К истории женского монашества в ранневизантийской Палестине1
В работе рассматривается специфика женского монашества
ранневизантийского времени в Палестине. Главной особенностью женского
монашества на Святой Земле стала повышенная роль культа святых мест и
связанного с ним паломничества, а также благотворительной деятельности.
Ключевые слова: монашество, женщины, Палестина,
Ранняя Византия, монастырь.
Отшельническая жизнь раннего монашества представлялась весьма
тяжелой для мужчин, но еще более трудной она была для женщин, которые во
все эпохи нуждаются в особой поддержке и защите. Поэтому учреждение
женского иноческого общежития в Палестине для «ревнующих о жизни для
Господа»2 в восточнохристианской традиции считается великим и особенно
богоугодным делом.
Рассматривая процесс становления монашества в Сиро-Палестинском
регионе, мы обнаружим здесь несколько иной путь, чем аналогичный процесс
в пустынях Египта. В Палестине становление монашества началось с
деятельности Илариона Великого, ученика св. Антония. Его житие оставил
св. Иероним Стридонский. Второй «отец» палестинского монашества - св.
Харитон Исповедник - не опирался на египетские образцы, а опирался на
местные условия3. Достаточно рано начинается в Святой Земле и женское
монашество.
Обилие монашествующих и затворников обоего пола в Иерусалиме
засвидетельствовано уже Эгерией в 381-384 гг., а также последующими
паломниками. В долине Иосафата при храме Богородицы упоминается 15
женщин, посвятивших себя Богу, затворившихся и служивших там. В самой
долине имелось 26 келий монахинь. Имелось тут также сто затворниц,
которых опекал один столпник, беседуя с ними через отверстие. Со
временем целая местность здесь получила наименование «Пещеры дев». Там
со временем возникло 10 женских монастырей4.
После разорения египетских центров раннего монашества в первой
четверти V в., когда «мир потерял Рим, а монахи — Скит»5, скитская
диаспора распространилась по всему Египту, но также вышла и в Палестину.
Движение других монахов в Палестину началось еще задолго до 429 г. В
конце 405 г. в Иерусалиме появился 28летний пресвитер Евфимий, пришедший
сюда из сирийского города Мелитена на Евфрате. Он принес с собой особую
практику, которая существенно повлияла на будущее палестинского
монашества. С 411 г. в Кутиллийской пустыне, находившейся в районе
Кумрана, стал формироваться центр нового монашеского образования6.
Важнейшую роль в становлении женского монашества в Святой Земле
сыграли знатные римлянки Мелания старшая (350-410) и Мелания младшая
(ок. 383-439)7. Старшая, потеряв двух детей, приблизительно в 365 г.,
отправилась на Святую Землю. Вместе с Руфином Аквилейским она основала
монастырь на Елеонской горе.
_____________
1 Работа подготовлена при поддержке Внутривузовского гранта БелГУ для аспирантов и студентов 2011 г.
2 Казанский П.С. История православного монашества на Востоке. Т.1. М., 2000. С. 428.
3 Подробнее см.: Феодосий (Олтаржевский), архим. Палестинское монашество в IV-VI вв. К., 1899.
4 Помяловский И. Примечания / Феодосий. Описание Святой Земли // Православный Палестинский сборник. 28. СПб., 1891. Прим. 74.
5 Читти Д. Град Пустыня. Введение в изучение египетского и палестинского монашества в христианской империи. СПб., 2007. С. 138.
6 Там же. С. 142-144.
7 Booth, Alan D. Quelques Dates Hagiographiques: Melanie l'Ancienne,
Saint Martin, Melanie la Jeune // Phoenix. Vol. 37. No. 2. Summer,
1983. Р. 144-151.
В 417 г. Мелания младшая и ее муж Пиниан Валерий уехали в Иерусалим и
тут приняли монашество, подружившись со св. Иеронимом. Она прославилась
своей добротой (в обители, в частности, была устроена баня, что
тогдашним монахам казалось чуть ли не развратом). Пиниан и Мелания
хотели стать рядовыми членами здешней Церкви. Тем не менее, в течение
длительного времени Мелания продолжала заниматься строительством храмов и
раздачей средств на иные церковные нужды. Пиниан и Мелания взяли под
свою опеку иерусалимского мальчика Геронтия и в свое время сделали его
монахом. После того, как Геронтий был рукоположен в пресвитеры, он стал
служить воскресные литургии в трех местах — на месте Вознесения Господа,
в мужском монастыре и в женской обители8. В 432 г. муж Мелании умер, и
она затворилась в келлии на Елеонской горе в Иерусалиме. Постепенно
возле келлии возник монастырь, где собралось до девяноста дев. Святая
Мелания, по смирению, не согласилась быть его игуменией и по-прежнему
жила и молилась в одиночестве. В обители ее стараниями была построена
молельня и алтарь, где погребли мощи святых: пророка Божия Захарии,
святого Первомученика Стефана и Сорока святых, принявших муку в
Севастии. Затем святая построила мужской монастырь на горе Вознесения
Христова. В дальнейшем св. Мелания тратила свое огромное состояние на
обустройство и украшение храмов и монастырей Святой Земли.
Дервас Читти, рассматривая Vitae Melaniae, подчеркивает, что «особый
акцент делается на церковном уставе, обращает на себя внимание и
умножение усыпальниц над мощами святых, в последние годы своей жизни
Мелания проявляет особую заботу о строительстве большой обители и о
регулярном служении Литургии на месте Вознесения Господа нашего Иисуса
Христа и в «Пещере Учения» (the Cave of His instruction to His
Apostles)»9.
Ко времени первого появления Мелании в Палестине бл. Иероним все еще
жил в Вифлееме10. Самые близкие отношения сложились у Мелании с Павлой
младшей, тогда еще совсем девочкой, с раннего детства призванной к
монашеству. Считается, что Мелания привела ее к великому смирению □ □□□□ □□□□□□ - «от великого надмения и римской
заносчивости» 11.
Иерусалимские монахини (как и монахи) были тесно связаны с
литургической жизнью местной церкви12. При этом в женских богослужениях в
монастырях могли участвовать и мирянки.
В Палестине прославились многочисленные женщины-святые - Клеопатра,
Павла, Евстохия, Пелагия, Мария Египетская, Мария Мастридия и др.13 В
Сирии были известны свв. Платонида, Вриенна, Феврония, Иерия, Фомаида,
Публия, Марана и Кира, Домнина, Марфа, бл. Пансемния и Пелагия и др.14
Практически все они были связаны с монашеством.
Но, вместе с тем, не надо забывать, что реальная христианизация даже
Святой Земли, не говоря о других провинциях империи, еще была далеко не
завершена к VI в.15
В палестинском монашестве мы впервые встречает не только факты
уединения, но и почитания святых мест. В отличие от Египта, пустынные
места которого были
__________________
8 Booth, Alan D. Quelques Dates Hagiographiques: Melanie l'Ancienne,
Saint Martin, Melanie la Jeune // Phoenix. Vol. 37. No. 2. Summer,
1983. Р. 149-150.
9 Читти Д. Град Пустыня. С. 149.
10 Там же. С. 117.
11 Там же.
12 Кондаков Н.П. Иерусалим христианский. СПб., 1905. С. 54.
13 См.: преосв. Филарет (Гумилевский). Святые подвижницы Восточной церкви. СПб., 2005. С. 92-148.
14 Там же. С. 149-181.
15 Чехановец Я.М. «Mamas victus est a Christo». К вопросу о
христианизации древней Газы // Мнемон. 5. СПб., 2006. С. 421-456; Rubin
Z. Christianity in Byzantine Palestine. Missionary Activity and
Religious Coercio // Jerusalem Cathedra. Vol. 3.1983. P. 97-113; Smith
P., Kahila G. Identification of Infanticide in Archeological Sites: A
Case Study from Late Roman and Byzantine Periods at Ashkelon, Israel //
Journal of Arch. Science. 4. 1992. P. 667-675.
предназначены исключительно для аскетизма и прямого общения с Богом,
Палестина была богата на артефакты и памятники, связанные с земной
жизнью Иисуса Христа.
Знатные христианки и подвижницы уделяли огромное взимание не только
попечительству над монастырями, но и поиску и установлению христианских
древностей. Мелания младшая в этом ряду занимает важное место, выступая
не только как человек, способствующий становлению и развитию
христианской веры, ее символов и проявлений, не только как монахиня, но и
как один из творцов культа святых мест.
Одной из самых именитых в миру и пришедших к монашеству женщин
Святой Земли была императрица Евдокия (в миру Афинаида). Афинаида, дочь
афинского философа Леонтия, получившая в свое время прекрасное языческое
образование, 7 июня 421 г. вступила в брак с императором Феодосием
Младшим. Чтобы язычница вступила на престол Восточной Римской империи,
она должна была перейти в христианство. В день крещения она сменила свое
имя Афинаида на христианское - Евдокия. В последующие годы у
императрицы Евдокии происходит эволюция взглядов и представлений. Живя
при благочестивом дворе, она воспринимала влияние окружавшей ее
христианской среды16.
В 438 г. она пребывала в Иерусалиме в течение года, занимаясь
благочестивыми делами и частной благотворительностью, посещая святые
места, присутствуя при освящении церквей, оделяя щедрыми дарами наиболее
чтимые святыни. За это она получила драгоценные мощи, часть костей св.
Стефана и цепи, которые некогда носил апостол Петр. Она привезла их в
Константинополь и торжественно положила в евктирий (маленькую церковь)
Святого Лаврентия (Socr. Schol. Eccl. Hist. IV, 16).
Позднее, заподозренная в неверности17, Евдокия попросила у Феодосия
позволения удалиться в Иерусалим. Император дал свое согласие. Ок. 442
г. Евдокия прибыла в Святой город, где прожила 18 лет до самой смерти,
погрузившись в дела благочестия, окружила себя аскетами и монахами,
занялась христианской догматикой. Евдокия строила больницы, монастыри,
церкви, восстановляя стены города, наконец, сочиняя стихи, последний
отголосок ее былых увлечений. Она умерла ок. 460 г. и была погребена в
базилике св. Стефана, сооруженной ею самой. В Иерусалиме благочестивая
императрица-монахиня, столько для него сделавшая, была названа «новой
Еленой»18.
Бл. Павла старалась подражать в благотворительности своей духовной
наставнице Мелании. Обе они обладали разносторонними и теснейшими
связями в высших кругах империи — как политических, так и
интеллектуальных. В Вифлееме важная женская обитель была основана бл.
Павлой, житие которой написал св. Иероним Стридонский.
В Жизнеописании Мелании упоминается, что в 438 г. она находилась в
центре так называемого аристократического монашеского общества. Именно в
это время императрица Евдокия прибыла как паломница в Палестину19.
«Кружки» обеих дам привлекли в монастыри огромные средства и многих
людей. Однако, известно о конфликтах св. Мелании с Руфином и бл. Павлы с
бл. Иеронимом. Вероятно, речь здесь может идти о некоем соперничестве
между лидерами мужского и женского монашества. Факт почти одновременного
и типологически одинакового конфликта заставляет предположить здесь не
только происки лукавого, как полагает А.И. Сидоров, но и борьбу за
влияние на души, в которой мужчины не могли уступить пальму первенства
благочестивым дамам. Тем не менее, женщины достаточно часто приносили в
монастыри вклады (деньги и драгоценности)20.
________________
16 Сбитнева Ю.Н., Рышковская A.Ю. Aфинаида (Евдокия): портрет в
контексте частной жизни // !сторичш етюди. Вип. 3. Дніпропетровськ,
2011. С. 52-54.
17 Cameron A. The empress and the poet: paganism and politics at the
court of Theodosius II // Cameron A. Literature and Society in the
Early Byzantine World. L., 1985. P. 40.
18 Кондаков Н.П. Иерусалим христианский. СПб., 1905. С. SS.
19 См.: Читти Д. Град Пустыня. С. 151.
20 Казанский П.С. История православного монашества на Востоке. Т. 2. М., 2000. С. 47-49.
Близ места Вознесения Господня на горе Елеонской в пещере
подвизалась св. Пелагия блудница. Там же было помещено ее тело в
каменном саркофаге. Об этом упоминал еще паломник XII в. Даниил
игумен21.
Вспомним также, что местом своего уединения избрала Палестину одна из самых известных женщин-святых — Мария Египетская22.
Если для мужчин отшельническая жизнь в пустыне была трудна, то для
представительниц женского пола, как говорит Л. Ренье, жить в одиночестве
было еще и крайне небезопасно. Тем не менее, в агиографической
литературе мы не раз встречаем рассказы о женщинах, подвизавшихся в
иночестве и живших в полном уединении десятки лет.
Так как монастырь во времена раннего христианства представлял собой
скорее отдельно стоящие кельи, обитатели которых собирались вместе
только для общей молитвы, то основными местами подвижниц были пещеры на
откосах прибрежных скал, которые нависали над рекой, либо хижины,
построенные по соседству.
Итак, особую роль в процессе формирования монастырей в Палестине и
Сирии сыграли историко-географические особенности. Эти места исторически
связаны с возникновением христианства. Они наполнены различными
артефактами, археологическими памятниками евангельской истории. Здесь
особенно важно и уместно было заниматься благотворительной и
миссионерской деятельностью, помимо собственного богоугодного
монашества. Знатные христианки уделяли много внимания и финансовых
средств на развитие и упрочение христианской веры.
После разорения египетского Скита часть египетского монашества
перебралась в другие районы, а часть переселилась в Палестину, дав новый
импульс для дальнейшего развития в том числе и женских обителей.
Развитие монашества, как и христианства вообще, в Палестине и Сирии было прервано в 630-640-е гг. с арабо-исламским завоеванием.
____________
21 Житие и Хождение Даниила, игумена Русской земли // Первые книги Святой Руси. М., 2005. С. 471.
22 Эюпова Д.Г. Мария Египетская — путь от гетеры до святой //
Классическая и византийская традиция. 2009. Белгород, 2009. С. 119-122.
А.Ю. Рышковская
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. Выпуск № 19 (114) / том 20 / 2011. УДК 94(371.09
TO HISTORY OF FEMALE MONASTICISM AT EARLY BYZANTIAN PALESTINE
fl.Yu.RYSHKOVSKflYfl
Belgorod National Research
University
e-mail: arish_06@mail.ru
At this work are research in specify of female monasticism in Early
Byzantian Palestine. A main specify of female monasticism in Holy Land
was a high role of Cult of Saint Places and associate with it
pilgrimage, and evergetic activity too.
Key words: monasticism, women, Palestine, Early Byzantium, monastery.
Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-zhenskogo-monashestva-v-rannevizantiyskoy-palestine