RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

30 декабря 1839 высочайше утверждено предложение МИД о перенесении русского консульства из Яффо в Бейрут

30 декабря 1902 вел.кн. Сергей Александрович и вел. кнг. Елизавета Федоровна присутствовали на освящении домового храма Московского епархиального дома, где располагался Московский отдел ИППО

31 декабря 1885 секретарь ППО М.П. Степанов изложил Д.Д. Смышляеву причины постройки Сергиевского подворья в Иерусалиме

Соцсети


Ордена на груди Тобольска. Даритель древностей


В революционном Петрограде от голода умер уроженец Тобольской губернии, ученый-филолог Хрисанф Лопарев, открывший миру памятник древнерусской литературы XIII века.

Северной столице России недостает еще одного звания — столица голода. Не раз град Петров погибал от этой напасти. И во время блокады в Великую Отечественную войну, и во время Гражданской войны. Тогда в революционном Петрограде от голода умер уроженец Тобольской губернии, ученый-филолог Хрисанф Лопарев, открывший миру памятник древнерусской литературы XIII века «Слово о погибели Русской Земли».

«Литва из болота на свет не показывалась»

В Ханты-Мансийске, месте рождения Хрисанфа Лопарева — русского ученого-византиноведа, исследователя в области древнерусской литературы и краеведения, ему установлен памятник. Родился он в 1862 году в бедной крестьянской семье, где был двенадцатым ребенком, в селе Самарово, на месте которого позже вырос Остяко-Вогульск, а потом и Ханты-Мансийск. Учился Хрисанф очень усердно, Первоначальное образование получил в местном училище, где детей обучал слепой солдат. «Нас драли за все, за всякую мелочь», — вспоминал впоследствии ученый. Мальчик был одним из лучших учеников, но не надеялся на продолжение образования из-за бедности семьи. С завистью он смотрел на одетого в гимназическую форму купеческого сына, приезжавшего в село на каникулы. Может, из желания стать гимназистом Хрисанф успешно окончил уездное училище. Продолжить образование помог счастливый случай, изменивший всю жизнь сына нищего семейства.
В 1873 году через ямщицкое село Самарово проезжал путешествовавший по Сибири великий князь Алексей Александрович, сын царя Александра II. В память об этом событии гость выделил некоторую сумму денег и предложил установить стипендию самому успешному ученику для обучения в гимназии губернского города Тобольска. Купцы и зажиточные крестьяне поддержали почин, и, добавив 3 тысячи рублей, вложили деньги в банк, чтобы на проценты с этого капитала учредить стипендию «Имени Великого князя» одному из детей местных крестьян. Счастливый выбор пал на Хрисанфа Лопарева. Он оправдал ожидания односельчан — окончил Тобольскую гимназию с серебряной медалью и без экзаменов поступил Санкт-Петербургский университет на историко-филологический факультет.

Его студенческие годы тоже прошли в крайней нужде, до боли знакомой. Хрисанф жил на мизерную, в двадцать рублей, стипендию, и на деньги, заработанные им от переписки ученых трудов. Уже на первом курсе определилось направление его научных исследований. Лопарева интересовала история отношений Византии и Руси. По его мнению, Византия — «благодетельница», наделившая Россию «массой добра». «Византия взяла на руки варвара и воспитала его в понятиях набожного христианина», — писал он в своей научной работе о царствовании императора Василия I Македонянина. Работа получила серебряную медаль и высокую оценку Академика Васильевского, писавшего: «Сочинение обнаружило готовность автора к серьезным самостоятельным занятиям».

Окончив университет, Хрисанф получил звание учителя гимназий по истории и русской словесности. Что касается научной деятельности, то он продолжал ее по трем направлениям: история византийско-русских отношений, древнерусская литература и краеведение, «сибирские изыскания». Он работал в министерстве народного просвещения, в Православном палестинском обществе, изучал и описывал древние рукописи, что принесло ему европейскую известность.

В 1892 году Хрисанф Лопарев опубликовал обнаруженный им памятник древнерусской литературы, поэтическое произведение «Слово о погибели Русской Земли», написанное, как считал исследователь, автором южнорусского происхождения в северо-восточной Руси не позже 1246 года. Во многом это произведение сближается со всем известным «Словом о полку Игореве».

Центральная тема «Слова…» — скорбь о Русской земле, поруганной иноземными захватчиками. Тема эта развернута автором на основе контрастного противопоставления разорения Руси и ее недавнего прошлого. Неизвестный автор слагает гимн родине — «светло светлой» и «красно украшенной». С трепетом рисует природные богатства, необъятные просторы, былое величие. В его изображении Русь, уже давно разрозненная на отдельные княжества, едина. Оплакивая «погибель» своей родины, автор отражает народную оценку событий, народную скорбь о постигнувшей Русь беде.

В «Слове» дается идеальный образ русского князя — Владимира Мономаха, перед которым трепетали все окрестные народы и племена: «Половцы детей своих пугали в колыбели, а Литва из болота на свет не показывалась, а угры каменные города крепили железными воротами, чтобы на них великий Владимир не наехал…». Даже византийский император посылал Мономаху дары, чтобы он Царьград не взял. Этот гиперболизированный образ великого князя воплощает идею сильной княжеской власти, воинской доблести. В период монголо-татарского нашествия и военного поражения Руси напоминание о силе и могуществе Мономаха служило укором современным князьям и вселяло надежду.

«Слово» прославляет свое отечество: «О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами ты нас дивишь: дивишь озерами многими, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями чудными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами чудными, садами монастырскими, храмами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими! Всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!» Автор стремится пробудить чувство гордости за свою родину.

Произведение звучит патриотически. Не случайно «Слово о погибели Русской земли» было поставлено перед началом «Повести о житии Александра Невского».

Забыв о жилье, одежде и пище

Всего за годы своей исследовательской деятельности Лопарев описал и привел в порядок 1216 старинных рукописей. Наряду с этим он всю жизнь занимался историко-этнографическим изучением и описанием села Самарово, своей далекой и любимой родины. Одна из первых исследовательских работ «Покорение Югорской земли», посвященная 300-летию вхождения в состав русского государства бывшего остяцкого городища князя Самара, о походе Ермака. На издание книги выделил деньги самаровский купец и библиофил Юдин, увлекающийся историей края.

Лопарев часто посещал Тобольск, приезжал в Самарово. Много работал в архивах, делал самостоятельные описания местной природы, истории и быта жителей, их занятий, родословной их семей, составлял словарь языка и говора территории. Результатом работы является книга «Самарово. Село Тобольской губернии и округа. Хроника. Воспоминания и материалы о прошлом». В ней, приводя текст «Краткой Сибирской летописи», он указал дату основания, первого упоминания в письменных источниках, села Самарово — 20 мая 1582 года. В истории Западной Сибири XVII — XIX веков Самарово занимало видное место благодаря своему выгодному географическому положению. Через него проходили важнейшие транспортные пути. Торговые караваны, дипломатические миссии, проезжали путешественники.

Село Самарово основано в 1637 году как ямское поселение, Самаровский Ям. Здесь работали канцелярии и приказы, вершилось судопроизводство, производились таможенные сборы с купцов, формировались экспедиции и караваны, строились лодки, хранился на государевых складах запас припасов и продуктов. Множество канцелярских документов, воспоминания важных персон помогли автору создать картину прошлого родного края. Получилась стройная и подробная летопись.

Исследования автора разносторонни, этнографические зарисовки перемежаются с топонимическими изысканиями, лингвистические наблюдения — с анализом состояния и перспектив экономического развития края. Автор описывает причудливое смешение культур — русской переселенческой и аборигенной. Настоящим кладом для краеведов стало сделанное Лопаревым архитектурно-планировочное описание Самарово, описание интерьеров изб, улиц, пристани и даже надписей на надгробиях и крестах местного кладбища. Очень ярко описаны праздники, детские игры, даже размеры жалования чиновников, стоимость домов и рыболовных угодий, названий речек, озер, урочищ. На одиннадцать самаровских семей составлены подробные родословные. Немало места отведено в книге В. Т. Земцову, богатому рыбопромышленнику, бескорыстному меценату научных экспедиций, понимающему их важность в изучении и развитии края. Ценным источником для исследователей фольклора и диалектов русского населения стали собранные Лопаревым тексты народных песен.

К слову, Лопарев не считал работу над книгой о Самарово законченной. Тем не менее, этот необыкновенный труд до сих пор остается образцом краеведческого исследования. Он был издан в 1892 году, второе издание появилось в 1896-м, третье — в 1997 году.

Хрисанф Лопарев — автор более ста капитальных научных трудов. Он напечатал в изданиях общества любителей древней письменности несколько найденных им памятников древней русской литературы, из которых особенно важны: «Слово о погибели Русской земли» и «Отразительное писание против самоубийственных смертей». Издал «Хождения» Позднякова, Коробейникова и Антония Новгородского («Пр. Пал. Сборник», XVIII, XXVII, LI, 1887-1899); написал «Заметки по болгарской истории: к пересмотру Трновской надписи» («Записки Императорского Русского Археологического Общества», 1888, III), «Византийский поэт Мануил Фил. К истории Болгарии в XIII—XIV вв.еках». (СПб., 1891; 2-е издание 1896, СПб.); «Описание рукописей Императорского Общества любителей древней письменности»; Summa rerum Romaeo-rossicarum (СПб., 1898); «De s. Theodoro, monacho hegumenoque Chorensi» (СПб., 1903); «Брак Мстиславны 1122 г. и ее греческое руководство по гигиене» («Византийский Временник», 1904, и «Сборник в честь А.И. Соболевского», 1905); «Пророк» (СПб., 1912) — стихотворение, представляющее собою окончание «Пророков» Пушкина и Лермонтова; «Греческие жития святых VIII и IX веков» (Петроград, 1914, ч. I, магистерская диссертация).

Более двадцати лет он работал в Императорской публичной библиотеке Санкт-Петербурга. Современники помнят его как энергичного, увлеченного человека, погруженного в науку, забывавшего о жилье, одежде, пище. Его не интересовала политика, общественная жизнь, светские развлечения. За годы службы в публичной библиотеке и научную работу Хрисанф Мефодиевич был награжден пятью орденами. Оставил любимую работу в связи с тяжелой болезнью, умер очень рано, в 56 лет, в 1918 году.

В последние годы жизни из сэкономленных средств учредил в Тобольской гимназии стипендию для способных учеников имени Хрисанфа Лопарева.

Благодарные земляки помнят и ценят труд замечательного краеведа и ученого. В столице Югры проходят Лопаревские чтения. Их участники уверены, что любой доклад на этом культурном форуме — это приоткрытая дверь в прошлое.

«Барон Де Бай из археологическо-этнографической экскурсии в Сибирь: по материалам архива Х. Лопарева» — такой доклад представила заведующая отделом краеведческой литературы и библиографии Государственной библиотеки Югры Татьяна Пуртова.

По ее словам, первоначальной целью обращения к архиву Хрисанфа Лопарева был поиск материалов для третьего издания книги «Самарово». Вероятность такого издания обсуждалась на предыдущих Лопаревских чтениях, но удалось найти только небольшую папку, в которой содержатся выписки и вырезки из газет того времени, так что с идеей третьего издания книги пришлось распрощаться. Но поиск оказался не бесплодным: обнаружены новые документы, проливающие свет на круг знакомых Лопарева.

…Летом 1896 года по заданию министерства образования Франции в Сибирь выехал известный ученый, археолог барон де Бай. С Лопаревым они встречались в 1883 и 1890 годах. В Самарово барон прибыл 26 июля 1896 года. Узнав об издании одноименной книги, он приобрел два экземпляра и отправил автору в Петербург визитную карточку, а Лопарев в ответ свое приветствие.

Среди путешественников, изучавших в те годы север Западной Сибири, было много известных имен, но фамилия де Бай была неизвестна. Так кто же он, барон де Бай? Докладчик нашла о нем интересную информацию и представила ее участникам Лопаревских чтений. Оказалось, что в 2011 году в Екатеринбурге в областном краеведческом музее была открыта выставка «Уральские экскурсии барона де Бай». Этот человек в течение 30 лет был тесно связан с Россией, он шутливо называл себя полуфранцузом-полурусским.

Барон де Бай был участником археологического съезда в Москве (1890), изучал историю городов, обычаи народов, опубликовал ряд книг по результатам археологических экспедиций в России. Как видим, одно лишь упоминание в переписке Хрисанфа Лопарева ранее неизвестного имени открыло интереснейшие пласты отечественной истории, связанные с зарубежными исследователями России.
С докладом «Тобольские родственники Х. М. Лопарева: материалы к родословной» выступил один из организаторов Лопаревских чтений — краевед, журналист Валерий Белобородов.

Это он открыл для земляков два архива в Санкт-Петербурге, где сегодня можно обнаружить документы о жизни и научной деятельности Хрисанфа Лопарева: Исторический архив и архив Российской Академии наук. Свой доклад он построил на основе переписки Лопарева с родственниками.

В XIX веке в Тобольске жила сестра Хрисанфа Лопарева Парасковья Мефодьевна, которая вышла замуж за тобольского мещанина Никиту Анисимова. Как предполагает автор доклада, именно в этой семье и жил Хрисанф Лопарев, когда учился в гимназии. У Анисимовых был сын Алексей, в доме которого позже останавливался Хрисанф Мефодьевич по дороге из Петербурга в Самарово.

Умер Алексей Никитин рано, в 1913 году, в возрасте 42 лет. Семья, где было восемь детей, осталась без кормильца, и ей на помощь пришел Хрисанф Лопарев. Без его участия вряд ли бы дети получили образование. Особый интерес Валерий Белобородов проявил к переписке Лопарева с племянницей Феозвой Завадовской, в девичестве Анисимовой: с дядей ее связывали теплые, душевные отношения.

Обращение к эпистолярному наследию могло бы помочь восстановить родословную Лопаревых. В архивных фондах хранится немало документов, к которым еще не прикасалась рука исследователя. Докладчик высказал пожелание, что неплохо бы издать сборник, поместив туда накопившиеся с начала Лопаревских чтений материалы.

Тимур Волков

Публикация подготовлена с использованием источников: nir.ru, azbuka.ru, museum.ru

Вслух.ру


20 мая 2021 г.

Тэги: Лопарев Х.М.

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню