В Петергофе проходит книжная выставка «Два Афона»
С 10 по 25 декабря в Центральной районной библиотеке им. С. С. Гейченко г. Петергофа (Эрлеровский бульвар 18) в рамках 1000-летия присутствия русского монашества на Афоне проходит выставка «Два Афона».
Экспозиция составлена из частного собрания культуролога Вадима Кустова, который проведет авторскую экскурсию по выставке 17 декабря в 13.00.
В Петербурге было два представительства св. горы Афон. Старый Афон представляло подворье русского Свято-Андреевского скита на 5-й Рождественской улице (ныне Советской). В этом году храм и комплекс зданий возвращены епархии. В октябре состоялась первая литургия. Теперь Благовещенский храм имеет статус Архиерейского подворья и снова является представительством Афона в Санкт-Петербурге.
Второе представительство было Новоафонского монастыря, основанного в конце XIX века в Абхазии монахами Пантелеймоновского монастыря. Располагалось оно на Забайкальском проспекте (ныне Московский). Здание не сохранилось, после закрытия его перестроили под промышленные нужды.
О святой горе Афон как уделе Божьей Матери расскажет первый раздел выставки. Здесь можно увидеть гравюру XIX в. «Святая гора Афонская» в книге «Земная жизнь Пресвятой Богородицы». Этот же сюжет воспроизводился на цветных литографиях конца XIX в. в виде сувенирных открыток для паломников. «Святая Афонская гора с северо-восточной стороны», а над ней Богородица держит свой покров. Литографированная бумажная иконка «Введение во храм Пресвятой Богородицы» является благословением настоятеля о. Матфея с братией русской пустынной обители в честь этого праздника.
Был на Афоне и уроженец Петергофа, начавший свой монашеский путь в Троице-Сергиевой пустыни, о. Парфений (Пётр Константинович Гвоздев). Он родился 29 июня 1840 года в Петергофе, стал известным далеко за пределами Афона настоятелем Благовещенской кельи. «Двадцати трёх лет поступил в Сергиеву пустынь, оттуда через 7 лет прибыл на Афон. Он стал единственным русским послушником великого старца Хаджи-Георгия. Пришлось выучить греческий язык. Постепенно стали приходить и другие русские, которые искали старцев, подобных о. Георгию. Здесь следует отметить, что в этой келье был самый суровый устав на Афоне. После смерти Хаджи-Георгия в 1886 году его место занял схимонах Парфений. К тому времени братство Хаджи-Георгия, сменив несколько мест, поселилось в Благовещенской келье около Кареи. Келья была известна своим книгоиздательством и благотворительностью. Раскрываем всем известную книгу «Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского» и читаем, что издана эта книга Благовещенской кельей старца Парфения на Афоне. Впервые русский читатель увидел эту книгу, благодаря афонскому старцу. Жизнеописание старца Хаджи-Георгия было также составлено и издано его учеником о. Парфением. Как и во многих других афонских кельях, здесь занимались иконописанием, и обитель прославилась своими иконами не только в России, но и за рубежом. Иконы, написанные братией Благовещенской обители, можно было встретить и в Берлине, и даже в Америке. Рижский архипастырь в своё время благодарил о. Парфения за иконы, присланные для Задвинской Троицкой церкви. Благотворительность же о. Парфения стала легендарной. Мало того, никто из афонских сиромахов и бедняков не уходил без «благословения» (так на Афоне называется такой дар) о. Парфения. Он получал по тридцать писем в день от российских бедняков. Схимонаха Парфения знали далеко за пределами Афона. Не оставил о. Парфений без внимания даже японскую миссию и отправил в страну восходящего солнца четыре иконы с частицами мощей, за что была получена от святителя Николая письменная благодарность. Некоторые считали о. Парфения, как и других келиотов, чуть ли не жуликом, наживавшимся на бедных и тёмных жителях России. Но другого мнения был святой праведный Иоанн Кронштадтский, который «с сердечным приветом прислал при двух письмах о. Парфению 600 р.». Так, усилиями о. Парфения было напечатано 20 тысяч экземпляров брошюр религиозного содержания на татарском языке. Православное братство св. равноапостольного князя Владимира в Берлине избрало схимонаха Парфения своим почётным членом. В заключение приведём слова из описания Благовещенской кельи, изданного в 1901 году, сказанные одним знатоком монашеской жизни, которые с уверенностью можно отнести и ко всем русским афонским кельям: «Под влиянием такого настроения я невольно обратил внимание на более мелкие обители, известные на Афоне под именем келий. на расспросы мои относительно этого предмета, все монахи, к которым я обращался, как бы сговорясь, указывали мне на настоятеля, или по- афонски, старца келии Благовещения Пр. Богородицы — о. Парфения, говоря что там найду я тишину и спокойствие и увижу в братии образец исполнения христианских обязанностей».
Материалы журналов конца XIX в., редкий путеводитель «По русским водным путям» нач. ХХ в., фотоальбом дают представление, как выглядел монастырь Новый Афон на рубеже веков от своего основания – прибытия первых иноков в 1875 г. до закрытия, когда в его стенах разместился санаторий в 1920 гг., но ещё многое напоминало о монастырской жизни, восходившей к первым векам христианства. Здесь проповедовал и закончил свою жизнь апостол Симон Канонит и в IV в. отправленный в ссылку один из великих учителей церкви Иоанн Златоуст.
Об истории Свято-Андреевского скита поведает книга «Краткий исторический очерк русского на Афоне Св. Андреевского общежительного скита» 4-е издание 1901 года. С приложением повествования о чудесах от принадлежавшей скиту иконе Божьей Матери «В скорбях и печалях утешение» 17 ноября2 декабря. К сожалению, древний первообраз не сохранился, пропал после закрытия петербургского подворья, на котором находилась икона. Сохранилось лишь несколько списков в Вятской губернии. Один из них можно увидеть в городе Пушкине в Екатерининском соборе. А о менее известном списке и храме в честь этой иконы, построенном в 1906 году при Архиерейском доме в Саратове, поведает саратовское издание начала ХХ века, не сохранившееся в библиотеках. На выставке также представлены номера журнала за 1913 год, издававшегося андреевцами с 1887 года «Наставление и утешение святой Веры христианской».
Следующий раздел выставки посвящён трагическим событиям в истории русского Афона – известной богословской смуте имяславия, вышедшей за пределы Афона. Об этом можно прочитать в петербургской газете «Гроза» от 1 октября 1913 года. Монастырём в этом же году была издана книжка «Послание Святейшего Синода инокам». На передней обложке изображён апостол Андрей Первозванный, на внутренней - общий вид скита, на задней - вид св. горы Афон. Это издание не обнаружено ни в одной из трёх крупнейших российских библиотек.
По окончании смуты в начале 1914 года в Царском селе состоялась первая в истории русского Афона высочайшая аудиенция у императора Николая II. Её инициатором был настоятель одесского афонского подворья иеромонах Питирим, который возглавил монашескую депутацию. Об этом сохранились исторические сведения в заметке скитского журнала и в автобиографии о. Питирим. В схиме Петр, в миру Ладыгин Потапий Федорович (1866-1957), назначенный на должность настоятеля одесского подворья в 1911 году. «Чтобы упрочить положение Андреевского скита в России иеромонах Питирим, настоятель Одесского подворья, и иеромонах Макарий добиваются Высочайшей аудиенции. Они были 30 января 1914 в Царскосельском дворце и представлены Его Императорскому Величеству в присутствии обер-прокурора Саблера. Официальное название этого приёма было таково: «Высочайшая аудиенция, данная уполномоченным Свято-Андреевского Общежительного скита на Афоне по поводу принесения ими Его Императорскому Величеству Государю Императору благодарности Скита за прекращение иноческой смуты на святой Горе и для поднесения Государю древнего образа Всемилостивого Спаса Господа нашего Иисуса Христа». Эта была первая в истории обители подобная аудиенция. Краткая заметка в скитском журнале извещает нас, что аудиенция эта была вызвана желанием архимандрита Иеронима, соборных отцов и всей братии выразить благодарность Русскому Императору, «державной волей коего Свято-Андреевская Афонская обитель была избавлена от беспорядков, смут и разорения». Государю был подарен древний, 15 века, образ Спасителя византийского письма (12 вершков длиной), Государыне Императрице — копия чудотворной иконы «В скорбех и печалех утешение» в серебряном с эмалью окладе и книга скитского издания «Взбранной воеводе», Цесаревичу – складень «В скорбех и печалех утешение» со святителем Алексием Московским и св. ап. Андреем Первозванным, Великой княгине Ольге Николаевне – образ Казанской Божией Матери, Татьяне Николаевне — складень с иконой Божией матери «Достойно есть», с ап. Андреем и блгв. Кн. Александром Невским, Марии Николаевне – складень с Казанской иконой Божией матери, с Серафимом Саровским и Александром Невским, Анастасии Николаевне – Касперовская икона Божией Матери. Кроме того, были подарены: альбом видов скита с 36 снимками и пояснением к ним, краткая история скита, экземпляр издания «Наставления и утешения Святой веры христианской» за 1912 год, кипарисовый ларец с афонским ладаном и просфора о здравии».
Хотя первая фотолаборатория на Афоне появилась ещё в середине 1850 гг., но первый и единственный фотоальбом Андреевского скита был издан в Одессе в 1914 году. На обложке напечатано: Его Императорское Величество Государь император Николай Александрович и, что поднесён Государю Императору 30 января 1914 года. Это свидетельствует о том, что альбом специально издан для аудиенции. Известен только один подобный альбом, сохранившейся в архиве, другой представлен на выставке. Как свидетельствуют воспоминания об императорской аудиенции, подобные экспонаты, которые можно увидеть на выставке, были подарены андреевцами Николаю II: это один из экземпляров книги «Исторический очерк» и экземпляры журнала, только за 1913 год. Они интересны тем, что в них печатались материалы к 300-летию Дома Романовых.
Среди редких экспонатов (кон. XIX вв. и период Первой мировой войны) можно увидеть финансовые документы закупок для одесского подворья и самого скита у одесских купцов, в Ростове на Дону, у Красного креста для лазарета, организованного одесским подворьем в честь наследника цесаревича Алексея. Это редкие документы, поскольку среди трагических страниц в истории Андреевского скита, был большой пожар 1958 года, бушевавший несколько дней, в огне погибла богатейшая библиотека из 20000 книг и монастырский архив.
Один из разделов посвящён купцу миллионеру Иннокентию Сибирякову, ставшему схимонахом Андреевского скита. На его деньги было построен Благовещенский храм на подворье в Петербурге и Андреевский собор на Афоне. Представлены статья к 10-летию его кончины с его портретами в журнале «Нива», книга «Воскресенский скит на Валааме» - на строительство храма на «северном Афоне» он пожертвовал 10000 р. перед уходом на Афон. В фотоальбоме Андреевского скита одна из фотографий посвящена келье и храму, где он подвизался. Андреевский собор освящал Константинопольский патриарх Иоаким III, которого можно увидеть во главе греческого духовенства на французской открытке нач. ХХ в. «Привет из Константинополя».
Совершить виртуальное паломничество и узнать о правилах для паломников, отправляющихся в Иерусалим и на Афон, оформлении документов, тарифов на проезд, получить сведения о подворьях, где можно остановиться, о деятельности Императорского Православного Палестинского общества, истории и деятельности Российского Общества Пароходства и Торговли, организованного в 1856 г., можно с помощью путеводителя 1912 года, изданного РОПиТ.
Завершает выставку литературный раздел. Здесь можно прочитать в поэтических сборниках стихи, посвящённые Афону. Книга, изданная в память известного духовного писателя XIX в. Святогорца, в которой после его смерти собраны стихи, впервые была издана в 1864 году, издание 1879 года было пятым. В малоформатной книжечке «Иерусалимские псалмы» (издание Святого града Иерусалима, 1913 г.) помещено стихотворение «Святая гора Афон - земной удел Божьей Матери» с иллюстрацией в виде литографии Святой горы.
16.12.2016