На Афоне прибудет русской святости
В Православной церкви хотят канонизировать русских афонских подвижников
Митрополит Саранский и Мордовский Зиновий предложил канонизировать русских афонских подвижников XIX и XX веков.
«Афон — это живое преемство и традиции святоотеческого наследия. Оно становится особенно важным в наши дни, когда секулярный мир открыто показывает нам свои злобные корни. Ответом на вопрос "Как сохранить и преумножить это преемство афонской святости?" может быть канонизация русских афонских старцев-подвижников», — сказал митрополит Зиновий на конференции «Святая Русь и Святая гора Афон», прошедшей в рамках ежегодных Рождественских чтений в храме Христа Спасителя 27 января.
Митрополит предложил Синодальной комиссии по канонизации святых рассмотреть вопрос об общецерковном или о местном почитании русских афонитов — Иннокентия (Сибирякова) и Тихона (Голенкова).
Схимонах Иннокентий, уроженец Иркутска, прибыл на Афон в конце XIX века и скончался на Святой горе в 1901 году. Потомственный миллионер-золотопромышленник, весь свой капитал он потратил на благотворительность в России и на Афоне. Благодаря его попечительству Андреевский скит на Святой горе был украшен грандиозным, рассчитанным на пять тысяч молящихся собором Апостола Андрея Первозванного. На Святой горе и в родном Иркутске Иннокентия называют «подвижником благочестия». Вопрос о его канонизации не раз поднимался на его родине, в Сибири.
Старец Тихон (Голенков) приехал на Афон из Царицына (ныне Волгоград) за несколько лет до революции в России. Закончив земную жизнь в 1968 году, он был к моменту кончины одним из самых авторитетных старцев Святой горы. Одним из его учеников был святой Паисий Святогорец. Еще при жизни старца Паисий называл своего русского наставника «святым».
Предложение митрополита Зиновия о прославлении русских афонитов поддержал игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий, председатель комиссии по канонизации святых.
«Обычно инициативы по канонизации исходят от местных епархий. Они собирают сведения о почитании подвижника, совершаемых им чудесах, готовят проект жития и богослужебные тексты. Все эти документы затем передают в Священный синод. По итогу его работы патриарх благословляет или не благословляет подвижника для местного почитания в епархии. Далее Архиерейский собор принимает решение об общецерковном почитании», — рассказал о деталях процедуры канонизации епископ Панкратий.
По его словам, необходимыми условиями для прославления подвижника являются его безупречный образ жизни, чудеса при жизни и после смерти, народное почитание. При этом епископ отметил, что инициативу по первичному сбору документов для канонизации должны взять на себя афонские монастыри, где почитают подвижников, или епархии Русской православной церкви, откуда те происходят.
Святая гора находится под крылом Константинопольского (Вселенского) патриархата. За тысячу лет присутствия русских монахов на Афоне Константинопольской церковью был канонизирован только один из них — преподобный Силуан Афонский. Да и то прославление это произошло во многом по труду его ученика Софрония (Сахарова), написавшего книгу о преподобном.
«Если мы не возьмем дело в свои руки и будем ждать инициативы по канонизации русских афонитов от Константинополя, то можем прождать так еще тысячу лет», — отметил епископ.
Михаил Боков