RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

21 декабря 1917 секретарь ИППО А. А. Дмитриевский разослал извещения о панихиде по М. П. Степанову

21 декабря 1937 тройкой УНКВД по Куйбышевской обл. приговорен к расстрелу архиеп. Самарский Александр (Трапицын), пожизненный действительный член ИППО, священномученик

23 декабря 1885 Совет ИППО решил ассигновать Иерусалимскому Патриарху Никодиму 15 тыс.руб. на нужды церквей и школ

Соцсети


Монастырь святого апостола Иоанна Богослова на острове Патмос,
его библиотека и архив

Свою историю монастырь ведет с конца XI в. В 1088 г. с острова Кос на Патмос приехал уроженец Никеи Вифинской Христодул, монах и ученый, прежде уже основавший две обители, на Леросе и Косе. Испросив разрешение у византийского императора Алексея I Комнина, он основал на острове монастырь, которому было суждено стать одним из крупнейших в империи. Христодул сделался первым игуменом монастыря; однако последние годы своей жизни он провел на острове Эврип (Эвбея), где и скончался в марте 1093 г.

История зарождения монастырской библиотеки также теснейшим образом связана с биографией Христодула. В 1070 г. он поселяется в одной из обителей горы Латрос (один из крупнейших монастырских центров того времени), а с 1076 по 1079 г. по велению патриарха Косьмы занимает пост прота этого монашеского сообщества. После разграбления турками патриаршего монастыря на горе Латрос, Христодул организовал экспедицию, одной из целей которой являлось спасение книг этой обители; эти книги были отправлены на хранение в библиотеку храма Св. Софии в Константинополе. Находясь на Эврипе, в марте 1091 г. блаженный Христодул составил духовное завещание, к которому приложена была и опись его книг и других предметов, передаваемых им монастырю. К сожалению, не сохранились ни оригинал этого списка, ни описание книг; но из содержания кодикелла, оставленного Христодулом, можно вывести, что основу библиотеки составили книги, как переданные Христодулу от патриарха Николая, так и купленные им на собственные средства: «С этими всеми [книгами], я оставил монастырю и все книги, которые святейший вселенский патриарх, кир Николай (Господь свидетель, что я не лгу!) передал мне. Если когда будет попытка, со стороны ли моего монастыря в Стилосе или кем-либо другим, потребовать долю книг с Латроса, переданных мне святейшим патриархом, да не будет она воспринята, и да соберет он на себя проклятия трехсот восемнадцати святых отцов и меня грешного. Дважды и трижды встретив сопротивление, я уговорил епископа вернуть назад на Латрос три части книг, и они были переданы в Святую Софию, на которую возложено было соблюдение интересов монастыря Латроса. Четвертая же часть, состоящая из неукрашенных книг, была передана мне по велению святейшего патриарха, и изданы синодом в великом секрете симиома и ипомнима относительно этих книг. После того, как Меланудий был захвачен и вестиарий Латроса расхищен, как и другие монастыри, безбожными турками, я послал корабль с людьми забрать иконома, ведавшего ими (книгами – А.М.) и доставить его на Кос вместе с книгами, и после того я переправил их в Город. Если бы я не сделал этого, все было бы утрачено. Основную часть упомянутых книг я приобрел своими трудами и за собственные средства. Вот почему (свидетель мне истина) я указал здесь, в своем Кодикелле, и эти книги».

Опись книг, священных предметов и икон, сделанная при игумене Арсении, основывалась на более старом перечне 1103 года и давала представление о составе монастырской библиотеки, интересах его обитателей, достаточно высоком положении монастыря в православном мире, а также – о системе приобретения новых рукописей.

Согласно этой описи, к началу XIII в. библиотеку наполняли книги почти исключительно духовного содержания, всего 330 рукописей (из них 267 на пергамене и 63 – на бумаге). Среди книг, перечисленных в этой описи, много копий труда по аскетике Василия Великого, несколько томов «Катехизиса» Феодора Студита (включая редкую копию «Великого Катехизиса»), две копии «Эвергетинона» Павла Эвергетина и список служебного устава иерусалимского монастыря св. Савы. Благодаря своим книжным богатствам, монастырь сделался духовным и интеллектуальным центром на всем острове и за его пределами. В монастырском архиве сохранился относящийся к началу XIII в. своего рода «лист выдачи книг», в котором зафиксированы все передачи, на время или в дар, принадлежащих монастырю манускриптов; по записям видно, что фондами библиотеки пользовались как многочисленные метохии монастыря, так и отдельные лица .

Опись, сделанная в 1335 г., отражает процесс наполнения библиотечного фонда и иными манускриптами: трудами по истории и философии, литературными произведениями (сочинения Ксенофонта, Софокла, Диодора Сицилийского, Платона и др.); самые ранние из рукописей относились к V в. С того времени библиотека, благодаря неослабевающему интересу монахов к книжной мудрости, пополнялась все новыми рукописными, а затем и печатными кодексами.

Однако к рубежу XVIII-XIX вв. этот процесс, по-видимому, ослабевает. Французский профессор Виктор Герен, посещавший монастырь в середине XIX в., отмечал, что монастырская библиотека, прежде включавшая свыше шестисот манускриптов, значительно обеднела и насчитывает теперь лишь 240 рукописных книг. Герен составил аннотированный каталог этих книг (мимоходом отметив, что до того момента монахи не озаботились ничем подобным), следуя тому порядку, в каком книги были расставлены в двух шкафах.

В конце XIX в. известный греческий палеограф Иоанн Саккелион, бывший учителем в Патмосской монастырской академии и заведовавший затем отделением рукописей библиотеки Афинского

***

В настоящее время библиотека Патмосского монастыря является одной из наиболее крупных и обустроенных библиотек христианского мира. Некогда «ядро» библиотеки составляли 330 томов, переданных еще Христодулом и его последователями; ныне же рукописных книг – более тысячи (из них 194 относятся к византийскому периоду). Хранятся здесь и старопечатные книги (11 томов), и около 1 200 печатных книг, приобретенных уже в конце XVIII столетия, и несколько тысяч современных томов. Архив монастыря содержит уникальнейшие документы; один из них – тот самый хрисовул Алексея Комнина (апрель 1088 г.), которым официально было положено начало существованию обители – в 2005 году был предложен для включения в реестр документального наследия ЮНЕСКО «Память мира».

С 1989 г. Международным центром сохранения книг (Centre Interregional de Conservation du Livre, Arles - France) в рамках программы по сохранению письменного наследия ведется работа по реставрации и консервации патмосских документов и кодексов.

В последние несколько лет согласно рекомендациям специалистов библиотека монастыря была перемещена в помещение, более приспособленное для сохранения книжного наследия и оборудованное микрографической лабораторией; эти меры значительно облегчили доступ исследователей к интересующим их древним рукописям и уменьшили ущерб, причиняемый последним в ходе частого использования.

А.В. Меньшиков


26 февраля 2009 г.

Вестник архивиста

Тэги: святыни Греции

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню