RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Анонсы

5 октября

Лекция «Пророк Амос», Москва

5 октября

Лекция «В преддверии Воскресения Христова. Иконография Великой субботы», Москва

19 октября

Лекция «Иконография Пасхи в православном искусстве», Москва

26 октября

Лекция «Пророк Авдий», Москва

2 ноября

Лекция «Сюжеты страстного цикла в контексте развития декорации храмового пространства», Москва

9 ноября

Лекция «Пророк Иона», Москва

14-15 ноября

Научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи», Москва. Заявки до 15 октября

30 ноября

Лекция «Пророк Михей», Москва

7 декабря

Лекция «Пророк Наум», Москва

21 декабря

Лекция «Пророк Аввакум», Москва

17 марта 2025

Конференция «Богословская мысль и аскетические практики в Поздней Византии: новые горизонты исследования», Москва. Заявки до 15 февраля

20-25 октября 2025

Конференция «Наследие Первого Вселенского собора: единство Предания и вызовы эпох», Москва и Санкт-Петербург. Заявки до 15 сентября 2025

Россия на карте Востока

Летопись

6 октября 1887 преподаватель КДА А.А. Дмитриевский прибыл с Афона в Константинополь для поездки в Иерусалим

7 октября 1889 Д.Д. Смышляев, сдав дела новому уполномоченному ИППО в Иерусалиме, вернулся в Пермь

7 октября 1907 открыт Московский отдел ИППО

Соцсети


К истории русских художественных памятников на Синае: рака для мощей св. Екатерины XVII в.1

Изучение контактов Синая и России имеет давнюю и весьма обширную историографическую традицию. В настоящее время русское художественное присутствие на Синае становится предметом специального исследования. Благодаря работам участников проекта «Русские иконы Синая»2 изучение икон и предметов прикладного искусства, происходящих из России, непосредственно в синайских монастырях, главным образом в обители св. Екатерины, существенно обогатило наши представления о них. Однако без архивных материалов исследование этих памятников не может быть полным. В распоряжении исследователей имеется целый комплекс источников по истории русских произведений искусства на Синае, которые до конца не изучены. Наиболее информативными являются официальные документы, отложившиеся в Государственном архиве древних актов (РГАДА). В них зафиксированы свидетельства о пребывании синайских старцев в Москве, размерах и видах материальной помощи, которую посылали с ними в монастырь св. Екатерины, в том числе иконах и предметах прикладного искусства. Здесь же мы находим сведения об изготовлении серебряной раки для мощей св. Екатерины XVII в.3, которая является одним из самых значительных даров русского правительства Синайской архиепископии.

Упоминания об этом замечательном произведении искусства содержатся во многих паломнических заметках. Наибольший интерес для нас представляют свидетельства современников, ближайших ко времени создания памятника, а также исследователей, посетивших Синай в XVIII–XX в. или работавших с архивами [Герасим, с. 57; Вишенский, с. 44; Григорович-Барский, с. 25; Порфирий (Успенский), с. 251–255; Каптерев, с. 535; Лукьянов; Чеснокова, 2004, с. 423]. В. В. Игошев, обследовавший памятник в Преображенском соборе монастыря, пришел к выводу, что рака была изготовлена в 1687/1688 г. с сохранением элементов другого саркофага середины XVII в. [Игошев]. Относительно атрибуции использованной раки автор, как и его предшественники, остается в области предположений.

Наши выводы о происхождении раки св. Екатерины были сделаны в докладе на VII Международной научной конференции «Комплексный подход в изучении Древней Руси» в 2013 г., а также в коллективной работе по синайскому проекту [Чеснокова, 2015а, с. 30]. Дополнительное исследование дало возможность представить все аргументы и архивные материалы по этой теме, которыми мы располагаем в настоящее время.

Приехавший в Москву в 1687 г. синайский архимандрит Кирилл привез с собой собственноручные письма архиепископа Иоанникия к царям Ивану и Петру Алексеевичам, правительнице Софье Алексеевне, а также главе Посольского приказа князю В. В. Голицыну с просьбой принять св. Синайскую гору под их попечение. В своих посланиях преосвященный Иоанникий подробно описал монастырь св. Екатерины [Чеснокова, 2004], привел поименный состав насельников, а также рассказал о бедственном положении обители. В итоге синаиты добились царского покровительства, о чем еще в 1683 г. просил государей синайский архиепископ Анания [Чеснокова, 2014, с. 68–69]. Следует особо подчеркнуть, что этот факт вовсе не означал изменения церковной юрисдикции архиепископии [Чеснокова, 2004, с. 423].

