RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2024

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Анонсы

30 марта

Лекция «Образ святого Димитрия Солунского в византийском и древнерусском искусстве», Москва

30 марта

Лекция «Неделя Торжества Православия», Москва

31 марта

Лекция «Земная жизнь Христа», Москва

3 апреля

Лекция «Закат Древней Руси и образ Христа», Москва

6 апреля

Лекция «Святые Великого поста», Москва

13 апреля

Лекция «Середина Великого поста – Крестопоклонная неделя», Москва

13-15 апреля

55-й весенний симпозиум по византийским исследованиям, тема «Правосудие в Византии», Великобритания

14 апреля

Лекция «События Страстной недели», Москва

20 апреля

Онлайн-конференция «Священные дни в раннем и средневековом христианстве», Крит

28 апреля

Лекция «Воскресение и Страшный суд», Москва

18 мая

Лекция «Салоники – город византийских храмов», Москва

3-4 июня

Конференция «Князья, иерархи и люди Древней Руси между властью, повседневностью и храмом», Санкт-Петербург

Россия на карте Востока

Летопись

29 марта 1885 В.Н. Хитрово на заседании Совета ИППО предложил ходатайствовать о вербном сборе в пользу Палестинского Общества

29 марта 1885 решено открыть в Назарете женскую школу ИППО с позволения Иерусалимского Патриарха

29 марта 1898 открыты Енисейский, Подольский, Костромской отделы Палестинского Общества

Соцсети


В Турции обсуждают возможность восстановления в Стамбуле храма-памятника в честь русских воинов

Комиссия по национальной обороне парламента Турции согласилась на восстановление в стамбульском районе Ешилькей (бывший Сан-Стефано) храма-памятника русским воинам, погибшим во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов, сообщил 1 апреля ИНТЕРФАКС со ссылкой на турецкую газету "Хюрриет".

Эти планы являются частью соглашения между Россией и Турцией, подписанного еще в 2012 году. Однако соглашение до сих пор ожидает ратификации турецкого парламента.

Согласно соглашению, российская сторона должна возвести пять монументов в память о турецких солдатах - во Владивостоке и в Красноярском крае. Турки, попавшие в плен к российской армии в годы первой мировой войны, содержались в этих регионах. Часть из них скончались во время нахождения в плену. Кроме этого, под действие соглашения подпадает Самарская область в том случае, если на ее территории будут найдены захоронения турецких солдат.

По данным "Хюрриет", также планируется создать совместную турецко-российскую комиссию, которая будет следить за выполнением соглашения и заниматься поисками захоронений солдат Турции и России на территории обеих стран.

С инициативой восстановления храма-памятника русским воинам в течение нескольких лет выступает Сергей Васильевич Капустин, писатель, историк, ныне насельник Саввино-Сторожевского монастыря. Он лично по крупицам изыскивал в османских архивах турецкой столицы сведения и детали этой мало известной нашим современникам истории, перелистывая подлинные документы столетней давности. Кстати, в этом национальном хранилище осело свыше миллиона документов, имеющих непосредственное отношение к русской истории. В его поддержку в 2013 году выступило Московское областное отделение Императорского Православного Палестинского Общества, но только сейчас вопрос о восстановлении мемориала наконец вышел в практическую плоскость на государственном уровне.

Храм-памятник русским воинам был открыт в 1898 году в местечке Сан-Стефано, более известном как место подписания в 1878 году Сан-Стефанского мирного договора, положившего конец войне между Российской и Османской империями.

Прорвав оборону Плевны, в ходе русско-турецкой войны 1877–1878 годов, русская армия продвинулась до самых ворот Стамбула. Сан-Стефанский мир, подписанный по окончании войны 3 марта 1878 года, стал торжеством победы за освобождение славянских народов на Балканах. Признавалась независимость Сербии, Черногории и Румынии. Босния и Герцеговина должны были образовать автономную область. Создавалось новое княжество — Болгария. Участником русско-турецкой войны 1877–1878 годов был первый Председатель Императорского Православного Палестинского Общества великий князь Сергей Александрович.

Россию-освободительницу на Балканах почитали, что даже нашло свое отражение в истории Императорского Православного Палестинского Общества, например в 1910 году почетными членами ИППО числились Царь Болгарский Фердинанд, Король Черногорский Николай, и Наследный Королевич Черногорский Даниил. Сербы и черногорцы исправно служили кавасами на русских постройках в Иерусалиме. Легендарный Марко Джурич неоднократно упоминается в рассказах паломников и в работах А. А. Дмитриевского.

Но за эту свободу братских народов русские заплатили многими тысячами жизней своих солдат. Неудивительно, что Россия захотела увековечить память хотя бы некоторых из них на месте, где состоялось подписание мирного договора. 

Есть версия турецкого историка Вахдеттина Энгина, который, основываясь на документах, выяснил, что первоначально задумывалось купить сам дом, в котором был подписан договор. Но живший в нем немец — османский подданный по фамилии Шнайдер всячески сопротивлялся этому, хотя ему предлагали завышенную цену. Он написал османскому султану письмо, в котором просил выкупить у него дом, чтобы он не достался русским, которые устроят в нем церковь. Султана тронула такая преданность немца, и он исполнил его просьбу. Тогда Россия стала просить другой участок в Сан-Стефано, чтобы построить «Памятник Славы».

В итоге всех перипетий 6 декабря 1899 года на месте бывшего лазарета был открыт грандиозный храм-усыпальница русским воинам. Сооружен он был из гранита, в три яруса, с часовней, имел более двадцати двух саженей (1 сажень = 2, 13 м) в вышину и занимал площадь до двадцати квадратных саженей. Купол напоминал собор Василия Блаженного в Москве. «Освящение храма совершено было при участии Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Николаевича, членов русского посольства и высших турецких сановников»,— так писала «Нива» в 1899 году. Николай Николаевич — сын почетного члена ИППО великого князя Николая Николаевича Старшего.

В крипте храма нашли упокоение 5 тысяч русских воинов, еще свыше 5 тысяч были позднее похоронены вокруг храма.


Но просуществовал мемориал всего 15 лет. После вступления Турции в Первую мировую войну против России первое, что сделали турки, считавшие русский мемориал напоминанием о своем военном позоре — уничтожили русский памятник. 16 ноября 1914 года у его стен ликовали, били в барабаны и устанавливали османские флаги на развалинах и костях патриотично настроенные толпы. Причем, грандиозный взрыв был заснят на кинопленку, и стал первым турецким фильмом в истории. Впрочем, история не сохранила эти кадры для потомков. По некоторым данным, утварь и иконы из храма предварительно были убраны и переданы русским монахам. По словам Сергея Капустина, после Октябрьской революции турецкая сторона неоднократно предпринимала попытки исправить ситуацию и предлагала обсудить вопрос о Мемориале: сначала с Фрунзе, а затем с Ворошиловым, но ответа не последовало.

Сейчас на этом месте зияет заросший котлован, цепляющий глаз посреди современного гудящего Стамбула. Обломки стен были вывезены и использованы в строительных целях. Место пустует, а жители суеверно обходят его стороной, помня, что там лежат потревоженные и неприкаянные кости более 10 тысяч солдат. Местные старожилы называют это место «…Горой, где стоял русский памятник». На этом месте нет ни обелиска, ни мемориальной доски, но память человеческая и архивные документы взывают к должному почитанию памяти предков.

04.04.2016

Тэги: Турция, Сан-Стефано, русско-турецкая война 1877-78 гг., русские воины

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58) Май (51) Июнь (19)
Июль (23) Август (28) Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)