Чем грозит гибель Мамврийского дуба
Разрушение библейской святыни в Хевроне вызвало много вопросов у специалистов
Непонятная, а потому подозрительная история случилась с одной из известнейших христианских святынь. Утром 10 февраля по социальным сетям пронеслась шокирующая информация: в палестинском городе Хеврон, на территории подворья Русской духовной миссии (РДМ), упало одно из самых старых деревьев планеты – Мамврийский дуб, или дуб Авраама. К сообщениям прилагались и фотографии, на которых изъеденный временем старый ствол действительно, помяв поддерживающий металлический каркас, лежит на земле. Одни говорят, что причиной гибели древа стал сильнейший ураган. Другие утверждают, что дерево упало само от старости.
Правда, уже к вечеру того же дня на официальном сайте Русской духовной миссии, в чьем владении находится растение, опубликовано опровержение, мол, святыня не упала, а просто в ходе дендрологических работ «уступает место новой жизни». Заявление РДМ внесло еще большую сумятицу и породило множество вопросов, ответы на которые, впрочем, миссия давать не спешит.
Дурной знак
Нарочитый оптимизм сделанного РДМ объявления объясним. Согласно преданию, гибель библейского древа предвещает скорый конец света. Этим во многом и объясняются сетевые волнения верующих. Более того, многие связали падение дерева не только с «неканоничными» действиями Константинопольского (Вселенского) патриарха Варфоломея и созданием в Украине автокефальной православной церкви, но и с общей атмосферой, существующей сегодня в мировом православии. Мол, не выдержала святыня такого святотатства, рухнула от стыда и внутреннего позора.
Мусульмане и иудеи, как последователи авраамических религий и, следовательно, почитатели праотца Авраама, к утрате святыни отнеслись спокойнее, чем их православные собратья. «Мы по-другому к этому относимся, – рассказал «НГР» раввин московской синагоги «Даркей шалом» Довид Карпов. – У нас не принято придавать значение таким внешним знакам. Например, для нас есть более знаковый объект – гора Синай, где была дарована Тора. Но интересно, что еврейская традиция не сохранила знаний о том, где находится реальная гора Синай. Конечно, есть гора, которую считают горой Синай, но мы ее не почитаем. Наша традиция сохраняет то, что имеет непреходящее значение. Например, место, где стоял первый и второй Храмы, это так называемая Храмовая гора, она для нас, безусловно, свята, даже несмотря на то, что там сейчас нет Храма. Свята для нас и Стена Плача. А вот такие объекты, как Мамврийский дуб, – мы относимся к этому нейтрально. А то, что мы живем в эпоху, которая характеризуется как конец времен, в хорошем смысле этого слова, то есть переход от этого мира в мир грядущий, это правда. Но все-таки мы ориентируемся на указания наших пророков и наших учителей».
Священное дерево, под которым, согласно библейскому преданию, ветхозаветный патриарх Авраам встретил Святую Троицу, насчитывает более 5 тыс. лет. Свое название «мамврийский» он получил от Мамре – названия долины и дубравы около Хеврона, где жил и умер Авраам. В Библии порода дерева, под которым произошло знаменательное событие, не указана. «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: «Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом…» (Бытие 18:1–4)
Кстати, несколько слов о названии дерева. В разных источниках можно встретить как Мамрийский, так и Мамврийский дуб. Это одно и то же дерево, а разночтения вызваны особенностями перевода текстов Ветхого Завета на древнегреческий язык. Дело в том, что, по правилам, между двумя звонкими согласными в древнегреческом всегда добавлялся дополнительный звук «в». Так как перевод на древнегреческий был первым в череде последующих транслитераций библейских топонимов, и зачастую переводы производились с него, то буква «в» укоренилась и дошла до наших дней.
Дуб, да не тот
Первым, кто достаточно подробно описал священное дерево, был русский паломник игумен Даниил. Еще в начале XII века он писал: «Дуб же тот святой рядом с дорогой; когда там идешь, по правую руку; и стоит, красив, на высокой горе. А вокруг корней его внизу Бог вымостил мрамором белым как пол церковный. Вымощено около всего дуба того хорошего; посреди этого помоста вырос дуб святой из камня этого, удивительный! Дуб этот не очень высок, раскидист очень и густ ветвями, и плодов на нем много. Ветки же его низко к земле склонились, так что муж может, на земле стоя, достать его ветки. Окружность его в самом толстом месте две сажени, а высота его ствола до ветвей – полторы сажени. Удивительно и чудесно, что столько много лет стоит дерево то на такой высокой горе и не повреждено, не искрошилось!»
Уже в конце XIX века началось увядание Мамврийского дуба.
Фото 1890-х годов
Остатки ветхозаветной рощи с древним деревом породы палестинский, или кермесовый, дуб в конце XIX века обнаружил начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин). Долгое время он скрупулезно исследовал окрестности Хеврона, сверяя свои наблюдения с библейскими текстами и рассказами местных жителей. Сам начальник миссии однозначно не утверждал, что дуб был именно тем деревом, под которым Аврааму явилась Троица, но придавал очень высокое значение находке. «Я первый не думаю, чтобы он был тот самый дуб, под которым Авраам принял и угостил Святую Троицу, но верю несомненно, что он есть последний остаток той дубравы, к которой принадлежал подлинный Дуб, а значит, все-таки есть Дуб Мамврийский», – писал Антонин (Капустин) российскому послу в Константинополе графу Николаю Игнатьеву. В 1868 году священнослужитель выкупил участок, на котором произрастал дуб.
В начале XX века поблизости от дерева был возведен русский монастырь Святой Троицы. Однако из-за революционных событий в России монастырская земля перешла во владения Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), с которой у Московского патриархата долгое время были разорваны отношения. Лишь в 1997 году при участии тогдашнего лидера Палестинской национальной администрации (ПНА) Ясира Арафата участок вернулся во владение РПЦ.
Уже в конце XIX века началось увядание дуба. В последний раз зеленые листья на нем видели в 1996 году. С тех пор дерево усыхало. В Русской духовной миссии утверждают, что необратимый процесс начался в результате строительных работ, проведенных в 70-е годы XX столетия (тогда дерево находилось под покровительством РПЦЗ), когда вокруг древней святыни была возведена кольцевая подпорная стенка в форме чаши. А вот уже после передачи территории со святыней РПЦ якобы случилось чудо – около засохшего ствола в 1998 году появился сначала один, а потом и второй молодые побеги.
Что скрывает Русская духовная миссия
Теперь о спорности заявления. По сообщениям с того же сайта РДМ, начиная с 2016 года учеными из разных научно-исследовательских институтов России велись работы по консервации Мамврийского дуба от гниения.
Как только в сетях появилась паника по поводу падения дуба, Русская миссия поспешила заверить, что все идет по плану. «В наши дни в продолжение плановых работ по сохранению святыни, начатых под руководством специалистов ведущих российских НИИ, производится постепенное освобождение ствола старого дерева от отмерших частей, препятствующих росту молодых побегов, и бережное сохранение этих частей для истории. Все собранные части древнего дерева в скором времени будут доступны для паломников в храме подворья святых праотцев», – говорится в сообщении. Также указывается, что древний ствол дуба будет воссоздан: «В ближайшие годы в планах Русской духовной миссии в Иерусалиме реконструировать ствол векового дерева: воссозданный ствол Мамврийского дуба, защищенный от воздействия атмосферных осадков и солнечного света особой стеклянной витриной и законсервированный специальными составами, будет установлен вблизи молодых побегов как почитаемая представителями трех монотеистических религий реликвия и памятник природы».
В связи с этим поспешным объяснением возникает много вопросов. Еще в 2009 году библейскую святыню внимательно изучила группа ученых из Главного ботанического сада им. Н.В. Цицина РАН. Уже тогда выводы специалистов были неутешительными: «Необходимы экстренные меры по спасению Мамврийского дуба, чтобы остановить или хотя бы замедлить разрушение известной святыни христианского мира». И лишь спустя семь лет начались так называемые работы по консервации растения. Специалисты преимущественно обрабатывали древесину от гниения, болезней и вредителей, писал сайт Русской духовной миссии. С тех пор и до февраля 2019 года о дубе и его консервации больше никаких упоминаний не было.
Кстати, о специалистах. Заявленный на сайте миссии Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского не подтвердил своего участия в спасении дуба. «Специалистов нашего вуза там не было», - сказал «НГР» директор Ботсада ННГУ Александр Широков.
По свидетельствам очевидцев, в ночь на 10 февраля засохший ствол обрушился.
Фото из социальных сетей
Если верить заявлениям РДМ, что дуб упал не сам, а «в ходе плановых работ», то непонятно, почему миссия не предупредила заранее об этих работах, не пригласила к их освещению СМИ, не оградила специальными лентами территорию, в подробностях не описала ход спасения нерядового древа. Если же святыня, несмотря на все усилия специалистов, все-таки не могла уже сама себя удерживать, то разве это не было понятно заранее и зачем было ее вообще пытаться «спасать», то есть тратить средства, привлекать специалистов? Ведь на фотографиях из Хеврона отчетливо видны и выкорчеванная падающим деревом земля, и сломанные от сильного удара сухие ветки и ствол, и в целом неготовность территории к падению исполина. Тем более, что такая судьба дерева была очевидной еще пять лет назад, заметила в разговоре с «НГР» кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета имени С.М. Кирова Ирина Мельничук. «Я была в Хевроне в 2014 году. Там уже от дуба ничего не осталось. Он давно погиб. Там были два отростка, но насколько они именно от этого дуба, это еще большой вопрос, – подчеркнула специалист, добавив: «Тогда мы с самим деревом не работали». Любопытно, что Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет – еще один из трех заявленных РДМ вузов, специалисты которого вот уже несколько лет подряд активно пытаются спасти древнее дерево.
Так кто и что тогда долгие годы спасают на самом деле в Хевроне? И что и почему пытается скрыть Русская духовная миссия? По телефонам, указанным на сайте РДМ, на вопрос о пресловутом дубе и его падении отвечают советами читать официальное заявление и никаких иных комментариев не дают. Некто, ответивший на звонок непосредственно в подворье в Хевроне, также направил за разъяснениями в миссию. «Мне дали установку, что я должен говорить так, и больше ничего сказать не могу. Уже было несколько подобных звонков, и я всех перенаправлял в миссию», – сказал собеседник «НГР».
Тест на отцовство и набожность
Уж не идет ли речь о тех самых молодых дубках, которые якобы выросли от библейской святыни? Еще в 2012 году ключарь подворья Русской духовной миссии в Хевроне иеромонах Алексий (Елисеев) подтверждал, что около древнего дерева выросла молодая поросль. «Один из них является корневой порослью древнего дуба, второй вырос из желудя. Один наш гость-ученый предложил мне разрыть землю и доказать всем, что молодой дубок действительно растет из корней старого. Но это – стержневые корни. Представьте себе, что я буду их раскапывать и доказывать всем, что оба дерева связаны. Растение погибнет», – говорил священнослужитель.
Подтверждений тому, что хотя бы один из дубков генетически продолжает библейскую святыню, с тех пор не было. Теоретически это возможно, поддержал версию иеромонаха российский арборист Дмитрий Звонко. «Если между усыханием и порослью прошло не очень много времени, то такое возможно, хотя и маловероятно. Если у дерева была мощная корневая система, то за счет каких-то скрытых резервов, чтобы выжить, оно могло дать поросль от корня. Но точно определить это может молекулярно-генетический анализ. Необходимо взять образец древесины одного и второго и выяснить, насколько идентичны друг другу оба растения», – сказал «НГР» эксперт.
На кафедре высших растений биологического факультета МГУ возможность появления отростков от корня засохшего дуба опровергли. «Дубы не размножаются корневыми отростками», – сказала собеседница «НГР», пожелавшая остаться безымянной, и добавила, что в любом случае необходимо сделать расширенный анализ тканей. По словам научного сотрудника, «чем шире будет анализ, тем точнее будет результат». Если вы хотите подтвердить генетическую идентичность, то необходимо, чтобы как можно больше маркеров совпало. «Если сделать секвенс (техника определения нуклеотидной последовательности ДНК и РНК для получения описания ее первичной структуры. – «НГР») только одного гена, и он совпадет, то подтверждать идентичность это все равно не будет. Лучше сделать анализ с секвенированием по всему геному. Но это очень дорогая технология», – пояснила эксперт.
Дал Мамврийский дуб поросль или не дал, однозначно подтвердить может только специальный тест. Все остальные разговоры – лишь домыслы и предположения. Может, в РДМ опасаются, что после проведения исследований и обнародования результатов того, что, например, молодые дубки – современные растения, не имеющие ничего общего со своим библейским соседом, паломники станут меньше посещать Хеврон? Но вроде как в христианстве в целом и православии в частности поклоняются не деревьям, пусть даже они и видели самого Господа Бога. Ведь и место, где произошла встреча Авраама со Святой Троицей, и историчность самого события никак не зависят от наличия или отсутствия дуба. Пусть даже и Мамврийского.
Милена Фаустова