Кондрашина В.А.
Звездой мне служат путеводной любовь и красота.
Святая Великая княгиня Елисавета Феодоровна на благодатной Звенигородской земле
В Издательстве Московской Патриархии вышла в свет книга Веры Кондрашиной «Звездой мне служат путеводной любовь и красота. Святая Великая княгиня Елисавета Феодоровна на благодатной Звенигородской земле».
В книге известного историка, краеведа и археографа Веры Александровны Кондрашиной предлагается новое понимание образов Великого князя Сергея Александровича (1857–1905) и его супруги Великой княгини Елисаветы Феодоровны (1864–1918) через призму их деятельности в Звенигородском уезде, где находилась их усадьба.
Труд автора основан на современном подходе к изучению исторического процесса через биографию личности, а также на новых, никогда ранее не публиковавшихся источниках и материалах, связанных с жизнью этих двух уникальных людей, оставивших глубокий след в истории России. Автор открыла новую страницу биографии Елисаветы Феодоровны, показав, что Великая княгиня начала свою широкую благотворительную деятельность в конце XIX века именно с этого тихого уголка Московской земли – Звенигородского уезда. Книга будет полезна и интересна всем, кому дорога русская история, кто трепетно относится к именам русских великих людей и подвижников и у кого есть потребность получить новые историко-культурные знания, изложенные хотя и с позиций строгой науки, но ясным и простым языком.
Книга выпущена при поддержке Департамента СМИ и рекламы г. Москвы и Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество».
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС Р15-422-1913
Знак информационной продукции 16+
Формат 60х90/16.
Объем — 320 страниц с иллюстрациями.
ISBN 978-5-88017-474-4
© Кондрашина В.А., 2014
© Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014
© Фонд содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», 2014
Об авторе
Кондрашина Вера Александровна - старший научный сотрудник Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея, кандидат культурологии, автор более чем 50 научных, научно-популярных и краеведческих работ, участник российских и международных научных конференций.
Работа В.А. Кондрашиной «Звездой мне служат путеводной любовь и красота» принадлежит к перспективному направлению изучения социокультурных процессов через микромир человека. Объектом исследования впервые стала благотворительная деятельность преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны (1864–1918) в Звенигородском уезде Московской губернии в конце XIX–начале XX в. Благодаря широкой источниковой базе автору удалось выявить самобытные черты российской благотворительности, которые сложились под влиянием христианских ценностей, определивших жизненный путь Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. Важнейшая социальная роль ее деятельности, консолидация и расширение круга творческих сил в Звенигородском уезде стали со временем своеобразной опытной площадкой для многих благотворительных проектов, получивших в дальнейшем распространение в Москве. С развитием гражданского общества в современной России, расширением благотворительных программ, возникновением массового волонтерского движения ценностные приоритеты Великой Княгини Елисаветы Феодоровны становятся примером для подражания.
Содержание
Введение. «Яко виноград прекрасный… насади тя Господь» ...4
Глава 1. «Нас с Государыней в детстве обучали всему» ...10
Глава 2. Царское поместье Ильинское-Усово Звенигородского уезда ...16
Глава 3. Малая родина Великой княгини ...36
Глава 4. Первый год в роли хозяйки Москвы ...61
Глава 5. Государев монастырь и Русская Палестина ...80
Глава 6. В великокняжеской усадьбе ...103
Глава 7. Письмо к Государю из Звенигорода ...133
Глава 8. Под сводами звенигородских храмов ...160
Глава 9. Дела милосердия ...236
Глава 10. По законам любви и красоты ...266
Послесловие ...309
Приложения ...312
Использованные источники и литература ...318
Примечания ...332
Введение. «Яко виноград прекрасный… насади тя Господь»
Подвиг этой Великой женщины описан не единожды. Краткую, но удивительно емкую картину ее жизни дал в небольшой книжечке «Светлой памяти Великой княгини Елисаветы Феодоровны», вышедшей в Иерусалиме в 1925 году, архимандрит Анастасий (Грибановский). Он, по сути, и положил начало составлению жития преподобномученицы задолго до ее прославления.
Почти 33 года Великая княгиня Елисавета Феодоровна прожила в России. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, сына Императора Александра II Освободителя, родного брата Государя Александра III Миротворца. Сергей Александрович был дядей последнего русского Царя-Мученика Николая II, Елисавета Феодоровна – родной сестрой последней русской Императрицы.
