RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

30 декабря 1839 высочайше утверждено предложение МИД о перенесении русского консульства из Яффо в Бейрут

30 декабря 1902 вел.кн. Сергей Александрович и вел. кнг. Елизавета Федоровна присутствовали на освящении домового храма Московского епархиального дома, где располагался Московский отдел ИППО

31 декабря 1885 секретарь ППО М.П. Степанов изложил Д.Д. Смышляеву причины постройки Сергиевского подворья в Иерусалиме

Соцсети


Архимандрит Антонин (Капустин)
Из Иерусалима. Статьи, очерки, корреспонденции. 1866-1891. 

Издание, подготовленное Императорским Православным Палестинским Обществом, содержит впервые собранную вместе публицистику Почетного члена Императорского Православного Палестинского Общества, начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина) и фрагмент его дневника, описывающий первое путешествие на Святую Землю в 1857 году.


Антонин (Капустин), архимандрит. Из Иерусалима. Статьи, очерки, корреспонденции. 1866–1891. / Сост., коммент, вступит. статья Р. Б. Бутовой. М., Индрик. 2010. 512 с.

Имя архимандрита Антонина (Капустина Андрея Ивановича; 1817-1894), выдающегося ученого, византиниста и востоковеда, археолога, археографа и нумизмата, входит в золотой фонд истории Русской Церкви, науки и культуры. Настоятель русских посольских церквей в Афинах (1850-1860) и Константинополе (1860-1865), начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1865-1893) — более сорока лет отдал он служению интересам Православия на Востоке.

Главным подвигом жизни архимандрита Антонина стало создание Русской Палестины – целой инфраструктуры храмов, монастырей, паломнических приютов и земельных участков. Став начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, о. Антонин изучал библейские древности, покупал участки земли, связанные с теми или иными ветхозаветными или новозаветными преданиями, строил странноприимные дома и церкви. Им были приобретены участки в Хевроне (с Мамврийским Дубом, 1868; ныне – подворье в честь Святых Праотцев), в Яффе (1869; ныне – подворье праведной Тавифы), в Айн-Кареме (1871; ныне – Горненский Свято-Казанский женский монастырь), на Елеоне (1871; ныне – Русский Вознесенский монастырь), в деревне Силоам (“Могила дочери фараона”, 1873), в Иерихоне (1874; подворье св. Иоанна Предтечи) и др. «Только ему одному, его твердости, его настойчивости Православная Россия обязана тем, что стала твердою ногою у Святого Гроба», — сказал о нем создатель Палестинского Общества В. Н. Хитрово.

В большом и многообразном литературном наследии архимандрита Антонина, наряду со специальными работами (гомилетическими, библеистическими, церковно-историческими, археологическими и археографическими), совершенно особое место занимает цикл статей и корреспонденций, опубликованных за годы пребывания в Палестине и объединенных нами общей рубрикой «Из Иерусалима». Они появлялись в разных периодических изданиях: «Душеполезное чтение», «Церковная летопись «Духовной Беседы», «Христианское чтение», «Херсонские епархиальные ведомости», «Труды Киевской Духовной Академии», «Гражданин», «Церковный вестник»; в разных городах – Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Одессе.

Среди многочисленных писателей, дипломатов, путешественников, паломников, оставивших свои произведения о Святой Земле, архимандрит Антонин занимает совершенно особое место. В Иерусалиме, на этом многовековом перекрестке вер, этносов, культур и традиций, русский человек в его лице и произведениях высвечивается с особой яркостью и выразительностью. Это придает всему написанному рукой Антонина уникальную личностную окраску.

В зависимости от содержания, корреспонденции о. Антонина из Иерусалима можно разделить на несколько больших групп. Это летопись церковной жизни Палестины. Хроника богослужений, канонических перемещений, избрание новых Патриархов и смерть или низложение прежних — прежде всего, Поместной Иерусалимской Церкви. Жизнь в Палестине давала уникальную возможность не только видеть, но и участвовать в праздновании Крещения на Иордане, Рождества в Вифлееме, Успения Божией Матери в Гефсимании, – все это создавало особое настроение у автора и передавало далеким читателям в России ощущение личного присутствия. Это история Русской Палестины. Из статей и корреспонденций читатель в России впервые узнавал, что Дуб Мамврийский стал русским, что делается на Елеоне и продвигается ли там строительство русской церкви, что куплен участок в Иерихоне и заложен новый дом для паломников, что происходит в Горней и как постепенно складывается монастырь. В очерках и корреспонденциях предстает перед нами Русская Духовная Миссия, ее служащие и деятели, русское консульство, дипломаты, служащие и их семьи, сотрудники Палестинской комиссии и Императорского Православного Палестинского Общества и, конечно, это простые русские паломники. Не будь паломника, живой основы нашего присутствия в Иерусалиме — не нужны были бы ни Миссия, ни консульство, ни комиссия. С этой точки зрения о. Антонин обращается к защите интересов верующего народа и выступает его представителем. Это история Иерусалима. О. Антонин активно и много сотрудничал с местным населением, особенно арабским и особенно православным, и писал о них. Но рядом с ним были люди и других наций и конфессий, без которых многие проекты и задумки остались бы нереализованными.

Сборник состоит из трех разделов. Первый раздел, озаглавленный «Церковная жизнь Святого Града», включает 47 статей архимандрита Антонина, во втором разделе помещены его надгробные слова и некрологи о наиболее значимых лицах Иерусалима, в третьем разделе – фрагмент дневника 1857 г. о первой поездке в Святую Землю.

В приложении даны статьи с оценкой заслуг о. Антонина: основателя ИППО В. Н. Хитрово, архиепископа Закинфского Дионися (Латы), профессора Казанской Духовной Академии С. А. Терновского, архимандрита Фотия (Пероглу).

Книга снабжена также впервые составленной биохроникой о. Антонина, полной библиографией его трудов, именным указателем и списками русских консулов и турецких губернаторов Иерусалима.

Впервые собранная вместе, публицистика о. Антонина ярко свидетельствует о его неоспоримом литературном даре, который лишь по причине чрезвычайной занятости и многосторонности натуры, не был раскрыт в полной мере.

Тэги: Антонин (Капустин)

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню