В Метрополитен-музее представлено искусство средневековой христианской Армении
22 сентября при стечении большого количества ценителей искусства и официальных лиц в Метрополитен-музее в Нью-Йорке была открыта выставка «Армения», подготовка которой заняла несколько лет. Посетители смогут ознакомиться с важными вехами
истории Армении.
Основное внимание выставки сосредоточено на формировании своеобразной национальной самобытности армян на их родине у подножия горы Арарат (широко известной как пристанище Ноева ковчега), а также на том, как сохранялись и трансформировались традиции армянского народа по мере распространения его общин по всему миру, отмечает официальный пресс-релиз Метрополитен-музея.
Выставка «Армения» посвящена
культурным достижениям армянского народа начиная со времени принятия
христианства в 301 г. н. э. и до XVII века. В экспозиции представлено более
140 уникальных экспонатов из разных музеев и хранилищ мира.
Практически все экспонаты выставки представлены основными армянскими собраниями национальной культуры. Большинство из них выставляются в США
впервые; многие не вывозились веками.
Большая часть предметов
представляет разные крупные коллекции музея Первопрестольного Святого
Эчмиадзина, Матенадарана, Национального исторического музея Армении,
Музея Киликийского католикосата в Ливане, Братства Св. Иакова в
Иерусалиме, Конгрегации мхитаристов на острове Св. Лазаря в Венеции,
лиссабонского Фонда «Галуст Гюльбенкян», Армянского музея Америки в
Бостоне, Музея Алекса и Марии Манукян в Мичигане и других культурных
центров и личных коллекций, в том числе 34 экспоната из Музея истории
Армении, 20 — из музея Первопрестольного Святого
Эчмиадзина и 28 — из
Матенадарана.
Как отметил директор Музея истории Армении Григор
Григорян, «для выставки были отобраны ценные скульптуры, церковные,
религиозные принадлежности, а также образцы прикладного искусства из
хранилищ музея. Уверен, что при знакомстве с этими экспонатами каждый
посетитель откроет для себя что-то новое».
Крест царя Ашота II Ерката ("Железного") и футляр.
Конец IX- нач. Х вв., чехол 1893 г. Сделано в Карсе.
Крест: железо, покрашенные камни и стекло; футляр: дерево, серебро.
Первопрестольный Святой Эчмиадзин, Армения
Крест-реликварий с мощами святого Иоанна Крестителя.
XIV в., реставрация в 1670 г. Сделано в Киликии (Адана).
Серебро позолоченное, филигрань, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчужные и коралловые пуговицы. В центре креста находится прямоугольная дароносица, на поверхности которой изображена кисть св. Иоанна Крестителя по подобию реликвария в виде длани святого Николая Чудотворца.
Первопрестольный Святой
Эчмиадзин
В своей истории армян ранний армянский историк Агатангегос писал, что святитель Григорий Просветитель привез в Армению частицы мощей святого Иоанна Крестителя из Кесарии.
Реликварий-длань святого Николая Чудотворца.
1315 г. Сделано в г. Сис, Киликия. Серебро, позолоченный серебряный лист, украшенный филигранью и драгоценными камнями.
Святой Престол Киликии, Антелия, Ливан
Эта работа является старейшим реликварием, сохранившимся от Киликии, с элементами из других работ, добавленных при востановлении в 1926 году. Изображение св. Николая и посвященческая надпись 1315 года Католикоса Костандина III идентифицируют его как мощевик святого Николая Мирликийского, покровителя купцов и мореплавателей. Реликварии в виде длани, первоначально разработанные на латинском Западе, стали высоко почитаться армянами, особенно святым Григорием Просветителем.
Крест-реликварий с мощами святого Георгия.
1746 г. Изготовлено в монастыре св. Георгия на о.Лим.
Серебро, изумруд, коралл, сердолик, покрашенные камни, стекло, и позолоченное серебро.
Первопрестольный Святой Эчмиадзин, Армения
Этот реликварий был сделан для почитаемой паломниками церкви, посвященной святому Георгию в лимском монастыре. В центре размещена частица главы святого. Надпись на обороте реликвария предупреждает: "Кто посмеет дать его [реликвию] в качестве залога или отнять у Святого Георгия, пусть они примут на себя его месть".
Хачкар Василия Пахлавуни.
После 1150 г. Камень, следы краски на надписи.
Святейший Престол Киликии, Антелия, Ливан
Надпись по краям хачкара гласит "Василий - слуга Божий", который может быть военным деятелем Василием Пахлавуни. Первые три Католикоса, главы Армянской церкви, в Хромкле были также из семьи Пахлавуни. В разное время Василий Пахлавуни сражался с византийцами, крестоносцами и мусульманами, что было обычным явлением в ту эпоху.
Карта Святой Земли с Арменией.
Мэтью Пэрис (англичанин, ок. 1200-1259). 1240-1253 гг. Сент-Олбанс, Англия.
Непрозрачная акварель и тушь на пергаменте; 151 лист.
Библиотека Паркер, колледж Корпус Кристи, кембриджский университет
Модель собора святого Эчмиадзина.
V-VII вв. Сделано в г. Вагаршапат (совр. Эчмиадзин). Материал: туф.
Первопрестольный Святой
Эчмиадзин
Представленные позолоченные реликварии, иллюминированные рукописи, редкие текстильные изделия, предметы церковного обихода, изготовленные из драгоценных материалов, хачкары (каменные стелы с изображением креста), модели церквей и печатные книги демонстрируют уникальные образы Армении и других крупных армянских территорий, таких как Киликийское царство на Средиземном море или новая Джульфа в сефевидской Персии. Специально подобранные для сравнения работы служат примером взаимодействия армян с другими культурами.
Лист Евангелия.
1290-1330 гг. Озеро Ван, Васпуракан (ныне восточная Турция). Темпера и чернила на пергаменте
Дар доктора Бернетта, 1957 г.
Этот фолиант, первоначально являвшийся частью рукописи с иллюстрациями сбоку, изображает последние сцены из жизни Христа, предположительно, это была последняя страница книги. Слева на выступах пустой гробницы сидят два ангела. Справа от них стоят святые Иоанн, Петр и Христос в зеленом одеянии. Евангелисты держат в руках каждый свое Евангелие.
Двухсторонний лист Евангелия.
1-я половина XIV в. Сделано в Тигре, Эфиопия. Темпера на пергаменте.
Oscar de la Renta Ltd. Дар 2006 г.
Этот эфиопский толос похож на армянский, что демонстрирует, в какой степени мотив использовался в раннехристианском мире. Оба здания имеют остроконечные крыши с завязанными занавесками по бокам деревьев. Надписи на эфиопской работе идентифицируют существ, которые являются местными вариантами традиционно изображаемых животных. Этот лист был скопирован с более ранней эфиопской иллюминации, сделанной одновременно с армянским листом.
Сцены Рождества и Сретения Господня.
Страница из книги, включающей четыре Евангелия на армянском языке.
1434/35 гг. Темпера и золото на бумаге; проштемпелеванный кожаный переплет.
Фонд Флетчера
Евангелие в серебряном окладе.
Иллюстрированная рукопись. Книга 13 в, оклад 17 в. Кесария (Кайсери, совр. Турция).
Рукопись: чернила и темпера на пергаменте. Оклад: серебро, позолота, драгоценности, эмаль.
Дар миссис Эдвард С. Харкнесс, 1916 г.
Книжный переплет 17 века, выполненный для Евангелия 13 века, типичен для Кайсери. Передняя крышка изображает сцены Рождества и Поклонения пастухов, окруженные каймой из виноградной лозы на зеленом эмалевом фоне. На задней крышке такой же орнамент обрамляет сцену Воскресения. Надпись идентифицирует создателя рукописи как Астуацатур Шахамир.
Среди уникальных экспонатов — рукописи, созданные в V-XVIII веках. Большинство рукописей — это экземпляры Евангелия, включены также важные образцы армянской средневековой летописи, книги Егише и Давида Анахта. Один из 34 экспонатов Музея истории Армении — четырехгранная стела IV-V веков из монастыря Харабаванк — является фактическим выражением истоков армянской культуры, уникальным феноменом самобытности армянской культуры и искусства.
А еще это роскошные реликварии, украшенные миниатюрами рукописи, редкие ткани, хачкары, предметы церковного обихода, печатные книги. Экспозиция демонстрирует, как армяне развивали свою христианскую идентичность и как в течение столетий осуществлялась связь между разбросанными по свету общинами. Выставка охватывает четырнадцать веков — с IV века, когда Армения стала христианской, по XVII век, когда армянские торговые фактории достигли расцвета и принесли книгопечатание на Ближний Восток.
В ходе переговоров координаторы Метрополитен-музея выразили пожелание, чтобы именно в их музее была представлена христианская Армения. Но одной лишь выставкой древних артефактов дело не ограничивается. Так, 3 ноября состоится симпозиум, в ходе которого выступят крупные специалисты по средневековому искусству. Посвящен симпозиум будет влиянию армянского искусства на американскую культуру второй половины ХХ века. Состоятся и другие встречи и мероприятия для специалистов разных сфер культуры и искусства.
Куратором выставки является специалист по Византии доктор Хелен Эванс, которая много лет работала в Ереване. В своей речи она отметила важность этой выставки, открывающей для граждан США разные периоды жизни армян, процесс распространения христианства в Армении, искусства путем демонстрации уникальной коллекции произведений разных эпох, стилей и направлений.
Выставка Armenia! также посвящена крупным армянским центрам производства, существовавшим на территории современной Армении, а также на западе и востоке от нее. Среди ее экспонатов — портреты армян: от автопортретов до изображений правителей и правительниц, благотворителей, теологов и историков. Особое внимание уделяется работам известных художников, таких как Торос Рослин, Саргис Пицак, Торос Таронаци и Акоп из Джульфы, творивших на своей родине в Армении, в Киликийском армянском государстве и новой Джульфе.
Экспозиция организована при поддержке ряда благотворительных организаций: Фонда Акопа Кеворкяна, Корпорации Карнеги в Нью-Йорке, AGBU, Фонда Грайра и Анны Овнанян и многих других.
Выставка в Метрополитен-музее продлится до 13 января 2019 года.
Выставку Armenia! сопровождает богато иллюстрированный каталог, предназначенный как для широкой публики, так и для специалистов.
Метрополитен-музей — один из крупнейших и четвертый по посещаемости художественный музей мира. Он существует на средства спонсоров и дарителей при небольшой государственной поддержке. Музей основан 13 апреля 1870 года группой американских бизнесменов и почитателей искусства. А вот мировую известность музей получил только в XX веке. В свое нынешнее здание на легендарной Пятой авеню, спроектированное в неоготическом стиле американскими архитекторами Калвертом Воксом и Джейкобом Моулдом, музей переехал в 1880 году. Количество посетителей в год превышает 6,5 миллиона человек, а в постоянной коллекции находится более двух миллионов произведений искусства.
Фото: Метрополитен-музей
02.10.2018
Ещё по теме: