Памятники греческой культуры в фотографиях "палестинской коллекции"
На протяжении почти 200 лет ведется изучение античных памятников
Северного Причерноморья - от первых описаний Поля Дюбрюкса до
систематических археологических исследований с конца XIX в. и по
сегодняшний день.
Однако можно вспомнить, что интерес к греческому культурному
наследию - и античному и средневековому - имеет в России глубокие
традиции. С давних времен между Россией и Грецией существовали тесные
контакты - торговые, дипломатические, культурные. Крещение Руси и
распространение христианства в его византийском варианте дало толчок
укреплению и расширению экономических, культурных и религиозных
связей Древней Руси и Византии. Вместе с христианством на Русь приходит
влияние более высокой византийской культуры, и через связи с греческим
миром начинается приобщение Руси к античному наследию.
Ставшие популярными на Руси религиозные паломничества в Святую
землю проходили через греческие православные святыни Константинополя,
Афона, островов Эгейского моря и греческих городов Малой Азии. В Х1Х в.
греческий мир становится не просто предметом описаний паломников и
светских путешественников, но и областью пристального научного интереса.
Возникает необходимость тщательно фиксировать древние и средневековые
памятники. Поэтому вполне закономерно, что памятники греческой
культуры заняли определенное место в фотографической коллекции
Императорского Православного Палестинского Общества, хранящейся в
фондах Государственного музея истории религии.
В Уставе Общества, утвержденном в 1882 г., говорилось, что оно создается с учеными и благотворительными целями, "для достижения
которых ему представляется собирать, разрабатывать и распространять в
России сведения о Святых местах Востока". Формирование коллекции
фотографий стало одним из важных направлений деятельности Общества. В
1894 и 1900 гг. были опубликованы два выпуска каталога Фотографического
собрания ИППО, сделанного В.Д. Юшмановым106. Фотографии, относящиеся к
греческим памятникам, составляют несколько собраний.
1. Собрание фотографий, сделанных во время большой научной
экспедицией под руководством известного искусствоведа Н.П. Кондакова в
1891г. Целью экспедиции было изучение истоков восточно-христианского
искусства. В монографии, посвященной результатам экспедиции, Н.П.
Кондаков выделяет главу "Попутные наблюдения памятников христианского
искусства в Константинополе, Афинах и Смирне"107. В каталоге В.Д.
Юшманова под рубриками "Кипр, Архипелаг, Смирна, Константинополь" и
"Афины и Рим" приведены фотографии античных и средневековых
памятников, выполненные в основном фотографом экспедиции И.Ф.
Барщевским. В соответствии с задачами экспедиции И. Барщевский не
ограничивается общими видами памятников, а фиксирует детали древних
кладок, орнаментов, капителей колонн, фрагменты росписей и мозаик. К
этому же собранию относятся фотографии греческих рукописей XI-XIII вв.
из Патриаршей библиотеки в Иерусалиме и "Физиолога" (ХI в.) из Смирны.
Миниатюры этих рукописей представляли особый интерес для исследований
экспедиции.
2. Собрание фотографий с видами Синая, снимками архитектурных
деталей базилики монастыря Св. Екатерины и греческих рукописей
Синайской библиотеки. На фотографиях имеется метка "Kondakov", а на
паспарту – рукописные аннотации. Сюжеты фотографий и аннотации
полностью соответствуют "Оглавлению 100 фотографических снимков
Синайского альбома", опубликованному Кондаковым в приложении к его
книге "Путешествие на Синай в 1881 г." (Одесса 1882 г.). "Синайский альбом
" был составлен Н.П. Кондаковым и фотографом экспедиции Ж.К. Раулем и
выполнен всего в нескольких экземплярах. Существует предположение, что
экземпляр "Синайского альбома", хранящийся в Российской национальной
библиотеке, "единственный, сохранившийся до нашего времени"108. Однако в
составе Палестинской коллекции имеются все фотографии этого альбома,
хотя и в другом оформлении.
3. 36 фотографий греческих рукописей обозначены в каталоге В.Д.
Юшманова как "армянские фотографии в Иерусалиме, с 1880 по 1893 гг." Это
рукописи из собраний монастырей Св. Креста и Св. Саввы и Патриаршей
библиотеки. Среди рукописей, относящихся к IX-XIII вв. привлекают
внимание палимпсесты - например, нижний текст Х в. – стихи Эврипида,
верхний текст ХIII в.,- книга пророка Иезекииля.
4. Три большие собрания фотографий с меткой "Millet" связаны с
работами французского исследователя искусства христианского Востока
Габриэля Милле (1867-1943?). Подборка фотографий памятников Афона
(живопись, мозаики, рукописи) - результат нескольких экспедиций Милле на
Афон -1894, 1898 и затем 1918-1920 гг. Фотографии византийских рукописей
и миниатюр из Мистры и библиотек и музеев Италии /Ватикан, Флоренция,
Перуджа / - составляют еще два больших собрания в составе Палестинской
коллекции. Все фотографии из собрания Милле не только атрибутированы,
но и имеют специальную маркировку, что позволяет точно установить дату
съемки и даже авторов фотографий. Частично эти фотографии вошли в
опубликованные работы Милле, но, несомненно, большое количество
снимков является достаточно уникальным материалом.
Все упомянутые фотографические собрания относятся к концу Х1Х –
нач. ХХ вв. Но очевидно, что ценность коллекции сохранилась и до
сегодняшнего дня. Фотографии зафиксировали памятники архитектуры,
живописи, письменности в том состоянии, в котором они находились сто лет
назад. Еще Кондаков неоднократно утверждал необходимость той точной
фиксации древних памятников, которую может дать фотография: во-первых,
потому, что памятники разрушаются и безвозвратно утрачиваются, и, во-вторых, достоверная фиксация памятников "будет способствовать рассеянию
различных заблуждений и сделает памятники предметом научного
достояния"109.
_______________
Примечания
106 "Палестина и Синай", вып.3, СПб., 1894, 1900 гг.
107 "Археологическое путешествие по Сирии и Палестине". СПб., 1904 г.
108 См.: Вялова С.О. "Синайский альбом Н.П. Кондакова как источник изучения памятников письменности и архитектуры.// Вспомогательные исторические дисциплины, XXYI, СПб., 1998 г.
109 Н.П. Кондаков. Путешествие на Синай в 1881г. Одесса, 1882 г. С.69
Т.М. Гельфман
Боспорский феномен: греческая культура на периферии античного мира / Материалы международной научной конференции. Декабрь 1999. Санкт - Петербург. 1999. С. 181-183