22) Посетитель Вифлеема. Праздник Рождества Христова в Вифлееме // Цер­ковная летопись духовной беседы. СПб., 1866. № 9. С. 126; № 10. С. 141. Отд.оттиск: СПб., 1866. 16 с.
23) Латинское богослужение последней Недели Великого поста в Иерусалиме //Христианское чтение. СПб., 1866. С. 468.
24) Папандони. Посвящение латинского епископа в Иерусалиме // Херсонские епархиальные ведомости. Одесса, 1866. № 14. С. 262.
25) Папандони П. Г. Праздник 30 августа 1866 г. в Иерусалиме // Северная поч­та. СПб., 1866. № 209. Перепеч.: Церковная летопись духовной беседы. СПб., 1866. № <не указан>. С. 662; Херсонские епархиальные ведомости. Одесса, 1866. № 20. С. 208.

1867
26) Проповеднический круг подвижных праздников Церкви. М., 1867. 2 т.
27) 6-е января на Иордане // Херсонские епархиальные ведомости. Одесса, 1867. № 5. С. 205-235.
28) Миссионерские заметки из Святой Земли: Иерусалимский Патриархат; латино-греческий приход; латинская семинария; новые миссионерские станции; учебные и благотворительные заведения; воспитательный дом для бедных мальчи­ков; римско-католическое общество в Иерусалиме; австрийский поклоннический дом; церковь св. Анны; римско-католические греки и армяне; Греческая Право­славная Церковь; несоединенные армяне; копты, сирияне и абиссинцы в Иеруса­лиме; Россия при Гробе Искупителя; протестанты в Иерусалиме / Пер. с нем. // Церковная летопись духовной беседы. СПб., 1867. № 1. С. 33, 68, 87. Отд. оттиск: СПб., 1867. 42 с.
29) Известие о последовании божественного и священного умовения, по вновь изложенному чину, с некоторым пространнейшим толкованием / Пер. с греческой рукописи с примечаниями // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1867. № 5. С. 304-319.
30) Папандони. Пасха в Иерусалиме // Херсонские епархиальные ведомости. Одесса, 1867. № 12. С. 140-162.
31) Π-ни. Патриаршее богослужение в Иерусалиме (по поводу 25 мая в Париже) // Церковная летопись духовной беседы. СПб., 1867. № 30. С. 519—528.
32) О молитве внутренней, внешней и церковной // Душеполезное чтение. М., 1867. № 5. С. 49-54.
33) Христианский плач об умерших // Душеполезное чтение. М., 1867. № 6. С. 107-121.
34) Христианская свобода // Душеполезное чтение. М. <год не указан>. № 6. С. 122-134.

1868
35) Аоон и Афон (возражение на книгу Н. А. Благовещенского об Аооне) // Ду­шеполезное чтение. М., 1868. № 1—3. Отд. изд.: М., 1868. 42 с.
36) Из Иерусалима. Впечатление от кончины Митрополита Московского Фила­рета // Церковная летопись духовной беседы. СПб., 1868. № <не указан>. С. 123.
37) Преосвященный Мелетий, наместник Иерусалимского Патриархата. Некро­лог // Церковная летопись духовной беседы. СПб., 1868. № <не указан>. С. 124. Перепеч.: Странник. СПб., 1868. № 4. Отд. 4. С. 180-183.
38) О поездке в землю Филистимлянскую. Отрывок из письма А. А. к М. П. Пого­дину // Русский. СПб., 1868. И января. Л. 11.
39) А. и Б. 26-го января в Лавре Св. Саввы / / Труды Киевской Духовной Акаде­мии. Киев, 1868. Т. 2. С. 42. Отд. изд.: Киев, 1868. 94 с.
40) А. Солодянский. Письмо из Иерусалима от 21 марта: зима; поклонники; Преосвященный Александр, бывший Полтавский; постройки; абиссинский князь // Северная почта. СПб., 1868. № 72. С. 7.
41) Письмо из Иерусалима от 5 апреля: Пасха; археологические раскопки; обед­ня 17 апреля // Северная почта. СПб., 1868. № 94. Peu.: Воскресное чтение. XXXII. Кн. I. С. 551 // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1869. № 5. С. 413. Отры­вок: Солодянский А. Патриаршее свяшеннослужение 17 апреля в Иерусалиме // Странник. СПб., 1868. № 5. С. 50.
42) А. А. Богословское училище близ Иерусалима // Духовная беседа. СПб., 1868. Т. 2. С. 161, 181, 234.

1869
43) Мучения Св. Домны // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1869. № 1. С. 120-133.
44) А. Орестов. От Босфора до Яффы // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1869. № 3 - 5 . Отд. изд.: Киев, 1869. 84 с.
45) Св. Николай, епископ Пинарский и архимандрит Синопский // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1869. № 6. С. 445—497.
46) А. С. Из Иерусалима (водосвятие в храме Воскресения) // Херсонские епархиальные ведомости. Одесса, 1869. № 5. С. 146—147. Отд. оттиск: Одесса, 1869. 8 с.
47) Поклонник. Письмо из Иерусалима от 27 июля: постройки; следствия виф­леемских беспорядков; служение двух Патриархов; воззвание Валерги; пропаганда протестантская; дворец царицы Елены // Херсонские епархиальные ведомости. Одесса, 1869. № 19. С. 645—655. Перепеч.: Нижегородские епархиальные ведомо­сти. Нижний Новгород, 1869. № 22. Отд. оттиск: Нижний Новгород, 1869. 11 с.
48) А. Отшибихин. Дуб Мамврийский, письмо к редактору // Всемирная иллю­страция. СПб., 1869. № 42.

1870
49) А. А. Латинское предание на Востоке (из Триестской греческой газеты «Клио», о влиянии Франции и Италии в Палестине) // Херсонские епархиальные ведомости. Одесса, 1870. № 3.
50) Поклонник. Письмо из Иерусалима от 14 февраля: бездождие; крестный ход // Херсонские епархиальные ведомости. Одесса, 1870. № 6. Перепеч.: Киевские епархиальные ведомости. Киев, 1870. № 9. С. 303.
51) Один из поклонников. Из Иерусалима. Некролог монахини Магдалины Эберн, смотрительницы женского приюта в иерусалимских русских постройках. Надгробное слово // Херсонские епархиальные ведомости. Одесса, 1870. № 10. Отд. оттиск: Одесса, 1870. 8 с.
52) Наставления поклонникам Св. Гроба, по прочтении Великого канона // Духовная беседа. СПб., 1870. Т. 1. С. 217.
53) Приветствие поклонникам, после приобщения Святых Тайн // Духовная беседа. СПб., 1870. Т. 1. С. 217.
54) Слово, произнесенное на Голгофе, в Великий Пяток, при обношении пла­щаницы // Духовная беседа. СПб., 1870. Т. 1. С. 229.
55) Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Ликии в Италию // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1870. № 5. С. 396—427.

1871
56) Наставление русским поклонникам в Иерусалиме, пред исповедью // Духов­ная беседа. СПб., 1871. Т. <не указан>. С. 209.
57) Приветствие поклонникам по причащении Святых Тайн // Духовная беседа. СПб., 1871. Т. <не указанХ С. 215.
58) Слово на Голгофе, в Великий Пяток // Труды Киевской Духовной Акаде­мии. Киев, 1871. № 4. С. 219-224.
59) Письмо из Иерусалима от 22 мая: минувшие святки Рождества Христова; патриаршее служение на Иордани; открытие патриаршей больницы; суббота Лаза­рева; Страстная седмица; Пасха; праздник Троицы; дуб Мамврийский // Херсон­ские епархиальные ведомости. Одесса, 1871. № 16. С. 320—330; Церковная лето­пись духовной беседы. СПб., 1871. Т. 2. С. 189, 260.
60) Из записок синайского богомольца // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1871. № 2, 4, 8; 1872. № 5; 1873. № 3, 9. Отд. оттиски: Киев, 1871. 198 с; 1872. 72 с ; 1873. 76 с.

1872
61) Слово на Голгофе // Духовная беседа. СПб., 1872. Т. <не указан>. С. 361.

1873
62) Еще о святителе Николае Мирликийском // Труды Киевской Духовной Ака­демии. Киев, 1873. № 12. С. 241-288.

1874
63) Древний канонарь синайской библиотеки // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1874. № 5. С. 189-216.; № 6. С. 458-497.
64) О древних христианских надписях в Афинах. СПб., 1874. 84 с : 26 л. ил. Отзыв: Срезневский И. И. / / Записки Императорской Академии наук. СПб., 1874. Т. 28.
65) А. А. Нечто об Иерофее и Прокопии // Гражданин. СПб., 1874. № 31. С. 797.
66) Алексей Введенский. О русском паломничестве в Палестине // Гражданин. СПб., 1874. № 51. 1875
67) Слово на Голгофе // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1875. № 6. С. 818-822.
68) О. Загороднин. Выбор и посвящение нового Патриарха (Иерофея) в Иеруса­лиме // Церковная летопись духовной беседы. СПб., 1875. № 30, 31. Перепеч.: Странник. СПб., 1875. № 8. С. 98-113; Духовная беседа. СПб., 1875. № 45.
69) Доктор Сепп у самарян // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1875. № 10. С. 90-107.
70) Фараон, Моисей и Исход // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1875. № 11. С. 250-271; № 12. С. 456-472.
71) Интересы Русской Церкви и поклонников в Палестине (ответ на статью А. Д. Ушинского) // Церковный вестник. СПб., 1875. № 50.
72) Отчет о пожертвованиях в Иерусалимскую Миссию // Духовная беседа. СПб., 1875. В конце года.

1876
73) Наставления говеющим, по прочтении Великого канона в Иерусалиме // Духовная беседа. СПб., 1876. № 10. С. 289-301.
74) Слово на Голгофе // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1976. № 5. С. 410-417.
75) Письмо настоятеля Иерусалимской Миссии, по поводу статьи А. Ушинского // Церковный вестник. СПб., 1876. № 15. С. 3—6.
76) А. А. Из Иерусалима. Письмо в редакцию: состояние умов; не оправдавшие­ся опасения; закрытие больницы и недостройка церкви (на Елеоне) и приюта (близ Иерихона) // Церковный вестник. СПб., 1876. № 32. С. 4.
77) Из Иерусалима: вопрос иерусалимский и Патриарх Кирилл; иерусалимские слухи о войне; бразильский император; артист Лазарев; пропаганда католическая и протестантская // Церковный вестник. СПб., 1876. № 51. С. 4—6.

1877
78) Св. преподобномученица Сосанна Палестинская // Труды Киевской Духов­ной Академии. Киев, 1877. № 2. С. 380-405.
79) Еще по делу о Патриархе Иерусалимском Кирилле // Церковный вестник. СПб., 1877. № 3. С. 2-4! Ср.: Церковный вестник. СПб., 1877. № 22. С. 126.
80) А. Солодянский. Письмо из Иерусалима от 30 апреля // Церковный вест­ник. СПб., 1877. № 22.
81) А. Камзолов. Из Яффы // Гражданин. СПб., 1877. № 18. С. 447.
82) Sol. Греческая драма: Юлиан Отступник / Пер. критической статьи, приме­чания // Гражданин. СПб., 1877. № 41-44. С. 891-894.
83) Иерусалимский старожил. Из Иерусалима (по поводу газетных корреспон­денции) // Церковный вестник. СПб., 1877. № 25. С. 11.
84) А. А. Кирилл II, бывший Иерусалимский Патриарх // Церковный вестник. СПб., 1877. № 38. С. 15-17.
85) А. Солодянский. Протестантская пропаганда в Палестине; окружное посла­ние епископа Гоббата; Православие в Палестине // Церковный вестник. СПб., 1877. № 4 1 . С. 3-8.

1878
86) Sol. Из Иерусалима. О восточном вопросе и филлинизме // Гражданин. СПб., 1878. № 16-17. С. 317.
87) Sol. По пути из Св. Земли (ожидаемая железная дорога к Иерусалиму; агита­ция папства; требование русского консула уничтожить Русскую Духовную Миссию) / / Гражданин. СПб., 1878. № 23-25. С. 453-455.
88) О. Загороднин. Новые впечатления старого паломника // Гражданин. 1878. № 35-37. С. 635-638.
89) О том, как доктор Сепп открыл древний храм Ваала между Иерусалимом и Вифлеемом / / Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1878. № 3.

1879
90) В Румелию. СПб., 1879. Т. 1. (Рец.: Дестунис Г. // Исторический вестник. СПб., 1880. № 8.; Сырку П. / / Московские ведомости. Μ. , 1879. № 330.; Помялов­ский // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1880. № 6, 7 // Новое время. 1880. № 1482; Одесский вестник. № 3).

1880
91) Из Иерусалима. Зима; праздник Рождества Христова и Богоявления; молеб­ствия // Церковный вестник. СПб., 1880. № 5.

1881
92) Отшибихин. Святоградские заметки // Церковный вестник. СПб., 1881. № 9.

1883
93) Слово на Голгофе: Совершишася! // Душеполезное чтение. М., 1882. № 6. С. 204-212. Отд. оттиск: М., 1883. 9 с.
94) А. Отзыв паломника-очевидца последних событий в Иерусалимской Патри­архии / / Русь. СПб., 1883. № 2. С. 61.; № 3. С. 56.

1884
95) Слово на Голгофе: Разбойник, распятый со Христом // Душеполезное чте­ние. М., 1884. № 6. С. 170-179. Отд. оттиск: М., 1884. 10 с.
96) Раскопки на Русском месте близ храма Воскресения в Иерусалиме // Пале­стинский Сборник. СПб., 1884. Вып. 7. С. 1-30, 31—35.

1885
97) Из Иерусалима. Впечатления поклонника. Письмо в редакцию // Церков­ный вестник. СПб., 1885. № 14. С. 238.
98) Слово на Голгофе. Уроки с Голгофы // Душеполезное чтение. М., 1885. № 5. С. 94-102. Отд. оттиск: М., 1885. 9 с.

1886
99) Надгробное слово при погребении И. Дм. Левитова // Русский паломник. СПб., 1886. № 19. С. 172.
100) Слово на Голгофе: Грех неведения //Душеполезное чтение. М., 1886. № 6. С. 206-213. Отд. оттиск: М., 1886. 8 с.
101) Из Румелии. СПб., 1886. Т. 2. 650+2 с: XVIII л. ил.

1887
102) Слово на Голгофе: Неизвинительные укоризны // Душеполезное чтение. М., 1887. № 6. С. 129-134.

1888
103) Слово на Голгофе: Царство Божие //Душеполезное чтение. М., 1888. № 6. С. 202-208.

1889
104) Слово на Голгофе: Происхождение зла и врачество против него //Душепо­лезное чтение. М., 1889. № 6. С. 202-210.

1890
105) Слово на Голгофе. Понятие о спасении в Ветхозаветном и Новозаветном мире //Душеполезное чтение. М., 1890. № 6. С. 133—141.

1891
106) Слово на Голгофе: Страх пред Господом //Душеполезное чтение. М., 1891. № 6. С. 259-266.

1893
107) Слово на Голгофе на текст: «Иисус же, пущ глас велий, издше» // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1893. № 5. С. 3—14.

В рукописи

1) Каталог на греческом языке рукописей Синайской библиотеки, в монастыре на Синае.
2) Дневник его, 14 больших тетрадей, в 4-ю долю, имеющий несомненную важ­ность для уяснения современной нам истории Церкви Афинской, Константино­польской, Иерусалимской и Русской.
3) В бумагах Преосвященного Порфирия (Успенского), находящихся в Импера­торской Академии наук, сохранилось десять писем архимандрита Антонина, от 1859—1863 гг., преимущественно из Константинополя, весьма интересных, по сви­детельству П. Сырку: в них заключается весьма много данных по археологии, исто­рии и литературе христианского Востока.

К архимандриту Антонину были адресованы (и напечатаны в Трудах Киевской Духовной Академии, 1867, № 10, 11) письма архимандрита Порфирия (Успенского) о пресловутом живописце Пан Селине.

Статьи о нем

Автобиографические воспоминания его рассеяны в его сочинениях: «Заметки поклонника Св. Горы» (1864), «Из записок Синайского богомольца» (1871 — 1873), «Поездка по Румелии» (1886) и в книге С. А. Венгерова: «Критико-биографический словарь русских писателей и ученых» (СПб., 1889. Т. 1. С. 627—628).

I. В указании сторонних статей о нем мы прежде всего сгруппируем отзывы Митрополита Московского Филарета, рассеянные в издании Преосвященного Сав­вы: Собрание мнений и отзывов Филарета, Митрополита Московского и Коломен­ского, по учебным и церковно-государственным вопросам. СПб., 1885—1887; и в письмах Митрополита к разным лицам.

1) 1853. По поводу письма иеромонаха Антонина о переводе катехизиса на гре­ческий язык, с намеренным опущением. Т. 3. С. 489—492.
2) 1858. Отзыв митрополита Филарета в письмах его, изданных архиепископом Саввою: Тверь, 1888. Ч. 2. С. 67.
3) 1859. Замечания митрополита Филарета на письмо архимандрита Антонина: а) о разностях между Греческой и Русской Церквами: Собрание мнений и отзывов. СПб, 1887. Т. 4. С. 397-409, 419, 436, 482, 490; б) о сложении сана: Там же. С. 569-570.
4) Предложение митрополита Филарета перевести архимандрита Антонина (из
Афин) в Константинополь: Там же. С. 490—491; Собрание мнений и отзы­вов Филарета, Митрополита Московского и Коломенского, по делам Церк­ви на Востоке. СПб., 1886. С. 72.
5) 1860. Предложение митрополита Филарета поручить архимандриту Антони­ну посредничество по греко-болгарскому делу: Там же. С. 207, 255, 274, 282, 316, 354.
6) 1861. Об особенностях письма архимандрита Антонина из Константинополя от 6 марта по болгарскому делу: Там же. С. 261—265, 300—303.
7) О сведениях из Константинополя, по письму архимандрита Антонина, где он сообщил отзыв Вселенского Патриарха Иоакима II о некоторых богослу­жебных порядках Русской Церкви: Там же. С. 307—309. Поручение архи­мандриту Антонину переговорить с Вселенским Патриархом по делам болгаро-униатского архиепископа Иосифа: Там же. С. 311, 327—331, 395. Он командируется в Иерусалим для обследования причин, вызвавших неуст­ройство в тамошней нашей Духовной Миссии: Там же. С. 440—441.
8) По делу о болгарском архиепископе Иосифе: Собрание мнений и отзывов. Т. V. Ч. 1. С. 201.
9) Письма митрополита Филарета к наместнику Лавры, архимандриту Антони­ну, изданные: СПб., 1884. Ч. IV. С. 290.
10) 1862. О браке французской католички: Собрание мнений и отзывов. Т. V. Ч. 1.С. 225. О Синайской рукописи: Там же. С. 366, 368, 369.
11) Отзывы митрополита Филарета: Там же. С. 123, 126, 187, 190, 191, 200. Письма митрополита Филарета, изданные Преосвященным Саввой. Т. 2.  С. 160. О священнике Агапии Гончаренко: Собрание мнений и отзывов. Т. V. Ч. 1. С. 675.
12) Письмо митрополита Филарета к графу Д. А. Толстому, с мнением о донесе­нии архимандрита Антонина по делу о неустройствах в Иерусалимской Духовной Миссии: Там же. С. 445—456, 465.

II. Об архимандрите Антонине как профессоре, в Записке Ив. И. Малышевского, в книге «Пятидесятилетний юбилей Киевской Духовной Академии». Киев, 1869. С. 99-100, 102.

NB. Здесь кстати спросить, отчего в книге о юбилее не напечатано приветствие отца Антонина на полувековой праздник родной ему Академии? Не может быть со­мнения, что оно было прислано им, — хоть в роде письма к ректору, — отчего же оно не напечатано?!?!

III. О деятельности его в Иерусалиме упоминается вполне сочувственно у каждого паломника-писателя, посещавшего Палестину в период времени от 1866 до 1894 гг. Мы здесь напомним только немногие, наиболее авторитетные отзывы.

1) Олесницкий А. А. Актовая речь // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1875. № 11. С. 20-21.
2) Хитрово В. Н. Неделя в Палестине. СПб., 1879. С. 35, 48, 65.
3) En Terre Sainte. Souvenirs de voyage. SPb., 1884. P. 66, 67, 96,109, 290, 302.
4) Елисеев А. В. С русскими паломниками по Святой Земле. СПб., 1885. С. 107-108, 147-148, 200, 243-244, 255, 361.
5) Русский паломник. 1886. № 13. С. 97-101; 1887. № 35. С. 359; С. 404.
6) Коптев А. Воспоминания о поездке в Константинополь, Каир и Иерусалим. СПб., 1888. С. 89, 109, 129, 141-144, 174-176, 188-189, 230, 255.
7) Маркова Евгения. Путешествие по Святой Земле. СПб., 1891. С. 54, 220, 252, 272.
8) Василевский В. О сочинениях о. Антонина / Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. СПб., 1889. Т. 1. С. 629—635.
9) Хитрово В. Н. Юбилей архимандрита Антонина // Странник. СПб., 1892. № 1. С. 181-188. См. также: СППО. СПб., 1891. Т. 2.
10) Русское празднество в Яффе / / Церковные ведомости. СПб., 1893. № 10. С. 419.
11) Малышевский И. И. Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин в его отношениях к Киевской Духовной Академии // Церковные ведомости. СПб., 1893. № 45. С. 1627-1630.
12) Некролог// Церковные ведомости. СПб., 1894. № 15. С. 507.
13) Терновский С. А. О последних днях жизни, кончине и погребении настояте­ля Русской Духовной Миссии в Палестине архимандрита Антонина и надгробная речь над ним // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1894. № 5. Перепеч.: Церковные ведомости. СПб., 1894. № 21.
14) Фотий, архимандрит. Надгробное слово / / Труды Киевской Духовной Ака­демии. Киев, 1894. № 6.
15) Хитрово В. Н. // Сообщения Православного Палестинского Общества. СПб., 1894. Т. 6. С. 299—311. Характеристика деятельности архимандрита Антонина.
16) Малышевский И. И. Отчет о состоянии Киевской Духовной Академии за 1893—94 гг. // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1894. № 11. С. 450—454. Характеристика деятельности отца Антонина и отношение его к Киевской Духовной Академии.

IV. Были и строгие, и прямо враждебные статьи о нем, например: Ушинский А. Д. // Церковно-общественный вестник. СПб., 1876. № 17—18; и особенно в «Колоколе» Герцена. Появилась даже целая книга некоего Ю. Добрынина (псевдо­ним Афанасия Чернышева), о которой и вспомнить больно; укажем только рецен­зии на нее: // Вестник Европы. СПб., 1881. № 2; Отечественные Записки. СПб., 1881. № 2; Новое Время. СПб., 1881. № 3; фельетон А. С. Суворина. Но против всех нападок отец Антонин мог бы смело сказать: Наши дела говорят гораздо громче, чем красноречивейшие языки.

С. П.

Конотоп, 21 сентября 1894 г.

Статья напечатана в соответствии с правкой по экземпляру ГПИБ: Отд. оттиск (вырезанные и склеенные страницы), б.м. б.г. шифр Б7 02/201.

Список периодических изданий

1. Воскресное чтение — 41.
2. Всемирная иллюстрация — 48.
3. Гражданин - 65, 66, 81, 82, 86, 87, 88.
4. Духовная беседа - 27, 30, 42, 52, 53, 54, 56, 57, 61, 68, 72.
5. Духовный вестник — 10.
6. Душеполезное чтение - 21, 32, 33, 34, 35, 93, 95, 98, 100, 102, 103, 104, 105, 106.
7. Журнал Министерства народного просвещения — 3, 4, 90.
8. Записки Императорской Академии наук — 64.
9. Записки Одесского общества истории и древностей — 17, 18, 20.
10. Известия Императорского археологического общества — 5.
11. Иллюстрированный листок — 11.
12. Исторический вестник — 90.
13. Киевские епархиальные ведомости — 50.
14. Москвитянин — 2.
15. Московские ведомости — 90.
16. Нижегородские епархиальные ведомости — 47.
17. Новое время — 90.
18. Одесский вестник — 90.
19. Отечественные Записки — 2.
20. Палестинский Сборник — 96.
21. Руководство для сельских пастырей — 8.
22. Русский — 38.
23. Русский паломник — 99.
24. Русь - 94.
25. Северная почта — 25, 40, 41.
26. Странник — 6, 37, 41, 68.
27. Труды Киевской Духовной Академии — 7, 29, 39, 41, 43, 44, 45, 55, 58, 60, 62, 63, 67, 69, 70, 74, 78, 89, 107.
28. Херсонские епархиальные ведомости — 24, 25, 27, 30, 46, 47, 49, 50, 51, 59.
29. Христианское чтение — 9, 12, 13, 14, 23.
30. Церковная летопись духовной беседы — 6, 22, 25, 28, 31, 36, 37, 68.
31. Церковный вестник - 71, 75, 76, 77, 79, 80, 83, 84, 85, 91, 92, 97.

Подготовка к печати Р. Б. Бутовой

Богословские труды. Выпуск 36 (2001)

Тэги: Антонин (Капустин), востоковедение, Пономарев С.И., почетные члены ИППО, РДМ

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню