RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2024

Январь (17) Февраль (21) Март (21) Апрель (22)
Май (23) Июнь (20) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (23) Ноябрь (14) Декабрь (0)

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Россия на карте Востока

Летопись

21 ноября 1472 в Москву из Рима прибыла византийская принцесса София Палеолог

21 ноября 1884 В.Н. Хитрово писал М.П. Степанову о небрежной работе почты под началом РОПиТа

21 ноября 1897 состоялись первые палестинские чтения Новгородского отдела ИППО

Соцсети


Впервые афонские монахи сняли фильм о себе

Презентация нового фильма «Русская лампада на Афоне», впервые снятого самими афонскими монахами, состоялась 25 февраля на пресс-конференции в Москве, в пресс-центре «Россия сегодня».

Документальная картина создана по благословению 100-летнего игумена Свято-Пантелеимонова монастыря старца-схиархимандрита Иеремии (Алехина) и приурочена к юбилею 1000-летия присутствия русского монашества на Святой Горе. Презентация фильма именно в феврале связана с тем, что именно этим месяцем датируется первый известный святогорский документ за 1016 год, в котором впервые появилась подпись игумена древнерусского афонского монастыря. По сути, это первое письменное упоминание о древнерусской обители на Афоне. Поэтому очень символично, что именно в феврале состоялась премьера фильма.

Премьерный показ картины на телевидении запланирован на 29 февраля на православном телеканале «Союз».

После просмотра на вопросы зрителей и журналистов ответил один из участников проекта, директор «Института Русского Афона» Валерий Пирогов. По его словам, уникальность картины в том, что это первый в истории Афона и Пантелеимонова монастыря фильм, полностью снятый самими афонскими монахами.

«До этого фильмы о Святой Горе снимали, по сути, гости, специально приехавшие на Афон, которые не живут и не знают святогорской жизни изнутри. Этот же фильм снят самими святогорцами, так, как они видят Афон своими глазами. Фильм позволяет нам погрузиться, почувствовать ощущение молитвенное, которым живут русские святогорцы, которые непрестанно молятся о спасении всех нас. Это главная цель фильма – отразить внутренний молитвенный настрой афонских монахов, дать возможность и всем нам приобщиться к нему, получить некие внутренние ориентиры, как нужно и нам молиться, как идти ко спасению. Так «интимно» жизнь афонских монахов еще никто не снимал. Святогорские отцы впервые открыли нам свою душу», - сказал Валерий Пирогов.

По словам участников создания проекта, этот фильм не светский. «Для светского сознания, привыкшего к некой динамичности, остроте или сенсационности, эта работа может показаться скучной и затянутой, но тех, кто неоднократно бывал на Святой Горе или тех, кто сердцем желает приобщиться к святости и молитвенности Афона, она погружает в блаженное созерцательное восприятие», - считает В. Пирогов.

По его словам, над фильмом работали как насельники Пантелеимонова монастыря, которые сами все и снимали, так и сотрудники ООО «Институт Русского Афона», Международного института афонского наследия в Украине и редакции православного портала «Русский Афон» (www.afonit.info). То есть это совместный проект Афона, Москвы и Киева, но главную роль здесь, все же, играли сами афонские монахи, которые не пожелали раскрывать своих имен. Научные центры в Москве и Киеве больше помогали консультационно, подготовкой и предоставлением необходимых материалов, поисками документов в архивах, работой над сценарием и т.д.

Директор Института Русского Афона признался, что работа над фильмом была непростой. Ей предшествовал длительный подготовительный процесс, поскольку сами афонские монахи, живя в довольно закрытом от мира пространстве, не готовы были раскрыться. «Да и сейчас нет такого особого желания раскрываться, они ведь ушли из мира, подвизаются, непрестанно молятся втайне от мира и не хотят, чтобы их трогали, афишировали, нарушали их внутренний молитвенный мир и покой. Но так сложилось, что юбилей 1000-летия русских святогорцев, повышенный интерес к нему в обществе, побудил их отойти от привычного такого своего распорядка», - признался В. Пирогов.

В фильме подробно отражена вся 1000-летняя история русского святогорского монашества на Афоне, обителей Ксилургу, Старого (Нагорного) и Нового (Прибрежного) Русика, от основания во времена святого равноапостольного князя Владимира Киевского и прп. Антония Печерского до сегодняшнего дня: периоды как расцветов, так и запустения и возрождения. Впервые показаны святыни и чудесные события, связанные со Свято-Пантелеимоновым монастырем. По словам В. Пирогова, в картине можно увидеть скрытые прежде от посторонних кадры – похороны монаха, монастырскую костницу (место для хранения черепов усопших монахов), празднование Пасхи.

Фильм неспроста назван «Русская лампада на Афоне». «Лампада – это символ, который постоянно, на протяжении всего фильма присутствует в нем. Как мы знаем, первая афонская лампада была принесена на Русь прп. Антонием Печерским, который зажег ее в Киево-Печерской Лавре, основанной им по афонскому благословению и образцу. Тогда лампада Афона затеплилась, 1000 лет назад, в этой обители и затем во всех монастырях Руси. И, слава Богу, за 1000-летие эта русская афонская лампада не погасла как на Святой Горе, так и на Святой Руси», - отметил экс-директор Центрального архива Москвы, а ныне ведущий специалист Института Русского Афона Виталий Костыгов.

После просмотра картины один из журналистов поделился своими впечатлениями. По его мнению, фильм сложный для «клипового сознания» широкой публики, в связи с чем, для просмотра, необходимо сначала настроиться подходящим образом. «Фильм для тех, кто подготовлен, знает, что-такое молитва... Без подобного настроя фильм будет трудно смотреть» - признался журналист Алексей Реутский.

С такой трактовкой согласились и участники проекта, еще раз отметив, что главная цель фильма – не привычный светский формат или получение остроты ощущений от экзотики древностей Афона, а попытка помочь зрителю отбросить собственное «Я», собственную гордыню и мирские представления, узрев Святую Гору такой, какой ее видят сами ее насельники и подвижники.

На вопрос журналиста, почему в фильме постоянно речь идет о молитве, а не о быте, как будто они живут на небесах, а не на земле, участники проекта отметили, что именно таким образом афонские старцы благословили показать, что святогорцы живут постоянной молитвой. «Упор сделан не на привычный для светской документалистики быт, а именно на молитву и молитвенную жизнь. И то, что фильм начинается с похорон афонского монаха, это тоже символ, что весь смысл подвига афонских монахов, это достичь Вечности. Потому и заканчивается сюжет Пасхой, то есть воскрешением к жизни вечной».

Как известно, тема смерти для афонских монахов имеет особое значение и наполнение. Афонские старцы всегда так и говорят, что они ушли из мира на Афон умирать. Умирать для мира... И, естественно, главная цель такого ухода – это через молитвенно-аскетическую жизнь приготовиться к переходу в Вечность. Поэтому к смерти святогорцы относятся как к чему-то естественному. Они радуются, что живут, и в то же время радуются, что умрут. Последние часы и минуты земной жизни афонских монахов всегда исполнены покоя и светлой радости как для умирающего, так и для тех братьев, кто приходит проститься с ним. «Бояться смерти – это значит бояться того, чего не существует на свете», – говорят они. Это и попытались показать авторы фильма.

И не случайно в костнице Пантелеимонова монастыря, где покоятся главы всех насельников обители, на самом видном месте висит надпись: «Мы были такими, как вы. Вы будете такими, как мы». Эта надпись – напоминание всем, как монахам, так и паломникам о временности и скоротечности земной жизни, о том, что главная цель любого христианина – это приготовление к переходу в Вечность, к жизни со Христом.

На вопрос, кто же идет в афонские монахи, если там такие непростые для обычного мирского восприятия порядки и устои, участники презентации отметили, что среди насельников Пантелеимонова монастыря есть совершенно разные люди – от одного очень известного бывшего рок-музыканта, до экономистов, банкиров, ученых и совершенно простых людей. Но всех их объединяют общие цели и ценности. Все их прежние мирские заслуги и звания в монастыре на Афоне уже не имеют совершенно никакого значения. Они умерли для мира. Поэтому бывший председатель коммерческого банка в монастыре может быть простым чернорабочим и пребывать на послушании у того, кто в миру был простым и неученым человеком. Был период, когда в Пантелеимоновом монастыре к началу ХХ века насчитывалось более 2000 монахов. Затем, после революции, в годы упадка, было не более десяти и монастырь пребывал на грани вымирания. Сегодня же обитель переживает период своего нового возрождения, а число братии возросло до 90 насельников.

В ходе пресс-конференции ее участники рассказали также и о других проектах, посвященных 1000-летию русского монашества на Святой Горе и реализуемых при поддержке Института Русского Афона и Международного института афонского наследия в Украине. В их числе – издание духовного путеводителя по Святой Горе и собрания сочинений о. Амвросия (Болотова), подготовка энциклопедии "Русский Афон", создание музея Русского Афона и многое другое.

Русский Афон 

26.02.2016

Тэги: Афон, 1000-летие русского монашества на Афоне

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58) Май (51) Июнь (19)
Июль (23) Август (28) Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)