________________
1 В основу статьи положен доклад, прочитанный на VII Международной научной конференции «Комплексный подход в изучении Древней Руси». Москва, 2013 г. Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 17-01-00381.
2 Результаты исследований участников проекта см.: [Русские иконы Синая].
3 В монастыре св. Екатерины находится еще одна рака русской работы 1860 г.

В связи со знаменательным фактом в российско-синайских отношениях государи выразили желание послать к мощам св. Екатерины серебряную раку, хотя о том, какой она будет, тогда еще никто не знал. 1 марта 195 (1687) г. цари указали решить этот вопрос («каковой той раке быть»4) оружничему Петру Васильевичу Шереметеву (Приложение 1). К ноябрю того же года ситуация так и не прояснилась. 5 ноября 1687 г. в Оружейную палату вновь была послана память о розыске в казне подходящего предмета для синайской раки5 с наказом «выписать из описных книг: в Оружейной казне рака серебреная есть ли и в котором году, и кому строена, и что в ней по весу серебра»6. Такой предмет был обнаружен. Согласно описи Оружейной палаты 1687 г., в ней находилась единственная серебряная рака с вычеканенным на крышке образом преподобной и подписью «святая великая княгиня инокиня Анна Кашинская», с пятью дробницами по трем сторонам надгробия, содержащими тропарь и похвалу преподобной, а также надпись от лица царя Алексея Михайловича и членов его семьи7. Именно эту раку передали мастерам в работу, что подтверждают столбцы Оружейной палаты: «И против сего великих государей указу из Оружейные болшие казны вынета рака серебреная с трех сторон чеканная, четвертая сторона басемная золочена. Наверху на кровле вычеканен образ преподобные. Подпись: святая великая княгиня инокеня Анна Кашинская»8.

На основании этих документов еще И. Е. Забелин предположил, что в 1687 г. раку Анны Кашинской взяли для изготовления синайской раки, хотя заключить, чем закончилось дело, он не мог. Исследователь писал: «Не известно, однако ж, была ли эта рака переделана в Серебряной палате и послана по царскому назначению» [Забелин, с. 55–56]. Действительно, чтобы ответить на этот вопрос, материалы Оружейной палаты следовало рассмотреть в контексте связей Синайской архиепископии с русским правительством и привлечь архивы Посольского приказа.

Как известно, мощи Анны Кашинской были обретены в 1611 г. В 1649 г. на поместном соборе Русской церкви благоверная княгиня Анна была причислена к лику святых. Летом 1650 г. ее останки посетил Алексей Михайлович с женой и сестрами. В Дворцовых разрядах записано: «Того же месяца июня в 4 день пошол государь от Троицы из Сергиева монастыря в Кашин к великой княгине Анне Кашинской молиться и с государынею царицею… Того же месяца июня в 12 день в Кашине был у государя стол в шатрах, а у стола были бояре…»9. В 1660–1670-е годы были написаны церковная служба, житие святой, сказание об обретении и перенесении мощей, а также решено построить новый храм на месте ветхого деревянного, где покоилась княгиня Анна.

Со временем образ Анны Кашинской стал своего рода знаменем старообрядцев, так как, по некоторым данным, при открытии мощей рука преподобной была сложена двоеперстно [Голубинский, с. 166]. В 1678 г. церковное почитание Анны Кашинской было отменено, однако местное поклонение ей сохранялось. Повторная канонизация состоялась только в 1909 г., хотя уже в начале XIX в. имя Анны Кашинской было включено в святцы.

Рака, изготовленная вскоре после посещения Кашина царской семьей и еще до того, как имя княгини Анны стало ассоциироваться со старообрядцами, так и не была отправлена по назначению. Очевидно, это случилось потому, что новый каменный храм, поставленный на месте, где были обретены мощи, строился нескоро, а потом долгое время не освящался. Кашинский священник Василий просил царя Федора Алексеевича разрешить освящение вновь отстроенного Успенского собора, уточняя при этом, что Алексей Михайлович сам собирался приехать на положение мощей, а без него наказывал новый храм не открывать [Голубинский, с. 167].

_____________________
4 РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1687 г. № 6. Л. 123.
5 РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. № 25608. Л. 1.
6 РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. № 25608. Л. 1 об.
7 РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Кн. 936. Л. 1 об.–2.
8 РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. № 25608. Л. 2–3. Неполную публикацию надписей на раке см.: [Викторов, с. 390–391].
9 Дворцовые разряды. СПб., 1652. Т. 3. С. 178.

Федор Алексеевич, помня о желании отца, не оставлял идею устроить драгоценную раку для кашинской святой. В приходо-расходной книге Оружейной палаты под 1676 г. отмечено: «Декабря в 22 день. По указу великого государя куплено в Оружейную полату Сурожского ряду у торгового человека, у Тимофея Иванова, три киндяка зеленых ценою по тритцать алтын за киндяк... А по указу великого государя теми киндяками оклеивали Оружейные полаты оклейщики, Фирс Иванов с товарыщи, великие преподобные княгини Анны Кашинские к раке серебреной влагалище внутри»10. Однако в связи с деканонизацией преподобной рака княгини Анны так и осталась невостребованной и на момент приезда в Москву синаитов находилась в Оружейной палате в целости, отделанная изнутри тканью.

В надписях на раке Анны Кашинской (см. Приложение 2) обозначена дата 7160 г. (1651/1652) и упомянуты все ближайшие родные Алексея Михайловича: жена, сестры, дочь Евдокия, родившаяся в феврале 1650 г. Младенца Дмитрия, прожившего меньше года (22 октября 1648 – 6 октября 1649 г.), уже не было в живых, а царевна Марфа (род. 26 августа 1652 г.) еще не появилась на свет. Эти данные позволяют уточнить время создания реликвария княгини Анны периодом между сентябрем 1651 (начало 7160 года) и августом 1652 г., днем рождения царевны Марфы Алексеевны.

Очевидно, в то же время была шита и пелена на раку преподобной, которая ныне хранится в собрании ГИМ и датируется серединой XVII в. [Ефимова, с. 92; Силкин, с. 23—37]. Любопытной чертой покрова являются «подправленное» шитье поднятых кверху пальцев правой руки Анны. Л. В. Ефимова не исключает, что следы поновленной вышивки и сечение нитей в этом месте пелены является следствием неоднократного прикладывания к мощам святой верующих, однако более убедительным представляется мнение А. В. Силкина, который объясняет изменения в шитье попыткой переделать «двуперстие на именословие» [Силкин, 2006, с. 34]. Вместе с тем, его датировку покрова концом 50-х годов XVII в. мы бы приблизили ко времени изготовления раки, т. к. эти предметы должны были составить единый комплекс сакральных предметов, кроме того, изображение двуперстия после начала церковных реформ патриарха Никона было едва ли возможно.

Чтобы приспособить раку Анны Кашинской для мощей св. Екатерины, требовалась ее серьезная переделка: на крышке надо было заменить фигуру преподобной на изображение святой царевны, а также изменить дробницы с текстами посвящения и сведениями о великомученице, которой она предназначалась. Следовательно, от прежнего надгробия могли быть использованы только те части, которые не требовали изменений, по наблюдениям В. В. Игошева, это были лицо и руки святой, а также фрагменты орнамента [Игошев, с. 412]. Скорее всего, для вновь выполненных частей памятника вторично использовалось старое серебро.

Дата на раке св. Екатерины «Лета 7196 месяца июня в 2...»11, скорее всего, говорит о том, что лишь к этому времени были составлены надписи, которые следовало нанести на медальоны, помещенные с трех сторон надгробия. Обычно тексты на предметах, подаренных государями, не только тщательно готовились, но и редактировались. Например, окончательные надписи на трех лампадах, отосланных в 1693 г. ко Гробу Господню, на Голгофу и в вифлеемскую пещеру царями Иваном и Петром, были значительно изменены относительно первоначального варианта12, что само по себе требовало времени. По-видимому, только летом 1688 г. мастера смогли приступить к работе, то есть изготовлению фигуры св. Екатерины и новых дробниц с текстами от имени царей Ивана, Петра и царевны Софьи.

_________________
10 РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. № 958. Приходная и расходная книга денежной казне (так!) Оружейной палаты 7185 (1676/1677) г. Л. 291 об.–292 об. Факт кратко упоминается: [Викторов, с. 444].
11 Публикации надписи с разной степенью точности см.: [Порфирий (Успенский), с. 251–255; Лукьянов, с. 155–160; Игошев, с. 408–411].
12 Документ готовится к публикации.

Далее предстояло соединить новые части раки со старыми, оставшимися от реликвария Анны Кашинской, чтобы произведение искусства стало единым целым. Работа продолжалась до начала 1689 г. В январе 1689 г. «в Государственной посольской приказ из Серебряные полаты рака серебреная позолочена прислана»13. В документе указаны только месяц и год передачи памятника. То обстоятельство, что отъезд синайских старцев из Москвы откладывался именно из-за раки, подтверждают документы о повторном приезде в Россию архимандрита Кирилла летом 1693 г., когда в Посольском приказе была сделана запись о его первом пребывании: «а жил тот архимандрит на Москве с приезду своего к Москве февраля по 12-е число 197-го (1689 г.) году для того, что серебряная рака многое время была не зделана» [Чеснокова, 2013, с. 169–170]. Таким образом, датировать синайскую раку следует 1688/1689 г.

Пролить больше света на все обстоятельства создания этого произведения искусства могли бы сведения Серебряной палаты, однако материалы, связанные с изготовлением раки св. Екатерины, так же как и раки Анны Кашинской, кроме приведенных выше, пока не обнаружены. Известно, что архивы Оружейной палаты сохранились далеко не полностью, но отсутствие документов по созданию и позднейшей переделке одного и того же предмета наводят на мысль, что их могли изъять архивисты в XVIII–XIX в. для исследования или публикации. Как нередко бывало в подобных случаях, документы не вернулись назад, и след их затерялся. Видимо, поэтому информация о мастерах, работавших в 50-х и 80-х годах XVII в. над обеими раками, отсутствует и у И. Е. Забелина среди имен живших в России русских и иностранных художников металлического дела [Забелин, с. 10–136], и в «Словаре московских мастеров золотого, серебряного и алмазного дела» В. И. Троицкого [Троицкий].

Переданную из Оружейной палаты в Посольский приказ раку разобрали и, обвязав вощаным полотном, упаковали в ящики [Чеснокова, 2004, с. 423]. Получив царский подарок практически накануне отъезда из Москвы, синаиты еще какое-то время ожидали необходимые для возвращения домой документы, а также жалованную грамоту царей Ивана, Петра и правительницы Софьи, которая стала официальным подтверждением акта дарения [Чеснокова, 2012; Чеснокова, 2015б, с. 153–154]. 12 февраля 1689 г. они покинули столицу.

Драгоценное подношение русских царей Синаю преодолело долгий путь от Москвы до монастыря св. Екатерины. Там была сделана и помещена на раке памятная дощечка с надписью по-гречески о том, что она привезена из Москвы архимандритом Кириллом Киприотом при архиепископе Синайской горы Иоанникии Ласкарисе в 1691 г. [Порфирий (Успенский), с. 254].

Подводя итог исследования и исходя из всех имеющихся в нашем распоряжении архивных данных следует сделать вывод, что серебряная рака для мощей св. Екатерины XVII в., хранящаяся на Синае, была переделана из раки Анны Кашинской, выполненной в Серебряной палате в период между сентябрем 1651 и августом 1652 г., и датируется июнем 1688 – январем 1689 г.

Приложение 1

1687 марта 1. Указ царей Ивана и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны об изготовлении серебряной раки для мощей св. Екатерины.

Л. 123 Лета 7195-го марта в 1 день. По указу великих государей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великие государыни благоверные царевны и великие княжны Софии Алексеевны всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев боярину и оружейничему Петру Васильевичю Болшому Шереметеву с товарыщи. Великие государи цари

___________________
13 РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1687 г. № 6. Л. 157.

и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич и великие государыня благоверная и великая княжна София Алексеевна всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцы указали14 по своему государеву обещанию в Синайскую гору к мощам святей великомученицы Екатерины серебряную раку сделать15, а каковой той раке быть16. И потом указали великия государи себя, великих государей, доложить тебе, боярину и оружейничему Петру Васильевичю с товарыщи17. И по указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великие государыни благоверные и великие княжны Софии Алексеевны всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев боярину и оружейничему Петру Васильевичю Болшому Шереметеву с товарыщи учинить о том по указу великих государей.

РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1687 г. № 6. Л. 123.

Приложение 2
7195 (1687) г. Опись Оружейной палаты. Описание раки Анны Кашинской.

Л. 1 об. «Рака серебреная с трех сторон чеканная, четвертая сторона басемная золочена, на верху на кровле вычеканен образ преподобные. Подпись: святая великая княгиня инокиня Анна Кашинская. С трех сторон пять дробниц, в них чеканены слова: в главах – тропарь, на стороне, на трех дробницах, преподобные похвала. На концах в ногах: «Божиею милостию повелением благоверного и благородного и христолюбивого великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Росии самодержца и при его благоверной и благочестивой царице и великой княгине Марье Ильиничне, и при его государевых благоверных сестрах: благоверной царевне и великой княжне Ирине Михайловне, благоверной царевне и великой княжне Анне Михайловне, благоверной царевне и великой княжне Татьяне Михайловне, и при их царской дщери, благоверной царевне || Л. 2 и великой княжне Евдокее Алексеевне, зделана бысть сия рака благоверной и великой княгине иноке Анне Кашинской в двадесят четвертое лето возраста его, государева, в седмое лето богохранимыя его царские державы. Лета 7160-го году».

А по нынешней переписи 195-го году и по осмотру та рака против прежних переписных книг сошлась.

РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Кн. 936. Л. 1 об.–2.

Приложение 3.
После 5 ноября 1687 года. Столбец Оружейной палаты о посылке на Синайскую гору к мощам святой великомученицы Екатерины серебряной раки.

Л. 1 Лета 7196-го (1687) ноября в 5 день по указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великие государыни благоверные царевны и великие княжны Софии Алексеевны всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев боярину и оружейничему Петру Васильевичю Большому Шереметеву с товарыщи указали великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич и великая государыня благоверная царевна и великая княжна София Алексеевна всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцы послать на Синайскую гору к мощам святыя великомученицы Екатерины серебреную раку, которая ныне есть в готовости в Оружейной полате. И для той посылки тое раку прислать в Государственной посольской приказ царственные болшие печати и государственных великих и посольских дел ко оберегателю к ближнему боярину и наместнику Новгородцкому ко князю

____________________________
14 Далее вычеркнуто по челобитной Синайские горы монастыря пресвятыя Богородицы Неопалимыя купины архиепископа Анания зделать в тот монастырь
15 Фраза написана над строкой. Далее зачеркнуто в которой быти мощам святые великомученицы Екатерины
16 Далее зачеркнуто длиною и шириною и вышиною зделать
17 Слово написано над строкой

Василью Васильевичю да к боярину ко князю Алексею Васильевичю Голицыным с товарыщи. || Л. 2  И по указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великие государыни благоверные царевны и великие княжны Софии Алексеевны всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев боярину и оружейничему Петру Васильевичю Болшому Шереметеву с товарыщи учинить о сем по указу великих государей.

Прокофей Возницын.

И против сего великих государей указу из Оружейные болшие казны вынета || Л. 3 рака серебреная с трех сторон чеканная, четвертая сторона басемная золочена. Наверху на кровле вычеканен образ преподобные, подпись: святая великая княгиня инокиня Анна Кашинская. С трех сторон пять дробниц, в них чеканены слова: в главах – тропарь, на стороне, на трех дробницах преподобные похвала да кондак, в ногах – «Божиею милостию повелением благоверного и благородного и христолюбивого великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Росии самодержца и при его благоверной и благочестивой царице и великой княгине Марии Ильиничне, и при его государеве благоверных сестрах: благоверной царевне и великой княжне Ирине Михайловне, благоверной царевне и великой княжне Анне Михайловне, благоверной царевне и великой княжне Татьяне Михайловне, и при их царской дщери благоверной царевне и великой княжне Евдокеи Алексеевне зделана бысть сия рака благоверной и великой княгине иноке Анне Кашинской в 24-е лето возраста иво государева в 7-е лето богохранимые его царские державы лета 7160-го году». А по нынешние переписи и по осмотру та рака против прежних переписных книг сошлась.

Взята в Серебреную полату. || Л. 1 об. Выписать из описных книг в Оружейной казне рака серебреная есть ли и в котором году, и кому строена, и что в ней по весу серебра. || Л. 2 об. справил Козьма Нефимонов.

РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. № 25608. Л. 1–3.

Литература

Викторов А. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов 1584–1725. М., 1883. Вып. 2.
Вишенский И. Путешествие иеромонаха Ипполита Вишенского в Иерусалим, на Синай и Афон (1707–1709) // Православный палестинский сборник. 1914. Вып. 61.
Герасим, патриарх. Описание святой и богошественной горы Синайской, сочиненное на греческом языке блаженнейшим папой и патриархом александрийским Герасимом, ныне же переведенное с греческого простого языка на российский язык в Московской славяно-греко-латинской академии учителем греческого языка Гавриилом Смирновым. М., 1783.
Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской церкви. М., 1998.
Григорович-Барский В. Странствования Василия Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747 гг. СПб., 1886. Т. 2.
Ефимова Л. В. Анна Кашинская. Покров. Москва. Середина XVII в. // Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. М., 2004. С. 92.
Забелин И. Е. О металлическом производстве в России до конца XVII века // Записки Императорского археологического общества. СПб., 1853. Т. V. С. 1–136.
Игошев В. В. Рака для мощей великомученицы Екатерины // Русские иконы Синая. Жалованные грамоты, иконы и произведения декоративно-прикладного искусства XVI–XX веков из России, хранящиеся в монастыре св. Екатерины на Синае. М., 2015. С. 408–412.
Каптерев Н. Ф. Русская благотворительность Синайской обители в XVI, XVII и XVIII столетиях // Каптерев Н. Ф. Собр. соч. М., 2008. Т. II. С. 512–555.
Лукьянов Г. Серебряная рака святой великомученицы Екатерины – дар русских царей в Синайский монастырь в 1688 году // Seminarium Kondokovianum. Praha, 1936. C. 155–160.
Порфирий (Успенский), архим. Второе путешествие архимандрита Порфирия Успенского в Синайский монастырь в 1850 году. СПб., 1856.
Русские иконы Синая. Жалованные грамоты, иконы и произведения декоративно-прикладного искусства XVI–XX веков из России, хранящиеся в монастыре св. Екатерины на Синае. М., 2015.
Силкин А.В. Покров на раку «Благоверная княгиня Анна Кашинская» из собрания ГИМ. Проблемы атрибуции // Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. Материалы конференции. М., 2006. С. 23—37.
Троицкий В. И. Словарь московских мастеров золотого, серебряного и алмазного дела XVII века. Л., 1928. Ч. 1; Л., 1930. Ч. 2.
Чеснокова Н. П. Описание Синайской горы 1686 г. из собрания греческих грамот Российского государственного архива древних актов / Перевод, вводная статья, комментарии // Россия и Христианский Восток. М., 2004. Вып. II–III. С. 418–433.
Чеснокова Н. П. О жалованной грамоте синайскому монастырю св. Екатерины 1689 г. // Каптеревские чтения. М., 2012. Вып. 10. С. 266–282.
Чеснокова Н. П. Синайский архимандрит Кирилл (Старый) и его знакомые в Москве // Каптеревские чтения. М., 2013. Вып. 11. С. 162–180.
Чеснокова Н. П. Синайский архиепископ Анания: заметки к просопографии // Каптеревские чтения. М., 2014. Вып. 12. С. 60–81.
Чеснокова Н. П. История российско-синайских культурных и конфессиональных отношений по письменным источникам // Русские иконы Синая. Жалованные грамоты, иконы и произведения декоративно-прикладного искусства XVI–XX веков из России, хранящиеся в монастыре св. Екатерины на Синае. М., 2015. С. 23–38. [Чеснокова, 2015а]
Чеснокова Н. П. Жалованные грамоты // Русские иконы Синая. С. 146–159. [Чеснокова, 2015б

Н. П. Чеснокова. К истории русских художественных памятников на Синае: рака для мощей св. Екатерины XVII в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики №4(70), декабрь 2017 г. С.64-70.

Чеснокова Н.П., кандидат исторических наук

Тэги: Синай, связи России со святыми местами, монастырь св. Екатерины, церковное искусство, история Руси

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню