В Эрмитаже начала работу выставка «Православие в Святой Земле. Альфа и Омега»
28 сентября в рамках международной научной конференции "Христианский Восток: взаимодействие с другими культурами" в Эрмитаже (Санкт-Петербург) состоялось торжественное открытие выставки «Православие в Святой Земле. Альфа и Омега».
Выставка организована Государственным Эрмитажем при участии Государственного музея истории религии, Петербургского филиала Архива Российской академии наук, Института русской литературы (Пушкинский дом), Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. Куратор выставки - Юрий Александрович Пятницкий, старший научный сотрудник Сектора Византии и Ближнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа.
В церемонии открытия приняли участие генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий, глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископ Езрас Нерсисян, председатель еврейской религиозной общины Санкт-Петербурга Марк Грубарг, муфтий Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России Равиль Пончаев, заведующая Отделом Востока Государственного Эрмитажа Наталья Козлова, куратор выставки Юрий Пятницкий.
«Этот замечательный день мы начали с научной конференции, где говорили о Палестине, культурных взаимоотношениях, искусстве, христианских текстах. Иллюстрацией к словам становятся две выставки, посвященные христианскому Востоку, одной из главных научных и собирательских тем Эрмитажа, − подчеркнул Михаил Пиотровский. − Место, которое свято для Ветхого Завета, о котором напоминают гравюры Шагала и Рембрандта, показанные на выставке. Место, святое для христиан, связанно с евангельскими событиями и жизнью Иисуса Христа на земле. «Топография Палестины», православные иконы, удивительные фотографии эрмитажных художников – составляют образы Святой Земли, со всеми многочисленными нитями, которые существуют между Петербургом и Иерусалимом. Всегда очень много неожиданного и удивительного обнаруживается о христианском Востоке, к которому относится и Россия. Всю эту благодать необходимо защищать. Особенно сейчас, когда полыхают огни на Ближнем Востоке, рушатся храмы. Для всех нас эта земля Святая. Святая Земля – Ближний Восток, всё это нити, которые нас объединяют».
«Земля, на которой встречаются три мировые религии. Земля, которую можно посетить. Каждая встреча со Святой Землей – это праздник для души верующего человека. Места, которые хранят память сотни поколений. И эта выставка, где мы видим подлинные произведения искусства прошлых эпох и нового времени, в том числе современные нам, дает возможность приобщиться к тайнам Святой Земли», − отметил Георгий Полтавченко.
«Русского человека всегда привлекали места, связанные с ветхозаветными пророками и новозаветными праведниками. Здесь, благодаря Архимандриту Антонину (А.И. Капустину), была основана Русская духовная миссия в Иерусалиме. И до сих пор в землях, приобретенных для духовной миссии, находятся церкви и гостиницы для паломников. Церковь сохраняет в своей памяти стихиры, песнопения, которые черпаются из вдохновения праведных песнотворцев, живших в Святой Земле. Мы желаем мира этой благословенной земле, который подчас нарушается страстями человеческими», − сказал архиепископ Амвросий.
После церемонии открытия куратор выставки Ю.А. Пятницкий провел для гостей краткую экскурсию.
Икона живописная, четырехчастная.
Мастер Хана аль Кудши. XVIII в. Дерево, смешанная техника
Икона живописная «Положение Богоматери во гроб».
Палестина. XVII в. Дерево, смешанная техника
Экспозиция знакомит с уникальными материалами, связанными с культурой Святой Земли: живописными палестинскими иконами, серебряной Голгофой XVIII века, редкими перламутровыми резными крестами и иконами, альбомами-гербариями цветов и трав Святой Земли, рисунками и гравюрами художников XIX века посещавших Иерусалим и Палестину, фотографиями XIX века и работами современных художников-фотографов.
Икона "Топография Палестины".
Мелькитский мастер. Палестина. 1876 г. Техника:
холст, смешанная техника
Открывают выставку живописные иконы «Проскинитариев» и «Топография Святой Земли», которые по своей структуре являются своеобразным прообразом видовой фотографии, что позволило включить в состав выставки современные произведения эрмитажных художников-фотографов Юрия Молодковца и Валерия Зубарова.
Иллюстрации к Библии.
Марк Шагал
В составе выставки – иллюстрации Марка Шагала к Библии. Двухтомное издание Библии включает 105 гравюр на металле (их создание было начато в 1931 году по заказу издателя Амбруаза Воллара, но завершено лишь спустя двадцать пять лет). Это одна из крупнейших графических серий художника, сыгравшая ключевую роль во всем его творчестве. Долгое время отсутствие «Библии» оставалось самой досадной лакуной эрмитажного собрания книг Шагала. Художник, в начале 1980-х годов подаривший музею девять изданий (еще два были переданы после его смерти, в 1987 году), не захотел включить «Библию» в их число: по рассказам очевидцев, он сослался на то, что она все равно не сможет экспонироваться из-за своей тематики. Восполнить этот пробел удалось лишь сейчас, благодаря усилиям известного петербургского коллекционера Марка Башмакова, на протяжении нескольких лет постоянно сотрудничающего с Эрмитажем.
Крест серебряный с перламутровыми раковинами.
Дар Александру 1 и Николаю I. Серебро, перламутр
Представленная на экспозиции серебряная Голгофа, XVIII века, заказанная князем Григорием Потемкиным, представляет собой сосуд для хранения Святых Даров – хлеба и вина, символизирующих Тело и Кровь Христовы, используемые для причащения верующих. Более традиционной для православных дарохранительниц является форма храма, данная же имеет вид Голгофы – горы, где Иисус Христос был распят. В нижней части композиции мастер объединил две евангельские сцены – Положение во гроб и Оплакивание. Композицию венчает фигура Саваофа со сферой в руках.
Одно из драгоценных подношений Иерусалимского патриарха в праздник Пасхи 1910 года наследнику российского престола Великому князю Алексею Николаевичу − резная перламутровая икона «Вознесение Христово» со святыми частицами от Гроба Господня и Голгофы. Это исполненная православными арабами (мелькитами) – Бишар Исса Иль Зугби, его братом Иосифом и сыном Гавриилом, в традиции местной художественной школы, многофигурная композиция с центральной сценой Воскресения, новозаветными сюжетами в клеймах – Благовещением, Рождеством, Поклонением Христу, и изображениями Российского герба и герба Иерусалимского Патриархата. Мастера использовали сложные технические приемы резьбы от низкого рельефа до накладного горельефа, гравировки и мозаичного набора геометрического орнамента.
«Снятие с креста» − уникальная икона критского иконописца Манолиса Бетинакиса, созданная им в дар Государственному Эрмитажу в 2014 году. Особенность образов, создаваемых Бетинакисом, – глубочайшая духовность, сосредоточенность и строгость в сочетании с яркой, насыщенной цветом палитрой. Иконописец родился в Ираклионе в 1946 году в семье священника и с ранней юности начал учиться основам иконописи. Вся его жизнь была постоянным и неустанным трудом, а опорой – семья, разделяющая с ним и тяжесть болезни, и радость спасительного труда. Он был почти лишен способности передвигаться и дышать без помощи специального аппарата, но работал каждый день по 5-6 часов – вопреки болезни и обстоятельствам, вопреки всему, что обычному человеку кажется непреодолимым.
Поскольку тема Святой Земли – многогранна и необъятна, устроители выставки сосредоточили внимание на показе перехода от иконно-живописной традиции к современной фотографии, эволюции различных подходов к изображению Святых мест.
В связи с тем, что важную роль в создании образа Святой Земли играет литература, в экспозицию включены образцы книжной графики и список стихотворения М.Ю. Лермонтова «Ветка Палестины».
Специально для выставки «Православие в Святой Земле» петербургской мастерской «Альфа и Омега» исполнена огромная завеса (4,5 х 4,2 метра), вышитая золотом, серебром и разноцветным шелком.
Выставка представлена в залах третьего этажа Главного музейного комплекса (зал 397) и открыта для посещения с 30 сентября 2017 года по 14 января 2018 года.
29.09.2017
Ещё по теме: