RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2024

Январь (17) Февраль (21) Март (21) Апрель (22)
Май (23) Июнь (20) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (23) Ноябрь (21) Декабрь (15)

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Россия на карте Востока

Летопись

21 декабря 1917 секретарь ИППО А. А. Дмитриевский разослал извещения о панихиде по М. П. Степанову

21 декабря 1937 тройкой УНКВД по Куйбышевской обл. приговорен к расстрелу архиеп. Самарский Александр (Трапицын), пожизненный действительный член ИППО, священномученик

23 декабря 1885 Совет ИППО решил ассигновать Иерусалимскому Патриарху Никодиму 15 тыс.руб. на нужды церквей и школ

Соцсети


В Музее русской иконы проходит выставка греческих икон и византийских древностей из частных собраний

23 апреля 2015 года в Музее русской иконы в Москве открылась выставка "Отблески Византии. Греческие иконы и византийские древности из частных собраний".


Традиция собирательства памятников византийского и греческого искусства в России имеет длинную историю, начало которой восходит к XIX веку. Тогда, на заре научного изучения средневековых христианских древностей, благодаря инициативе и усилиям отдельных ученых, знатоков и ценителей – М. П. Погодина, И. П. Севастьянова, А. П. Базилевского, В. Т. Георгиевского, Н. П. Кондакова, Н. П. Лихачева, – сформировались первые такие собрания, которые и стали основой богатейших византийских коллекций российских музеев.

В силу объективных причин, прежде всего, обособленности от западного мира, советские собиратели второй половины XX века не оказывали внимания произведениям восточнохристианского искусства, хотя именно на эту эпоху приходится всплеск интереса к русской иконе – складывается несколько достаточно крупных домашних музеев. Ситуация стала заметно меняться лишь в последние два десятилетия, когда у отечественных ценителей древности появилась возможность приобретения памятников на европейском и американском художественном рынке. Однако до сих пор коллекционирование византийских образцов в России не стало приметой ее художественной жизни. В этом отношении особое место занимают несколько московских собраний, которые за непродолжительное время пополнились произведениями поствизантийской живописи, в том числе редкими и высокохудожественными произведениями. Примечательно, что этих коллекционеров отличает интерес не только к древнему искусству, но и к произведениям, созданным в период Нового времени. Ярким примером служит настоящая выставка, в состав которой вошли греческие иконы XV–XVIII веков из коллекций А. Л. Расторгуева, С. А. Ходорковкого, В. М. Момота и Р.Т.Р.

Самые ранние из представленных здесь памятников относятся к трагической эпохе, ознаменованной гибелью Византийской империи (1453) и установлением турецкого владычества на ее бывших территориях. Во второй половине XV века позднее палеологовское искусство получает развитие в мастерских о. Крит, куда переезжают художники из захваченного османами Константинополя. Произведения этого центра, как правило, отличающиеся высоким художественным уровнем, неизменно являются украшением коллекций. Среди критских памятников часто встречаются изображения Богоматери с Младенцем, исполненные как в традиционной иконописной манере, так и в стиле поздней венецианской готики. Их изысканно-утонченная техника письма прославила мастеров Кандии далеко за ее пределами. Привлекли они внимание и отечественных собирателей. К числу редких памятников, написанных на Крите, принадлежит икона «Апостолы Петр и Павел» конца XVI века (собрание С. А. Ходорковского). Композиция, в которой первоверховные ученики Христа заключают друг друга в братские объятия, была разработана знаменитым критским художником XV века Ангелосом в годы проведения Ферраро-Флорентийского собора (1438–1439) и заключения унии с католической церковью. В данной композиции выражена идея союза между восточной и западной Церквями, тесно связанная с надеждой греков на военную помощь, которая была особенно актуальна для населения Крита, избежавшего турецкой оккупации вплоть до 1667 года благодаря установлению на острове Венецианского правления.

Видное место в частных коллекциях занимают небольшие по размеру, камерные произведения, предназначенные для домашней молитвы. Это иконы тонкого письма, имеющие продуманное иконографическое решение и свидетельствующие об эстетических предпочтениях состоятельных заказчиков. На выставке представлено несколько крупных по размеру икон, являвшихся частью храмового убранства, а также праздничные иконы, которые могли выкладывать на аналой и устанавливать на алтарную преграду.

Стилистическая и художественная пестрота памятников, вошедших в состав экспозиции, раскрывает чрезвычайно сложную проблему позднего восточнохристианского искусства, которое стояло перед выбором дальнейшего пути. Его развитие определило не только сближение с западной художественной культурой, но и вдохновение, которое художники черпали в древней византийской традиции.

Произведения средневековой нумизматики и сфрагистики – монеты и свинцовые печати, некогда курсировавшие в Ромейской империи и окружавших ее странах – всегда вызывали оживленный интерес крупных музеев и частных коллекционеров Европы, России, Нового Света. Представленные на выставке образцы позволяют проследить тысячелетнюю эволюцию императорских изображений – от Поздней Античности до времени правления последних ромейских династий – Комнинов, Ангелов, Ласкарисов и Палеологов. Наиболее древние из них восходят к первым христианским императорам Рима (IV в.).

Выставка открыта с 23 апреля по 23 июня 2015 года.

Музей русской иконы

27.04.2015

Тэги: икона и иконография, византийское наследие

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32) Май (30) Июнь (24)
Июль (20) Август (11) Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)