Судьба готовила ей в будущем очень тяжелые испытания, которые едва ли смог вынести духовно нестойкий человек. Елисавета Феодоровна шла по жизни срединным, царским путем, глубоко веря в Бога, она со смирением принимала посланные ей испытания. Казалось бы, имея все – красоту, высокое положение в обществе, богатство, венценосных влиятельных родственников за границей, она много раз могла бы изменить, облегчить свою жизнь. Она же не искала легких путей, а восходила по духовной лествице, преодолевая ступень за ступенью, к Царству Небесному.
Современники свидетельствовали, что все качества ее души были строго соразмерны. Никогда не забывала она о том, что есть вокруг несчастные, обездоленные, больные люди, которым нужна помощь. Ее нравственное чувство не было убаюкано той роскошью и кажущейся беззаботной жизнью, которую могла вести представительница Царского Дома, жена Московского генерал-губернатора.
Натура высокая проявляет себя по-особому в самых разнообразных обстоятельствах, в какие бывает поставлена: и в суете великосветской жизни Великая княгиня не утратила своей духовности, а напротив – внесла ее в ту среду, в которой вращалась. На фоне яркой внешней жизни шла невидимая работа души, близкой Богу, живущей по законам любви, красоты, милосердия, сострадания ближнему.
Преодолев многое в себе, она искренне и добровольно сделала свой духовный выбор: «Я все время думала и читала и молилась Богу указать мне правильный путь – и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином…» (из письма Великой княгини к отцу 1 января 1891 года). В 1891 году она приняла Православие, и ее небесной покровительницей, ее ангелом-хранителем стала святая праведная Елисавета – мать Иоанна Крестителя.
Елисавета Феодоровна жила в России в годы стабильности и мира и в самый драматический период русской истории, омраченной войнами, революциями, братоубийственной бранью, предательством и изменой. Когда вспыхнуло пламя первой русской революции 1905 года, по приговору боевой организации эсеров в Кремле террористом Каляевым был зверски убит Великий князь Сергей Александрович. Елисавета Феодоровна проявила необычайное мужество и величие духа. Она сама собрала на носилки окровавленные останки тела своего супруга, разорванного на куски бомбой. Великая княгиня нашла в себе силы посетить убийцу в тюрьме «в надежде смягчить и возродить его сердце своей кротостью и всепрощением».
После кончины мужа Елисавета Феодоровна долго не снимала траур, держала строгий пост, много молилась. Дармилосердия Великой княгини с особой глубиной проявился в создании в 1909 году в Москве обители милосердия во имя святых Марфы и Марии, где служение Богу было органически соединено «с деятельным служением ближним во имя Христово».
Не имея ни капли русской крови, она была русской по духу и православной по своему мировосприятию. Уже при жизни за самоотверженное служение ближнему, за дела милосердия ее почитали как святую, называя Великой Матушкой.
Как в первую революцию 1905 года, так и после октября 1917-го, когда власть в стране узурпировали большевики, она сохраняла удивительное для многих самообладание, говоря, что народ русский не повинен, он всего лишь дитя, «он введен в заблуждение врагами России». Великая княгиня отвергла многократные предложения покинуть свою новую Родину. Даже те, что исходили от ее родных. Она считала, что, уехав из России, совершит предательство.
18 июля 1918 года Великая княгиня Елисавета вместе со своей келейницей Варварой и другими узниками из семьи Романовых живыми были сброшены большевиками в шахту под Алапаевском. Шахту забросали гранатами. Но раненая мученица упала не на дно шахты, а на выступ, находившийся на глубине 15 метров, и не погибла сразу. Она до последней минуты – это стало ясно после раскопок шахты, произведенных по приказу адмирала Колчака, – старалась служить тяжело раненному своему двоюродному племяннику князю Иоанну Константиновичу. «Местные крестьяне, издалека наблюдавшие за казнью неведомых им людей, долго слышали таинственное пение, несущееся из-под земли». Это святая Елисавета пела Херувимскую песнь.
По распоряжению адмирала Колчака тела мучеников перевезли сначала в Иркутск, затем в Пекин, где они довольно долго оставались в кладбищенской церкви при русской духовной миссии. Затем тела Елисаветы и Варвары через Шанхай и Суэцкий канал доставили в Палестину, чтобы захоронить в храме равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании, рядом с местом страданий и Воскресения Спасителя. Этот храм, построенный в память Императрицы Марии Александровны ее сыновьями, поразил Елисавету Феодоровну во время освящения в 1888 году.
Пройдя череду жизненных испытаний, приняв мученическую смерть, в годы страшных гонений на Русскую Православную Церковь, она стала одной из первых преподобномучениц российских XX века, о которых в специально установленной церковной службе поется: «Яко виноград прекрасный, в земли нашей насади тя Господь».
В последние годы притягательный образ Елисаветы Феодоровны вызвал к жизни множество исследований, появилось немало хороших, глубоких книг. Так стоит ли писать еще одну? Такой вопрос неизменно стоит перед автором, дерзающим взяться за жизнеописание этой удивительной женщины. Но если всем известен живительный источник, означает ли это, что незачем к нему припадать?
В жизни Великой княгини Елисаветы Феодоровны есть страницы, которые известны немногим, но многое могут открыть ищущим дорогу к Богу и к храму, осветить путь. Ведь «Церковь дает в своих святых» примеры, хотя и кажущиеся нам, грешным, абсолютно недостижимыми, но подобно Вифлеемской звезде, способными привести ко Христу.
Звенигородские страницы жизни Елисаветы Феодоровны на первый взгляд могут показаться мало чем примечательными – тихая деревенская усадебная жизнь, семейные беды и радости, повседневность. Но это было время знакомства с духовными и художественными традициями новой Родины, вхождения в ее историю и культуру, в ее огромное пространство. Здесь она постигала Россию и сердцем приняла ее.
Книга, которую вы держите в руках, повествует о счастливых днях жизни Великой княгини на земле ее малой Родины. Звенигородская земля – Звенигородский уезд во второй половине XIX – начале XX века – это значительная по размеру территория, на которой ныне располагается несколько районов Московской области (Одинцовский, Красногорский, Истринский). Благодатная эта земля находится под особым покровом Царицы Небесной и преподобного Саввы Сторожевского, звенигородского и всея России чудотворца. Когда-то здесь, на западных подступах к Москве, были оборонительные рубежи, прикрывавшие столицу православной Московской Руси, а затем – Московского царства. Звенигородский край, расположенный в бассейнах рек Москвы и Истры, сохранил удивительные образцы гармонии природы и творения человеческих рук. Как православная святыня сберегались нашими предками храм Успения Пресвятой Богородицы, Саввино-Сторожевский и Ново-Иерусалимский монастыри. О преподобном Савве и основанной им на западных рубежах Московского княжества обители еще при святом митрополите Макарии в XVI веке писали в церковных книгах как о духовном щите.
Не случайно было приобретено в собственность царской семьи имение Ильинское. С той поры Император Александр II стал называть себя «звенигородским помещиком». Его супруга Императрица Мария Александровна, живя в Ильинском, старалась привить детям любовь к этой древней земле, уважение к народной культуре. Их сын Великий князь Сергей Александрович в союзе со своей супругой Великой княгиней Елисаветой Феодоровной в век распада и разложения, сдерживая напор разрушительных сил, сберегали здесь, в своем подмосковном доме, идеалы добра и любви, православную традицию, частью которой были дела милосердия.
Счастье состоит не в том, чтобы жить во дворце и быть богатым, – говорила однажды Елисавета Феодоровна своим воспитанникам – детям Великого князя Павла Александровича (младшего брата Сергея Александровича) Марии и Дмитрию. – Всего этого можно лишиться. Настоящее счастье то, которое ни люди, ни события не могут похитить. Вы его найдете в жизни души и отдании себя. Постарайтесь сделать счастливым тех, кто рядом с вами, и вы сами будете счастливы».
Имя Великой княгини Елисаветы Феодоровны благословляли многие ее современники, благословляли его и звенигородцы, которым она не раз приходила на помощь в самые тяжелые минуты их жизни.
Знакомя читателя со звенигородскими страницами жизни преподобной мученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, ее образом и делами, автор старался опираться преимущественно на первоисточники – опубликованные и неопубликованные архивные материалы.