RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2024

Январь (17) Февраль (21) Март (21) Апрель (22)
Май (23) Июнь (20) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (23) Ноябрь (21) Декабрь (2)

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Россия на карте Востока

Летопись

3 декабря 1848 было разрешено выдать «новый бессрочный паспорт для пребывания на Синайской горе» русскому иеромонаху Самуилу, занимавшемуся в монастыре св. Екатерины реставрацией мозаик и изучением библиотеки

3 декабря 1891 М.П. Степанов пишет архим. Антонину (Капустину), что Совет ИППО решил выделить помощь на строительство церкви в Яффе в 2 тыс. руб. серебром

4 декабря 1923 в Висбадене скончался член-учредитель ИППО князь В.С. Кочубей

Соцсети


Книга Юлии Матвеевой раскрывает семантику мозаик Равенны с неожиданной стороны


«Декоративные ткани в мозаиках Равенны: семантика и культурно-смысловой контекст» - монографию на эту тему представила 25 сентября в Культурном центре «Покровские ворота» автор Юлия Матвеева – кандидат искусствоведения, преподаватель харьковской Академии дизайна и искусств, художник, золотошвейка, дизайнер церковных тканей. Объемный том с большим количеством иллюстраций вышел в киевском издательстве «Дух i Лiтера».

Семантика знаменитых мозаик Равенны V — VII вв., включенных во всемирное наследие ЮНЕСКО, раскрывается автором на широком культурно-смысловом фоне – от древнеегипетских и античных памятников до рецепции темы литургических тканей в современном христианском искусстве, что не могло не заинтересовать историков, искусствоведов, иконописцев, церковных вышивальщиц.

Эта книга — первая монография о мире тканей в ранневизантийской церкви. В большинстве случаев исследователи вскользь упоминают о тканях как о декоративном элементе в мозаиках Равенны. «Между тем, именно эти мозаики хранят едва ли не единственное визуальное свидетельство использования тканей в древней церкви. Уникальность исследования состоит в расшифровке изображений тканей как живого языка, благодаря соотнесению их с аутентичными греческими текстами. Полученный материал постепенно раскрывает исторический, символический и богословский смысл изображенных текстильных предметов», отмечается в аннотации к изданию. «Ткани забытых смыслов» – так назвала Ю. Матвеева вечер в «Покровских воротах».


На презентации автор подробно рассказала только о трех сюжетах равеннских мозаик, ключ к пониманию которых дают ткани. Первый связан с победой императора Юстиниана над остготами в 540 году в Равенне. Базилику (которую весь мир сейчас знает как Сант-Аполлинаре-Нуово), построенную вождем остготов Теодорихом для арианского культа, нужно было переосвятить. Но прежде надо было переделать мозаики с портретами придворных Теодориха. Мозаика – техника дорогая и трудоемкая, проще и дешевле было бы поменять лица или головы у уже имеющихся фигур. Но было принято совсем другое решение: в арках, где стояли вельможи-еретики, изображены завязанные узлом завесы, открывающие пустое темное пространство. О том, что под этими арками стояли когда-то люди, напоминают фрагменты рук, которые, как кажется многим, как бы выглядывают из-за колон. Зачем нужно было тратить столько драгоценной смальты на «занавесочки», как описывают их в блогах туристы? Возможная разгадка – в одной из глав новой книги Юлии Матвеевой, которая, опираясь на корпус текстов, показывает, что завесы с древних времен воспринимались как граница сакрального пространства, а в новозаветной традиции – как Тело Христово. Ариане-еретики не допущены заказчиками мозаики к святыне – и об этом свидетельствуют литургические завесы.

Второй сюжет отсылает к изображениям красных кругов с перекрестием, которыми испещрены мозаики Равенны. Что это за круги? Ю. Матвеева на большом визуальном и текстовом материале доказывает, что это изображение мальвы – полевого цветка, который был одним из самых основных и древнейших видов пищи еще в доаграрный период и высаживался на могилах как ритуальная еда для умерших, дающая жизнь. Ю. Матвеева процитировала самые ранние упоминания мальвы у древнегреческих авторов: в частности, Пифагор фактически возводил мальву в центр мироздания, всякий раз начиная свое учение со слов: «Самое священное на свете – лист мальвы». Какое это имеет отношение к ранневизантийским изображениям? В христианской символике мальва осмыслялась как евхаристический хлеб, что убедительно доказывают не только изображения ее на литургических тканях на границе сакрального пространства, но и текстологические примеры: во многих языках народов Средиземноморья слова «мальва» и «хлеб» имеют общие корни или созвучны. Достаточно сказать, что в русском и украинском языках один из синонимов названия этого цветка связывается не просто с хлебом, а именно с причастным хлебом – «просфорник».

Третий сюжет – мозаика с изображением императрицы Феодоры из Сан-Витале стала хрестоматийной. Но куда движется торжественная процессия во главе с Феодорой? Классик советского искусствоведения В.Н. Лазарев пишет: «Феодора со свитой стоит в нарфике, собираясь пройти через дверь на лестницу, ведущую на женскую половину галереи (matroneum)». Ю. Матвеева выдвигает свою версию, основанную на трактовке тканей: двух завес, одежд императрицы и ее придворных, завес кивория, а также подкрепляет свою гипотезу толкованием текстов, описывающих церковные процессии в Византии VI в. По словам автора книги, Феодора, которая носила титул «император», направляется с богатыми дарами – золотой причастной чашей в алтарь. Ю. Матвеева поясняет, почему именно в таком качестве присутствие женщины в алтаре было оправдано, а также предполагает, что эта чаша стала последним даром, а мозаика – предсмертным портретом Феодоры, заказанным ею именно в таком качестве.


Главы книги посвящены многим другим мозаичным сюжетам, которые приобретают новое, неожиданное звучание благодаря трактовке значения текстиля: так, предпринята реконструкция изображений на завесах кивория св. Софии Константинопольской (по тексту Павла Силенциария VI в.); раскрывается секрет ширм с завесами вокруг Этимасии из Арианского баптистерия; целый раздел посвящен «тканям в куполах» – оказывается, они ведут свое происхождение от древнейших зонтов, а образы Неба связаны с покровом, который, в свою очередь, связан с изображением парящего орла, раковины и облака. В одной из последних глав исследуется мандорла, которая большинством исследователей трактуется как нетварный свет, исходящий от фигуры Спасителя или Богоматери, а автор книги аргументировано предлагает увидеть в древних мандорлах элементы покрова-зонта.

Книгу высоко оценили: кандидат культурологии, специалист по истории иконописи ХХ века, проректор ББИ Ирина Языкова, которая отметила особое значение труда Ю. Матвеевой для современных иконописцев, и завкафедрой иконописания ПСТГУ Екатерина Шико.

Благовест-инфо

04.10.2017

Тэги: византийское наследие, книгоиздание и периодика, Матвеева Ю.Г., мозаика

Ещё по теме:

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13) Май (17) Июнь (17)
Июль (13) Август (16) Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)