В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре почтили память святителя Саввы Сербского
25 января в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре почтили память святителя Саввы.
Память святителя Саввы Сербского в русской святогорской обители издревле чтится с особой любовью и благоговением, поскольку именно здесь он начинал свои подвиги на Святой Горе.
Святитель Савва, первый архиепископ Сербский, в миру Ростислав (Растко), был сыном самодержца Сербии Стефана Немани и Анны, дочери греческого императора Романа. Родился он в 1169 году. С детства очень любил церковные службы и стремился к сосредоточенной жизни.
Жизнь великого сербского святителя тесно связана с русской обителью на Афоне. Родился святой через год после того, как русская братия получила от афонского Протата крупный, но угасающий монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона и перебралась в него из прежней своей обители Успения Богородицы «Ксилургу». Решение Протата было обусловлено праведностью и крепостью общины русской, видимо получавшей материальную поддержку от киевских великих князей всея Руси.
В решении посвятить себя монашеской жизни молодой Ростислав (так звали святого Савву в миру) утвердился после того, как в семнадцатилетнем возрасте повстречался у своего отца с одним русским иноком со Святой Горы. «Не простой чернец, а искусный в слове» русский афонец рассказал ему о жизни в афонских монастырях и в пустыне. И Ростислав произнес такие слова: «Вижу, отче, что всевидящий Бог, которому открыта болезнь моего сердца, послал твою святыню возбудить меня, грешного; ныне, в самом деле, утешилось мое сердце, и неизреченной радостью исполнилась душа моя; ныне я уразумел то, что без сознания желал постоянно. Блаженны сподобившиеся столь безмятежного жития!»
Это был период первого рассвета Русской Обители на Афоне, щедро поддерживаемой русскими князьями, пополняемой насельниками из Святой Руси. Братство так быстро увеличивалось, что Обитель была вынуждена приобретать другие опустевшие монастырьки и келлии. В период своего духовного расцвета Руссик выполнял миссию распространения духовного просвещения не только у себя в Отечестве, но и среди восточных славян в целом. На Русь приходили препп. Антоний Печерский, Мефодий Почаевский – основатели знаменитых Лавр. Согласно одному из преданий, русскими святогорцами была основана и Святогорская Успенская Лавра. Одним из таких русских святогорцев-миссионеров был обращен к иноческому деланию и будущий первосвятитель Сербской Церкви. И в последующие века Русик продолжал свою духовную миссию. В 1382 году Русский монастырь, с позволения короля сербского Лазаря, строит в Сербии дочерний монастырь на реке Дренча. Строителем стал насельник Русика инок Дорофей. Еще в 1950 году руины этой обители на Дренче показывали в окрестностях Трстеника.
Именно в русской святогорской обители начал святой Савва свой монашеский и первосвятительский путь, приняв постриг в 1187 году. Одно из его Житий рассказывает, что Стефан Неманя послал на Афон в погоню за бежавшим сыном своих людей, и рисует весьма драматическую сцену пострижения:
«...встал игумен, а вместе с ним юноша, и пошли они в церковь на молитву. Поднялся и воевода со знатными господами, чтобы пойти на службу в церковь, ибо не смели они спустить с него глаз. И пока продолжалось пение, а затем чтение долгое, как положено по уставу, все сидевшие, включая и юношей, что сторожили его с воеводой, утомленные трудами пути и пиршеством, беспечно заснули. И почувствовав, что спят они, благочестивый юноша <...> поклонился перед святым алтарем и принес обеты свои Господу. Получив у игумена благословение и взяв с собою одного старца в священническом достоинстве, поднялся он на высокую монастырскую башню, и затворив за собою двери, сказал, возблагодарив Бога: «Вознесу Тебя, Господи, ибо Ты укрепил меня». А иерей, Сотворив молитву, остриг волосы на голове его, и в ризу монашескую облек, и нарек его именем Савва. <...> Стерегшие же господина своего хватились его, но нигде его не было. По всей церкви и по всему монастырю искали они и шумели <...> и когда услышал это тот, кого искали и кто был причиной раздора, устрашился он, что ожесточение доведет до убийства и, склонившись с башни, в темноте ночи позвал их к себе. <...> Когда же рассвело, снова, склонившись с башни, позвал он воеводу со всеми вельможами, и предстал перед всеми облеченным во ангельское иноческое одеяние».
Другие предания сообщают о том, что молодой постриженик сбросил свое княжеское одеяние с монастырской башни и велел отнести его отцу в подтверждение рассказа о его пострижении.
Эта башня в Русике сохранилась до сего дня, и ныне называется башней святого Саввы.
Со временем он убедил и своих родителей оставить суету мира и тоже посвятить себя монашеской жизни. Вместе со своим отцом, сербским царем Стефаном, принявшим иночество с именем Симеон, Савва создал отдельный сербский монастырь Хиландар. До этого времени русские и сербы подвизались в одной Обители – Русском Пантелеимоновом монастыре. Именно там возникла и окрепла та теснейшая духовная связь этих братских народов, объединяющая их до сих пор. Благодаря этому духовному союзу обитель не погибла с началом монголо-татарского завоевания Руси, когда прекратилось пополнение Монастыря выходцами из Руси.
В 1219 году в городе Никее Вселенский Патриарх Герман поставил святого Савву архиепископом всея Сербии. Из Никеи святитель вернулся на Святую Гору, а потом направился в Сербию. Он уходил со Святой Горы «как бы из некоторого Божественного рая». Сердце его было полно тоски и печали. Но печаль переменилась на радость, когда во сне он увидел Пресвятую Богородицу. «Имея Меня Споручницею к Царю всех, Сыну и Богу Моему, о сих ли еще скорбишь?», - сказала Матерь Божия.
В Сербии святитель много сделал для устройства дел Церкви и отечества, и совершил много чудес. Во время службы, когда он кадил у гробницы своего отца, преподобного Симеона, святые мощи источали благоуханное миро. Силой своего слова и благодатью Духа он привел в православие венгерского короля Владислава, который до того намеревался объявить Сербии войну. Венчал на царство своего державного брата Стефана. Обойдя всю Сербскую землю, он исправил иноческие уставы по образцу афонских и палестинских, соорудил и освятил множество храмов. С именем святого Саввы связано введение Иерусалимского Устава в славянских иноческих обителях, а принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви.
Приближаясь к концу своего земного странствования, святитель назначил свои преемником епископа Арсения, а сам отправился в путешествие по святым местам, желая «окончить дни свои странником в земле чужой». Он побывал в Палестине, Сирии, Персии, Вавилоне, Египте и Анатолии, а странствие свое окончил в Тырнове, в Болгарии, в доме своего родственника болгарского царя Асана, где с духовной радостью предал свою душу Господу. Преставился святитель в 1237 году.
Русский Афон
28.01.2016