Традиции русского паломничества и вклад России в убранство храмов
Иерусалим и Святая Земля занимают особое, исключительное место в сакральной географии человечества. Каждый народ на протяжении истории старался умножить свой вклад в духовную и материальную сокровищницу Святой Земли, утвердить в мистическом «центре мира» реальные знаки своего политического и культурного влияния.
Русское присутствие в Святой Земле осуществлялось с самого начала не только как стихийно-народное паломническое движение, но и — прежде всего и по преимуществу — как государственная, державная инициатива. По преданию, сохраненному летописью, первое посольство на Ближний Восток было отправлено Крестителем Руси Владимиром в 1001 г.: «посла Володимер гостей своих аки в послех в Рим, а других во Иерусалим, и в Египет, и в Вавилон, съглядати земель их, и обычаев их». «Гостей своих аки в послех» означает примерно: «купцов в ранге послов».
Ровно сто лет спустя, в первый год по освобождении Иерусалима крестоносцами, в Святом Граде окончила свои дни русская княгиня Гита Гаральдовна, жена Владимира Мономаха. В 1167 г. прибыла с паломничеством в Иерусалим, чтобы умереть и быть похороненной в нем, другая представительница дома Рюриковичей — святая княжна Евфросиния Полоцкая, просветительница Белоруссии. Каждый раз княжеские паломничества сопровождались обильными пожертвованиями в храм Гроба Господня.
Знаменитое «хождение» игумена Даниила (1106-1108) также было не только паломнической, но и дипломатической миссией: король крестоносцев Балдуин принимал его как посланца русских князей, и лампаду на Гробе Господнем Даниил затеплил от имени всех князей русских. Лампада, которую ежегодно ставят на ложе Святого Гроба при схождении Благодатного Огня, и сегодня называют в Иерусалиме «лампадой Даниила».
Отношения России со Святой Землей всегда строились так, что мы не только воспринимали и осваивали духовный и культурный опыт Востока, но и щедро помогали и поддерживали Иерусалимскую Церковь — «Сионскую Матерь Церквей».
В Российском Государственном архиве древних актов сохранились документы о том, как московское правительство в 1472 г. посылало деньги на ремонт обвалившегося купола в храме Гроба Господня. Царь Иван Васильевич Грозный дважды посылает посольства с дарами в Иерусалим — в 1556 г. и в 1582 г. Так было и в последующие века. XVIII век, с его рационалистическим характером, привносит момент упорядочения в древние церковно-политические связи. Петр Великий, впервые оговоривший в международном политическом договоре права русских паломников в Иерусалиме,— по преданию, одно время хотел вообще ни много ни мало «перенести» Гроб Господень в Россию. Серебряновызолоченный престол, на котором совершались в часовне Гроба архиерейские литургии, был пожертвован в храм гетманом Иваном Мазепой — когда он был еще верен Петру и России.
При императрице Анне Иоанновне, в 1735 году, в смете Святейшего Синода появляются «отдельной строкой» так называемые «палестинские штаты»: точное указание сумм, выделяемых Гробу Господню и Иерусалимскому Патриархату каждые пять лет-Императрица Елизавета Петровна прислала богатые дары для украшения Кувуклии. Цари по-прежнему рассматривали иерусалимские святыни как предмет особенной «государевой заботы».
Екатерина II мечтала, как писал Г. Р. Державин в оде «На взятие Измаила» (1790) «Отмстить крестовые походы, / Очистить Иордански воды, / Священный Гроб освободить».
Император Александр I щедро финансирует Иерусалимскую патриархию в связи с расходами на ремонт храма Гроба Господня после пожара 1808 года: 25 тыс. руб. выделено в 1814 г. из государственной казны, более 140 тыс. руб. собрано к концу 1816 года путем народных пожертвований — по тем временам, огромные средства. В Москве и Таганроге открыты специальные «Иерусалимские подворья» — для сбора денег на нужды Храма Гроба Господня и других святых мест Палестины. Другой важнейшей статьей иерусалимского бюджета до 1917 г. были доходы с находившихся в пределах Империи (в Грузии и Бессарабии) крупных имений, принадлежавших Святому Гробу. Николаи I февраля 1847 г. Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме,— и вновь это государственная акция, призванная ввести контроль и систему в поток русской помощи Иерусалиму. В целом, по оценке специалистов, «русский вклад» на две трети обеспечивал существование иерусалимских святынь.
Помимо государственных и геополитических интересов важную роль играли личные религиозные убеждения. Когда Александр II сказал, назначая первого председателя Палестинского Комитета в 1859 г., «Это для меня вопрос сердца»,— он выразил общее отношение российских самодержцев к Святой Земле. Срабатывал фактор многовековой традиции: Россия строила свою политику на Востоке — и только так могла ее строить — как единственная Православная империя, преемница Византии в поствизантийском пространстве.
Важной формой российского представительства в Иерусалиме было паломничество членов дома Романовых. Первым августейшим паломником в Святой Земле должен был стать, по некоторым сведениям, император Николай I. Но стал лишь его сын — брат Александра П великий князь Константин Николаевич, генерал-адмирал, т. е. глава Военно-Морского ведомства. В мае 1859 г. он посетил Иерусалим (с супругой Александрой Иосифовной и сыном Николаем), а затем возглавил надправительственный Палестинский комитет, созданный в Петербурге для управления приобретенными в Иерусалиме недвижимостями.
Очевидно, с приездом великого князя связано появление над входом в Кувуклию русской резной серебряной сени с 12 иконами святых апостолов, выполненными в технике ростовской финифти.
Реконструкция купола храма Гроба Господня в Иерусалиме.
Фото из палестинской коллекции ИППО. ГМИР инв.№№ П-5250 и П-5255
В 1865 — 1869 гг. по совместному проекту русского архитектора М. И. Эппингера и французского К. Мосса был перестроен купол Ротонды над Кувуклией — поровну на русские, французские и турецкие деньги. В эти же годы в дар храму Гроба Господня поступают две парные иконы: св. Александра Невского и Марии Магдалины, небесных покровителей Александра II и императрицы Марии Александровны — кисти замечательного живописца-академиста Неффа, известного своими работами в Храме Христа Спасителя в Москве.
Что касается Кафоликона, патриаршей церкви Воскресения, расположенной к востоку от Кувуклии, есть описание, как она выглядела до начала реставрационных работ в 1967 г.: «В первом ярусе высокого, пятиярусного иконостаса — прекрасные, в золотых ризах, русские иконы; верхние ярусы мраморные, с резными фигурами вместо икон; венчает иконостас большое распятие с предстоящими Пресвятой Богородицей и Иоанном Богословом» (Епископ Мефодий. Святая Земля. Париж 1961, стр. 42-44).
Особый интерес к храму Гроба Господня проявлял московский генерал-губернатор, вел. кн. Сергий Александрович, брат императора Александра Ш,, основатель и первый председатель Императорского Православного Палестинского Общества, существующего и ныне. Он дважды (в 1881 и 1888 гг.) совершил паломничество в Святую Землю. Заветной мечтой его было — добиться для России «своего алтаря» в Храме Гроба Господня, со «своим», на церковнославянском языке, богослужением. Лишь трагическая гибель от руки террориста в 1905 г. не позволила ему довести это дело до конца…
После смерти Сергия Александровича Палестинское общество возглавила его супруга, великая княгиня Елизавета Федоровна, причисленная ныне к лику святых Русской Православной Церкви. Общество было главным орудием русской политики в ближневосточном регионе. В 1907 г. Николай II в рескрипте на имя Елизаветы Федоровны подвел впечатляющий итог работы ИППО. «Ныне, обладая в Палестине владениями ценностью почти в 2 миллиона рублей, Общество имеет 8 подворий, где находят приют до 10 тысяч паломников, больницу, 6 лечебниц для приходящих больных и 101 учебное заведение с 10400 учащихся за 25 лет им выпущено в свет 347 изданий по палестиноведению».
Как писал академик Ф. И. Успенский, «при подведении итогов этой деятельности нужно иметь в виду, что Палестинское общество работало на чужбине в условиях, далеко не благоприятных, в постоянной борьбе с враждебным к нему отношением как со стороны местного духовного и светского правительства, так и иностранных учреждений и заведующих ими лиц, с завистью и недоброжелательностью относившихся к русскому делу. Нужно при этом помнить, что на Востоке это было единственное русское насаждение, пытавшееся дать твердую постановку государственно-народным русским интересам. При его посредстве мы вели конкуренцию с западными державами, и притом на весьма боевом месте — в Иерусалиме. Эта конкуренция велась больше четверти века и прошла — смело можно сказать — с честью для России».
С точки зрения церковной принадлежности, храм Гроба Господня находится в совместном владении — и под совместным управлением — нескольких христианских исповеданий. Наиболее влиятельны три из них: Православная Греческая Церковь, Католическая и Армянская. Духовенство лишь этих трех конфессий имеет право служить в Кувуклии. В целом же, правовые, имущественные и «территориальные» границы, закрепленные за каждой из конфессий, строго оговорены. Ни одна икона, ни одна лампада в Храме Гроба Господня не могут быть добавлены или убраны без общего согласия. Во избежание недоразумений и кровавых разборок (нередких даже в XIX в.), все заинтересованные стороны соблюдают исторически сложившийся status quo.
Верхняя часть входа в Кувуклию с 4 рядами лампад.
Греческий вариант русской резной серебряной сени с иконами апостолов над входом в Кувуклию. Ноябрь 2004 г. В 2005 году он был заменен на точную копию русской работы, выполненной в Ростове.
Под русской сенью с иконами апостолов располагается армянская икона Воскресения Христова и 13 армянских лампад.
Фото: Яндекс-фотки
Так, над входом в Кувуклию в четыре ряда висят лампады. Всего их сорок. Тринадцать — верхний ряд — латинских, тринадцать — нижних — армянские. Столько же — два средних ряда лампад — принадлежит православным. Число лампад строго оговорено и входит в условие общего status quo. Когда великая княгиня Елизавета Федоровна хотела пожертвовать в Храм в 1905 г. серебряную лампаду в память об убиенном великом князе Сергии Александровиче, Патриарх Иерусалимский Дамиан благословил заменить новой, русской поминальной лампадой одну из прежних греческих.
Строительная история Храма была долгой и трудной. Базилика, воздвигнутая Константином Великим, заменила нарочно поставленный Адрианом над христианской святыней языческий храм. Пострадавшая при персидском нашествии в 614 г. и снесенная до основания Хакимом Безумным в 1009 г., церковь была восстановлена, в уменьшенном масштабе, византийским императором Константином IX Мономахом (дедом нашего Владимира Мономаха), а затем «встроена» в гораздо более пространную базилику крестоносцами в XII столетии. После большого разрушительного пожара 1808 г. Ротонду и Кувуклию перестроил греческий архитектор Комненос. В таком виде этот сложный архитектурный комплекс дожил до нашего времени.
В 1967 г., после того, как несколько десятков лет работали разнообразные экспертные советы и «согласительные» комиссии, в Храме вновь начались реставрационные работы, не оконченные до сих пор. Реставраторские леса в Ротонде были убраны лишь к Пасхе 1997 г., из Кафоликона — патриаршего храма Воскресения — к торжествам 2000-летия христианства, к реставрации Кувуклии (о ее аварийном состоянии красноречиво свидетельствуют массивные железные связи, обвязывающие стены) так и не приступали.
Ни в архитектурных и археологических комиссиях, ни в реставрационных работах XX века Россия не принимала участия.
Лишь демократические реформы последних лет вновь обеспечили возможность возвращении России достойного и заслуженного места в центре мира, у Гроба Господня. Уже удалось вернуть некоторые из недвижимостей, принадлежавшие нашей стране с середины XIX столетия. Во многих храмах и монастырях Святой Земли, не только русских, но и греческих, работают наши соотечественники — строители, художники, реставраторы.
Полученный А. Рудником от Иерусалимской Церкви заказ на реставрацию украшающей Кувуклию русской сени с финифтяными иконами — безусловный прорыв первостепенного значения.
Россия восстанавливает свои права и позиции на этой, самой видной в мире художественно-строительной площадке — и это, конечно, вопрос не одной только личной инициативы российских предпринимателей-меценатов, но, как было традиционно, общее дело народа, Церкви и государства — национальный державный интерес.
К сведению
Патриарший собор Иерусалима, храм Гроба Господня,— самое святое из всех святых мест христианства: место смерти, погребения и воскресения Христа. Когда в 325 году Елена, мать Константина Великого, нашла гробницу Христа, Константин велел соорудить на этом месте первую церковь, строительство которой было закончено в 335 году. По его приказу с холма были вывезены все скалы, кроме двух — самой Голгофы, на которой был поднят крест, увенчанный дароносицей, и гробницы Христа, которую отделили огромной ротондой, дав ей название Анастазис, что означает Воскресение. Сама церковь возвышалась с восточной стороны ротонды и имела пять нефов и одну крипту в память о нахождении креста. Эта церковь была разрушена персами в 614 году. Реконструкция началась пятнадцатью годами позже.
Перед тем как отправиться в путь по всей Святой Земле, вы, конечно же, должны посетить прежде всего великий и Святой град Иерусалим. Все дороги ведут в него, тем паче дороги паломника. А в Иерусалиме главное, священнейшее место, конечно же, Храм Гроба Господня и Воскресения Его. Этот Храм посетить — долг каждого паломника.