В Третьяковской галерее представлены шедевры старинного церковного искусства Болгарии
С 29 июня по 2 сентября в Третьяковской галерее пройдет выставка "Шедевры церковного искусства Болгарии". Впервые за 45 лет своего существования Национальный исторический музей Болгарии представит выставку в Москве.
47 экспонатов-шедевров - это лишь малая часть произведений христианского искусства Болгарии, позволяющая проследить основные этапы истории болгарской культуры и искусства от эпохи византийского влияния до периода Национального возрождения ΧVIII–ΧΙΧ веков, когда происходило становление местных школ иконописания.
Уникальные экспонаты выставки — древние иконы и рукописи, шитье, литургическая утварь — позволяют приобщиться к богатому духовному наследию страны.
Христос Пантократор.
Лицевая и оборотная сторона двусторонней иконы «Христос Пантократор. Христос во гробе» из церкви Святого Стефана в Несебре. XIII век, XIV век; XVII – XVIII века. Дерево, темпера. 113 × 78 × 3,5. Национальный исторический музей, София (Болгария)
Русское и болгарское религиозное искусство имеют общие истоки — византийскую культуру. Но, несмотря на сильное влияние Византии, и русские, и болгары создали собственный стиль иконописания. О тесных контактах с восточно-христианской империей свидетельствует, например, поясное изображение Спасителя на лицевой стороне двустороннего образа «Христос Пантократор. Христос во гробе» из церкви Святого Стефана в Несебре. Живопись оборота датируется XVII–XVIII веками.
Святитель Мефодий Исповедник, патриарх Константинопольский (?)
Середина ХІІІ века (рельефный орнамент); ХІV век. Дерево, темпера. 74 × 45. Национальный исторический музей, София (Болгария)
Святитель Иоанн Златоуст
Конец XIV – начало XV века. Дерево, темпера. 73,5 × 43,5 × 2. Национальный исторический музей, София (Болгария)
«Архангел Михаил изымает душу богатого»
Вторая половина XIX века. Дерево, темпера. 43 × 30 × 3. Национальный исторический музей, София (Болгария)
Царские врата
Первая половина XVI века. Дерево, темпера, резьба. 141,5 × 84 × 4. Национальный исторический музей, София (Болгария)
Крест. Мастер Коста Димитрий из Линотопи. 1786
Серебро, цветное
стекло, кораллы; ковка, перегородчатая эмаль, филигрань, золочение. 57 ×
23 × 3. Национальный исторический музей, София (Болгария)
Воздух. Первая половина XVI века
Красный шелк, хлопчатобумажная подкладка, шелковые, серебряные и золотные нити; шитье. 42 × 56. Национальный исторический музей, София (Болгария)
Митра. Венеция, начало XVIIІ века
Золото, серебро, драгоценные камни, разноцветная эмаль, филигрань, зернь. 21 × 18,6 × 19,5 × 24,6. Национальный исторический музей, София (Болгария)
Из экспонируемых произведений большой интерес представляют памятники, происходящие из Охрида, важнейшего духовного и культурного центра. Это резная икона XIV века с изображением двунадесятых праздников, изготовленная из минерала лизардита, и литургические ткани, среди которых воздyх с образом Богоматери Великой Панагии, выполненный в мастерских Константинополя во второй четверти XIII века и вложенный в храм Святой Софии в Охриде.
Древние рукописи рассказывают о просветительской роли болгарских книжников, чьими трудами христианская литература была переведена на славянский язык. В XIV веке болгарская письменность оказала сильное влияние на русскую книжную культуру. Один из уникальных экспонатов выставки — Добрейшево Четвероевангелие, созданное в XIII веке. В работе над этим кодексом участвовало несколько писцов, по имени главного из них — попа Добрейшо — оно получило свое название.
Произведения XV–XVII веков дают представление об особенностях православного искусства эпохи османского владычества. Это время небывалого расцвета искусства резьбы по дереву, о чем свидетельствуют Царские врата первой половины XVI века из церкви Богоматери Перивлепты в Охриде и кресты с изображением двунадесятых праздников и святых. Впервые в Москву прибыла выполненная из золота и серебра митра охридского архиепископа Иоасафа.
Яркий, самобытный характер искусства XVIII–XIX веков, периода, получившего в болгарской истории название Национального возрождения, демонстрируют иконы и рукописи. В это время происходит становление национальных художественных школ, среди которых особую известность приобрели Тревненская и Самоковская. Несомненный интерес представляет икона из Рильского монастыря «Архангел Михаил изымает душу богатого».
В знак духовного общения двух православных народов в Москву прибывает список с древней чудотворной иконы Богоматери Троеручицы из Троянского ставропигиального монастыря. Икона будет выставлена для поклонения в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. В день открытия выставки в храме состоится молебен.
В образовательную кинопрограмму к выставке «Шедевры церковного искусства Болгарии» вошли исторические фильмы, рассказывающие о возникновении болгарской государственности и принятии болгарами христианства, документальная трилогия Анжела Вагенштайна, посвящённая исторической миссии болгарских монастырей — хранителей кирилло-мефодиевской традиции, а также шедевр болгарской кинематографии фильм «Иконостас», в центре повествования которого художественный образ иконописца — героя романа Димитра Талева «Железный светильник».
Специальным событием программы станет показ нового художественного фильма «Возвышение», действие которого разворачивается в эпоху Болгарского национального Возрождения.
Выставка открыта в Инженерном корпусе. Адрес: Москва, Лаврушинский переулок, 12, 3-й этаж.
ГТГ
29.06.2018
Ещё по теме: