RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (8) Декабрь (0)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (28) Июнь (24) Июль (18) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (21)

2013

Россия на карте Востока

Летопись

20 ноября 1839 в Бейрут прибыл первый консул России в Сирии и Палестине К.М. Базили

21 ноября 1472 в Москву из Рима прибыла византийская принцесса София Палеолог

21 ноября 1884 В.Н. Хитрово писал М.П. Степанову о небрежной работе почты под началом РОПиТа

Соцсети


Фотограф Александр Китаев рассказал о своих поездках на Афон

В рамках проекта "Благотворительный университет" 19 февраля в Центре искусства и музыки при Библиотеке имени Владимира Маяковского прошла лекция Александра Китаева "Святая гора Афон глазами русского фотографа". Мероприятие приурочено к празднованию 1000-летия русского монашества на Афоне.

Прославленный петербургский фотограф Александр Китаев во второй половине 1990-х совершил пять экспедиционных поездок на север Греции. О впечатлениях от своих поездок он и рассказал на встрече.

Мастер посетовал, что оценить сами фотографии зрители не смогут, поскольку цифровое воспроизведение свидетельствует о фотографии как о факте, а достоинство того или иного снимка можно оценить, только если смотришь на бумажный отпечаток. Но, тем не менее, подчеркнул он, мы сможем увидеть, что представлял собою Афон в конце прошлого - начале нынешнего века: последнюю поездку Китаев совершил в 2000 году.

"Афон - монашеская республика, которая раньше была полностью самостоятельной, не принадлежала никакой стране и прямо подчинялась Константинопольскому Патриарху. После Первой мировой войны Афон попал под юрисдикцию Греции - наверное, это было хорошо, поскольку это было единственное место в Греции, не тронутое турецким владычеством и сохранившее самобытную греческую культуру, - начал свой рассказ Александр Китаев. - Присутствие государственной власти ощущается на Афоне минимально: у каждого монастыря находится полицейский пост с двумя полицейскими и на Афоне есть генерал-губернатор, которому, сказать по правде, абсолютно нечего делать, поскольку Афоном как управлял, так и управляет Священный Кинот".

Фотограф рассказал, что в 1996 году, когда он впервые попал на Афон, русское монашество находилось в полном упадке, и это неудивительно: после октябрьского переворота путь для русских на Афон был закрыт, и монахи естественным образом вымирали. В начале перестройки приток насельников на Афон только начался. "Интересно, что в 1996 году я попал на Афон именно в этот день, 19 февраля", - отметил Александр Китаев.

Он рассказал о географическом положении Афона, показал карту-схему, на которой были отмечены маршруты его путешествий. Александр Китаев объяснил, с какими сложностями на Афоне может столкнуться фотограф: "Местность гористая, и мест, где можно выбрать точку съемки, не так много. Часто мешает яркое солнце. Что касается фотографирования монахов, то первый встреченный мною монах легко согласился, но на этом все и закончилось: остальных приходилось либо упрашивать, либо "подлавливать". А на этом снимке изображен библиотекарь Пантелеимонова монастыря. Он мне потом написал, что монастырское начальство его наказало за то, что сфотографировался в полурасстегнутом подряснике, и попросил эту фотографию нигде не публиковать. Я сдержал обещание - не публикую, только изредка показываю вот на таких встречах".

Рассказал Александр Китаев и о единственной в мире "светописной" иконе явления Божией Матери. Образ Божией Матери запечатлелся на фотопластинке в 1903 году у стен одного из русских монастырей во время раздачи хлеба неимущим (на Афоне довольно часто встречаются монахи-"бродяги", которые не живут в монастырях; по уставу монашеской республики в монастырях обязаны кормить всех странников и неимущих). На основе этой фотографии впоследствии был написан образ.


В объектив Александра Китаева часто попадали афонские кошки: "Кошек на Афоне много, и их там очень ценят, поскольку они ловят не только мышей, но и змей: откусывают им головы, но не едят. Кошки здесь особой породы - стройные, длинномордые. Кстати, на Афоне положено ходить с посохом, и сначала я думал, что ради благообразного вида, а оказалось - из чисто практических соображений: постукивание по земле отгоняет змей".

В основном Александр Китаев посещал русские монастыри. Его фотографии - свидетельства былого величия и последующего упадка: "Мы заходили в кельи, храмы, мастерские. Часто было ощущение, что люди оттуда только что ушли и вот-вот придут - настолько все осталось нетронутым за много десятилетий". Он признался, что, хотя на Афоне существует строгий запрет что-либо брать и увозить с собой, он все же увозил по мелочи - баночки и флакончики конца XIX века, русские документы. Все равно все стояло заброшенное и никому не нужное.

Александр Китаев рассказал, что в русском Пантелеимоновом монастыре находится самый большой на Афоне колокол, а у греков колокола вообще были не в чести, поскольку звон привлекал пиратов: греки сзывали насельников на молитву и трапезу негромкими ударами деревянных бил. Интересно, что Афон живет по византийскому времени, которое в разное время года отличается от светского на четыре-пять часов, поэтому надо держать ухо востро, чтобы не пропустить церковную службу или трапезу - часы в этом деле не помощник.

Коснулся Александр Китаев и истории русского присутствия на Афоне. Он рассказал, что первое опустошение русских монастырей случилось еще до октябрьского переворота - в 1912 году, во время имяславских бунтов (имяславие - догматическое движение в русском монашестве, осужденное Святейшим Правительствующим Синодом как ересь), "бунтовщики" были вывезены в Россию, где бедствовали, поскольку у них не было документов, и русское священноначалие монахами их не признавало; в результате их не брали ни в монастыри, ни на работу. Рассказал он и о слухах, что на Афон сбежали уцелевшие матросы с броненосца "Потемкин", и их там приютили; по мнению фотографа, это весьма похоже на правду.

Рассказал он и о довольно сложных отношениях между русскими монахами и греческими: греки не очень любят русских за то, что те не желают учить греческий язык. Часто, когда заброшенные русские монастыри переходят к грекам, те уничтожают все следы русского присутствия: так, в Ильинском скиту греки демонтировали мемориальные доски, свидетельствующие о посещении великих князей. Но есть на Афоне и греки, которые любят русских, учат русский язык. Он показал фотографии одного греческого иеромонаха, который вырезает иконы из изобретенного им смолистого состава, похожего, в принципе, на пластмассу, но состоящего исключительно из природных материалов: "Мы привезли ему в подарок икону блаженной Ксении Петербургской, и он стал вырезать и этот образ".

С сожалением Александр Китаев отметил, что сейчас у него на Афоне, пожалуй, знакомых не осталось: большая ротация - кто-то умер, кого-то перевели в российские монастыри. Лектор также посетовал, что время лекции ограничено и он не сможет рассказать и показать все места на Афоне, которые посетил, и посоветовал всем присутствующим верующим мужчинам не пожалеть времени и денег на паломничество: "На Афоне время идет по-другому, и десятидневную поездку по количеству и глубине впечатлений можно сравнить с годовым путешествием в любое другое место. Там всё не так, как везде".

Женщинам же, которым доступ на Афон по-прежнему запрещен, и вообще всем, кому побывать там не удастся, Александр Китаев посоветовал читать книги про монашеский полуостров: "Книг написано много, среди них есть и злобные, но злобные не читайте: в любом месте, в том числе и на Афоне, можно найти и хорошее, и плохое, зависит от желания. Самые лучшие книги - "Письма святогорца" (написаны иеросхимонахом Сергием (Весниным) в XIX веке. - Прим. ред.) и "Афон" Бориса Зайцева, русского писателя-эмигранта, посетившего остров в 1920-е".

На вопрос, планирует ли он снова посетить Афон, Александр Китаев сказал, что вряд ли: "Пусть он останется в моей памяти таким, каким был в 2000-е. Сейчас, говорят, многое благоустроено, появилось даже такси, но мне больше по душе такой вот полузаброшенный вид".

Александр Китаев родился в Ленинграде в 1952 году. Начальное фотографическое образование получил в фотоклубе "ВДК" и на курсах фотокорреспондентов Дома журналистов. С 1975 года ведет активную творческую выставочную деятельность - автор более 30 персональных и участник более 70 групповых выставок в России и за рубежом. Член Союза фотохудожников России (1992), Союза художников России (1994). Произведения находятся в российских и зарубежных государственных и частных собраниях.

"Благотворительный университет" - проект, в рамках которого лекторы работают бесплатно, а слушатели оставляют небольшие пожертвования (от 250 руб.). В феврале все собранные средства пойдут в БФ "АдВита" (помощь онкобольным) и БФ "Точка опоры" (поддерживает спортсменов с инвалидностью).

ИА "Вода живая"

23.02.2016

Тэги: фото Афона, 1000-летие русского монашества на Афоне, Санкт-Петербург, благотворительность, Сергий (Веснин)

Ещё по теме:

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58) Май (51) Июнь (19)
Июль (23) Август (28) Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)