Археологические памятники Русской Палестины
по архивным материалам 1870-1910-х годов
Большинство интересующих нас объектов связано с именем архимандрита Антонина (Капустина; 1817-1894). Настоятель посольских церквей в Афинах (1850-1860), Константинополе (1860-1865), начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1865-1894) — на всех местах своего служения Антонин много и плодотворно занимался научными изысканиями. Один из первых исследователей греческих и славянских рукописей Иерусалима, Афона и Синая, он известен и как опытный коллекционер-нумизмат, которому были обязаны своими нумизматическими собраниями не только Палестинское Общество, но и многие другие духовные и светские научные учреждения и музеи (о нем: Дмитриевский, 1904. с. 95–148; Киприан (Керн), 1934; Лисовой, 2000а. с. 197–225; Пономарев, 2001. с. 239–251; Фонкич, 1983. с. 368–379; Помяловский, 1886; Гурулева, 1998. с. 235–243; Бутова. 2006). Наконец, им были собраны материалы для археологического музея, включающие прекрасную коллекцию керамики, архитектурные детали и другие артефакты (Loukianoff, 1931. Р. 97–101. Р1. I–VIII; Гурулева, 2007). Несмотря на утраты, эти материалы, сохранившиеся в Иерусалиме, ждут научного описания и размещения в постоянной экспозиции.
И все же архимандрит Антонин — член многих научных обществ на родине и за рубежом (Афинского, Немецкого Восточного и Русского археологических обществ; Одесского Общества истории и древностей, Московского общества любителей духовного просвещения, Уральского Общества любителей естествознания; почетный член Императорского Православного Палестинского Общества и Киевского Церковно-археологического общества; почетный член Киевской, Санкт-Петербургской и Московской Духовных академий), кавалер греческого Командорского креста ордена Спасителя «за ученость» — как археолог недостаточно известен научному миру.
«Бесплатной, долговременной и самой приятной школой изучения христианских древностей» стало для него воссоздание византийского храма св. Никодима в Афинах (XI в.), переданного греческим правительством в собственность России в качестве посольской церкви, и возникшие в связи с этим строительством археологические задачи (Антонин (Капустин), 1886. с. 469; Бутова, 2008. с. 102-108). Назначенный в 1865 г. начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, Антонин увлеченно принялся за исследование памятников, связанных с событиями Ветхого и Нового Завета. И удивительно — все его научные достижения осуществлялись как бы между делом: основные служебные обязанности были связаны с церковной дипломатией, укреплением канонических связей Русской и Иерусалимской Церквей, утверждением русского влияния в Святой Земле. Знаток библейской археологии, он тактично и осторожно вступал в переговоры с главами арабских семейств, во владении которых находилась земля, связанная с местами, священными для православных верующих, и терпеливо, умело, экономно вел дела по приобретению недвижимости. Так, один за другим были приобретены участки в Хевроне (с Мамврийским дубом, 1868; ныне принадлежащее РДМ подворье в честь Святых Праотцев), в Яффе (1869; ныне подворье Праведной Тавифы), в Айн-Кареме (1871; ныне Горненский Свято-Казанский женский монастырь), на Елеоне (1871; ныне Русский Вознесенский монастырь), в деревне Силоам («Могила дочери фараона», 1873), в Иерихоне (1874; подворье св. Иоанна Предтечи) и другие.
Палестинское «владельчество» и строительство о. Антонин неразрывно связывал с задачами православной археологии. В его дневниках и письмах находят отражение не только собственные исследования на Елеоне, в Айн-Кареме, Гефсимании, Иерихоне, но и раскопки всех известных археологов-палестиноведов того времени. На первых порах ему приходилось не столько исследовать, сколько готовить почву для создания Русской Палестины, но при этом он никогда не упускал из виду возможности археологии как области науки и как мощного рычага в борьбе государств и религий на политической арене Ближнего Востока. Наш краткий обзор показывает, что перспективы археологического исследования участка не просто принимались во внимание — подчас они становились главным аргументом в пользу приобретения. Принятие таких решений было невозможно без усилий по разработке археологической карты, сбора сведений у местного населения, словом, без археологической разведки.
Рис.1. План Иерусалима. А. В. Елисеев, 1885 г.
Начнем с Иерусалима и его окрестностей (рис. 1, 2). Самый известный объект в Старом Городе — Русское место близ храма Гроба Господня, ныне Александровское подворье (Лисовой и др., 2000. № 10).
В 1859–1861 гг. русским консулом В. И. Доргобужиновым и начальником Русской Духовной Миссии епископом Кириллом (Наумовым) были куплены три участка земли по улице Даббага (араб, дубильщиков), общей площадью 1429 м2. На участке планировалось строить здание русского консульства, но строительство было отложено, а потом и вовсе отменено из-за обилия археологических остатков. Как писал секретарь Палестинского Комитета Б. П. Мансуров, «сделанные изыскания обнаружили, что очистка подземелья потребует долгих работ и больших расходов, ибо здесь оказалась насыпь развалин и векового мусора, вышиною более пяти сажен (10 м). Очистка подземелий начата была в 1859 г. и будет производиться по мере средств» (Россия в Святой Земле, 2000. Т. I. с. 232, 233). Верхушки колонн храма Гроба Господня эпохи Константина впервые отметил на этом месте прусский консул Е. Шульц в 1843 г. По приобретении участка в русскую собственность Палестинский Комитет поручил итальянскому археологу Э. Пьеротти провести на участке археологические разведки. Пьеротти обнаружил (1860) остатки стены древнееврейского периода. Француз, маркиз Ш.М. де Вогюэ, год спустя открыл часть проездной арки, которую отнес к эпохе Константина. В 1860-х годах здесь работали также английские исследователи В. Уилсон и Б. Кондор, а в 1874 г.— сотрудник французского консульства (и по совместительству археолог) Ш. Клермон-Ганно. Но хотя «многое было кое-как отыскано, связи между этим не было определено» (Раскопки на Русском месте…, 1894.с. VII).
В Кедронской долине, к юго-востоку от Иерусалима, 15 февраля 1866 г. (менее чем через полгода после приезда в Палестину) Антонин приобрел участок Уара ед-Дуббак с двумя пещерами, из которых большая (Румманийе, т. е. «Гранатовая», или Дейр-Эссинийе) — погребальная пещера с входной камерой и пятью квадратными залами с 30 локулами (Лисовой и др., 2000. № 26; план см.: Россия в Святой Земле, 2000. Т. II. с. 247), являвшаяся, по мнению А. А. Олесницкого, гробницей царя Иудейского Иосии (ученый исследовал ее в 1873–1874 гг., см.: Олесницкий, 1875. с. 262, 406-411). 14 января 1885 г. Антонин водил на экскурсию в «большую пещеру-могилу» В. Н. Хитрово: «Прибытие к Румание. Осмотр тщательный Озииной могилы. Таковый же соседней — уж конечно Манассииной» (Антонин (Капустин), архимандрит. Дневник за 1885. ГМИР. № 6364. с. 11). Как писал генконсул в Иерусалиме А. Г. Яковлев в донесении обер-прокурору Св. Синода К. П. Победоносцеву от 3 сентября 1899 г., «было бы очень желательно хорошо исследовать обе пещеры. Весьма возможно, что где-нибудь в полу будет найден камень, так плотно прикрывающий собой отверстие, ведущее еще далее внутрь земли, что его может открыть только опытный глаз привычного археолога. (…) В заключение я осмеливаюсь повторить, что было бы желательно охранить те 2/3 большой пещеры, которые находятся вне нашей недвижимости, и произвести основательные раскопки в обеих пещерах» (Россия в Святой Земле, 2000. Т. II. с. 274-277).
Вряд ли можно назвать эти изыскания планомерными раскопками, в лучшем случае — это разведки, в которых археолог руководствовался интуицией, накопленным опытом и, конечно, историко-рели-гиозными соображениями. Средства на проведение раскопок предоставила А. И. Кадышева, паломница-благотворительница, мечтавшая о собственном доме на святом месте. Несмотря на отсутствие профессиональной документации, исследования Антонина на Елеоне можно достаточно подробно проследить, помимо дневника, благодаря еще одному уникальному источнику. По записям и воспоминаниям Антонина ход работ восстановил и записал русский дипломат и историк-любитель С. М. Дмитревский, секретарь, а в первые месяцы 1885 г. управляющий русским консульством в Иерусалиме. Его рукопись (подносной экземпляр для вел. кн. Сергия Александровича) сохранилась в библиотеке ИППО в Москве (Дмитревский, 1885).
Во время этих работ были обнаружены фрагменты напольной мозаики с изображениями животных и растений и гробницы. Размер мозаики составлял 20 м2. «У сев. бордюра мозаики сохранилась нетронутая временем надпись на древнеармянском языке, гласящая, что „это могила блаженной Шушаник, матери Артабана. Февраля 18-го“. Таким образом, о. архимандрит открыл роскошнейший памятник VI века». «При дальнейшей расчистке найденной мозаики была открыта другая, плотно прилегавшая к первой, гораздо проще ее, в виде параллелограммов по белому полю и не такой тщательной отделки. Для сохранения их обеих о. архимандрит решил защитить их крышей. (…) Они согласились выстроить дом в 2 этажа, верхний отдать в распоряжение г-жи Кадышевой, а нижний с мозаикой — для отдохновения случайных посетителей» (Дмитревский, 2006. с. 56, 57).
В таком виде застал антониновские мозаики Н. П. Кондаков, прибывший со своей экспедицией в Иерусалим в ноябре 1891 г.: «В главной зале, прикрывающей собою древний пол, расставлены по полу, с краю мозаического рисунка и размещены в шкапу множество мелких древностей, найденных в гробницах холма Елеона, открытых на русском месте: из этих древностей главное внимание на себя обращают 11 погребальных урн, украшенных резьбою, представляющей двери мавзолея и иные орнаменты, далее множество плит, иные с крестами, монограммами и пр., лампочки, стеклянные фиолы и пр.» (Кондаков, 1904. с. 257).
Рис.3. Иерусалим. Елеонский Вознесенский монастырь.
Мозаика с именем кувикулярии Феодосии в Игуменском корпусе
Северо-восточнее храма расположена часовня — по преданию, на месте Обретения главы св. Иоанна Предтечи. В византийский период на этом месте существовала церковь, мозаичные полы которой также были обнаружены и вскрыты архим. Антониной во время елеонских раскопок. Здесь сохранилось три мозаики, в том числе содержащая армянскую надпись с именем епископа Иакова (Е. С. Лукьянова считала, что надпись на несколько веков моложе и лишь вписана в более древние напольные мозаики, см.: Loukianoff, 1939. Р. 3, 8). На территории монастыря имеются и другие археологические объекты, описанные в работах С. М. Дмитревского и Е. С. Лукьяновой (рис. 3). Посвятив восемь лет изучению елеонской археологии (1929-1937), Лукьянова свела материал в цельную картину, в которой все почти антониновские находки оказались частями единого памятника Константиновского времени — знаменитого комплекса «Елеона» (Loukianoff, 1939. Р. 38–41, план-реконструкция: Р. 39; Лисовой, 2008).
На юго-западном склоне Елеонской горы в 1881–1884 гг. был приобретен участок Карм уль-Газаль или, по-другому, «место Каллистрата» (Лисовой и др., 2000. № 17). Как писал А. Г. Яковлев, «здесь о. Антонин нашел хорошо сохранившуюся в виде круга мозаичную надпись на греческом языке, которая сообщает, что под нею погребен преподобный Каллистрат (умер в VI в.). Боясь оспаривания со стороны греков или турок, он прикрыл надпись землею. Здесь, по словам о. Антонина, можно было бы произвести интересные раскопки» (Россия в Святой Земле, 2000. Т. II. с. 244; воспроизведение мозаики см.: Дмитревский, 2006. с. 20, 53). В настоящее время местоположение мозаики не установлено.
Рис.5. Иерусалим. Общий вид «Гробницы дочери фараона»
Другая группа иерусалимских участков размещалась в районе Силоама (Лисовой и др., 2000. № 23, 25). Первый купленный здесь Антонином памятник — «Силоамский монолит». В цитированном отношении от 18 ноября 1886 г. упомянут «могильный памятник, к коему привязывается славное имя Соломона, находящийся в деревне Силоам, насупротив знаменитого источника сего имени. Значение сей покупки чисто археологическое» (Россия в Святой Земле, 2000. Т. II. с. 208). Участок, приобретенный в 1873 г., состоит из двух пещер (рис. 5 и 6), высеченных в скале, из которых большая называется «Могила дочери Фараона» (имеется в виду одна из жен Соломона) или по-арабски «Мегарет уз-Зун-нар» («пещера с поясом или с карнизом»). Писатель-паломник Е. Л. Марков рассказывает о встрече там с русской монахиней Мариной из Вятской губернии, обитавшей, с позволения о. Антонина, в «гробнице Фараонитки» «с тульским самоваром и суздальской иконой» (Марков, 1891. с. 161-163).
Рис.6. Иерусалим. Карниз «Гробница дочери фараона»
В той же деревне Силоам из двух участков составилось владение Хакурет уль-Баядер, или Уллие (первый приобретен архимандритом Антонином в 1878–1882 гг., второй - генеральным консулом А. Г. Яковлевым в 1900 г.; 29 августа 1900 г. весь участок переведен на имя Председателя ИППО вел. кн. Сергия Александровича). Археологическую ценность участка определяют высеченная в скале древнееврейская гробница и остатки византийской церкви (к началу XX в. сохранились часть древней штукатурки и надпись на сирийском языке). А. А. Олесницкий трактовал «гробницу» как скалу-голубятню, или перистереон, о которой говорит Иосиф Флавий («Иудейская война», V, 31). Но ученый не имел возможности осмотреть внутренность комплекса, между тем как Яковлев, внимательно обследовавший комплекс, обнаружил в западной и восточной стенах помещения по три локулы, обычные для древнееврейских гробниц (см. план, снятый архитектором Р. Пальмером: Россия в Святой Земле, 2000. Т. II. с. 280). По мнению Яковлева, изложенному им в отношении в Хозяйственное Управление при Св. Синоде от 18 сентября 1900 г. (Россия в Святой Земле, 2000. Т. II. с. 279-281), речь должна идти именно о гробнице, вход в которую сделан на высоте 4 м от основания. В раннехристианское время в ней, возможно, была устроена небольшая церковь, предположительно сирояковитская, о чем могла бы свидетельствовать плохо сохранившаяся и не вполне разобранная консультантами Яковлева сирийская надпись. Дальнейшее исследование комплекса, насколько нам известно, не проводилось.
К северо-востоку от Иерусалима, при въезде в селение Аната (древний Анафоф, родина пророка Иеремии), Антонином в 1879 г. был куплен участок Бет-уль-Хараб (Лисовой и др., 2000. № 40), на котором, согласно донесению А. Г. Яковлева послу в Константинополе А. И. Нелидову от 12 июня 1895 г., были обнаружены остатки древнего христианского храма, предположительно связанного с памятью пророка: «колонны, базы колонн и остатки мозаики, под которой, по мнению Антонина, находится могила какого-нибудь выдающегося лица» (Россия в Святой Земле, 2000. Т. II. с. 250). В другом документе Яковлев отмечает: «Этот участок, имеющий в себе согласно ныне составленному плану 37082/100 кв. метра, был куплен 29-го октября 1879 г. о. Антонином на имя Я. Е. Халеби за 740 фр., т. е. по 2 фр. за 1 кв.м. Весь интерес его заключается в небольших остатках на нем древнего христианского храма (два невысоких куска стены, несколько мраморных плит пола и оснований колонн),— как это изображено на прилагаемых при сем двух светописях. Находящиеся в его юго-восточном углу две комнаты без потолка — новейшие постройки» (Россия в Святой Земле, 2000. Т. II. с. 270).
Рис.8. Бет-Захария. Фрагмент руин
Литература
- Антонин (Капустин), архимандрит. Из Румелии. СПб., 1886.
- Бартольд В. В. История изучения Востока в Европе и России. // Соч. Т IX. М, 1977.
- Беляев. Л.А. Христианские древности. М., 1998.
- Беляев. Л.А.«Религиозная археология» в русской и зарубежной исторической науке // ППС. Вып. 100. М., 2003.
- Беляев Л. А. Традиция русских археологических исследований в Святой земле // ППС. Вып. 105. М., 2007.
- Беляев Л. А. Памятники византийского периода в Иерихоне: результаты и перспективы изучения // РА. 2009, № 3.
- Бутова Р. Б. Дневник начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина) как исторический источник //Родное и вселенское. М., 2006.
- Бутова Р. Б. Архимандрит Антонин (Капустин) на Православном Востоке: Афины-Константинополь- Иерусалим // История российско-греческих отношений и перспективы их развития в ХХI веке. Афины; М., 2008.
- Бутова Р. Б., Лисовой Н. Н. К истории русских археологических исследований в Иерихоне // РА. 2009, № 3.
- Гробницы пророков // Сообщения ИППО. 1901.Т.12. Вып.2.
- Гурулева В. В. Архимандрит Антонин как нумизмат // Государственный Эрмитаж. Нумизматический сборник 1998. К 80-летию В. М. Потина. СПб., 1998.
- Гурулева В. В. «В Палестине скоро будет русский музей» (Музей архимандрита Антонина в Иерусалиме) // Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. ХХХ. СПб., 2007.
- Дмитриевский С. М. Русские раскопки на Елеонской горе. [Иерусалим, 1885] // Архив ИППО (И.П.П.О. Н. V. № 1232).
- Дмитриевский С. М. Русские раскопки на Елеонской горе / Подг. текста, сопроводит. статья и ком. Н. Н. Лисового. М., 2006.
- ">Дмитриевский А. А. Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) как деятель на пользу Православия на Востоке, и в частности, в Палестине. (По поводу десятилетия со дня его кончины) // Сообщения ИППО. 1904. Т.ХV. Вып.2.
- Киприан (Керн), архимандрит. Отец Антонин (Капустин), архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Белград, 1934. Репринт: М., 1997.
- Коковцев П. К. Записка о необходимости русских археологических изысканий в Палестине и о расширении в этих видах деятельности ученого отдела ИППО // Сообщения ИППО. 1901. Т.ХII. Вып.1.
- Кондаков Н. П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. СПб., 1904.
- Лисовой Н. Н. Архимандрит Антонин (Капустин) – исследователь синайских рукописей. (По страницам дневника) // Церковь в истории России. Сб. 4. М., 2000а.
- Лисовой Н. Н. Храмы Русской Палестины. // Россия в Святой Земле. Т. II. М., 2000б.
- Лисовой Н. Н. Елеонский Вознесенский русский монастырь // Православная энциклопедия. Т.ХVIII. М., 2008.
- Лисовой Н. Н., Бутова Р. Б. Порог Судных Врат: к 125-летию открытия // Православный паломник. 2008. № 3.
- Лисовой Н. Н., Платонова З. И., Савушкин В. А. Сводный каталог русских недвижимостей в Святой Земле // Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Т. I. М., 2000.
- Марков Е. Л. Путешествие по Святой Земле. СПб., 1891.
- Новые археологические находки близ церкви Марии Магдалины // Сообщения ИППО. 1892. № 3.
- Олесницкий А. А. Святая Земля. Отчет по командировке в Палестину и прилегающие к ней страны. 1873–1874. Т. I. Иерусалим и его древние памятники. Киев, 1875.
- Помяловский И. В. Описание древних и средневековых монет, принесенных в дар Православному Палестинскому Обществу архимандритом Антонином, начальником Духовной Миссии в Иерусалиме. СПб., 1886. (Палестина и Синай; Вып. 2.).
- Пономарёв С. И. Памяти отца архимандрита Антонина. 1. Хронологический список сочинений и переводов его. 2. Статьи о нем / Подг. к печати и предисл. Р. Б. Бутовой // Богословские труды. Сб. 36. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме: новые документы и материалы. М., 2001.
- Раскопки на Русском месте близ храма Воскресения в Иерусалиме, произведенные под руководством архимандрита Антонина в 1883 г. // Православный Палестинский сборник. 1894. Т. III. Вып. 1(7).
- Россия в Святой Земле. Документы и материалы / Сост., подг. текста, вступ. статья и ком. Н. Н. Лисового. Т. I, II. М., 2000.
- Фонкич Б. Л. Антонин (Капустин) как собиратель греческих рукописей // Древнерусское искусство. Рукописная книга. Сб. 3. М., 1983.
- Loukianoff E. Le musée du couvent russe du Mont des Oliviers à Jérusalem // Extrait du Bulletin de l’Institut d’Égypte. T XIII. Session. 1930–1931. Cairo. 1931.
- Loukianoff E. «Ο Ελαίων» // Mémoires présentés à l'Instut d'Égypte. T. 42. Le Caire, 1939.
- Murphy-О'Connor J. The Holy Land. An Oxford Archaeological Guide from Earliest Times to 1700. Fourth edition, revised and expanded. Oxford; N. Y., 1998.
В статье использованы фото Р. Б. Бутовой