В США обсудили археологические исследования в области библейских и христианских древностей
С 14 по 17 ноября в Денвере, столице штата Колорадо, прошёл симпозиум по археологии Древнего Ближнего Востока, организованный Ассоциацией американских школ востоковедения (American Schools of Oriental Research, ASOR), сообщается на сайте ассоциации.
Этот ежегодный симпозиум является одним из самых массовых и масштабных научных форумов по археологической тематике в мире. В этом году в его работе приняли участие более 1000 маститых и только начинающих археологов, историков, лингвистов, антропологов, специалистов по эпиграфике, библеистов и религиоведов из университетов и исследовательских центров США, Израиля, Ливана, Канады, Норвегии, Финляндии, Великобритании, Голландии, Германии, Италии, Австралии, Болгария, Грузии, Азербайджана и других стран.
Работа конференции проходила в 12 сессиях, каждая их которых состояла из 8 тематических секций. Самые многочисленные из секций по количеству выступавших и участвовавших в круглых столах – «Археология Ближнего Востока: Бронзовый и Желехный века», «Археология южного Ливана», «Археология Иордании», «Археология Анатолии», «Археология Кипра», «История археологии».
Ряд секций были специально посвящены археологическим проблемам, связанным с библейскими свидетельствами, а также с историей христианства, ислама и других древних религиозных традиций древнего и раннесредневекового Ближнего Востока.
На подсекции «Археология и библеистика» прозвучало несколько сообщений, сделанных известными специалистами в области изучения Еврейской Библии, археологии, истории и. письменности Древнего Израиля и иудаизма эпохи Второго Храма.
Так, один из ведущих скандинавских библеистов проф. Торлейф Элгвин (NLAУниверситетский колледж в Бергене, Норвегия) представил доклад на тему «Археологии Иерусалима эпохи Второго Храма и редактирование библейских текстов», где привёл данные недавних археологических исследований, которые показали, что Иерусалим в Персидский и Птолемеевский период был небольших размеров, однако в эпоху Хасмонеев город переживал стремительный рост (в частности, численность населения в нём меняется за эти периоды с 1500 до 8000 человек). Это расширение столицы сопровождалось и культурным расцветом в Израиле: в 2 Макк 2:13-15 говорится о существовании царской библиотеки в Иерусалиме при Иоанне Гиркане (годы правления с 134 по 104 гг. до н.э.), в «Книге Иисуса, сына Сираха» засвидетельствовано впервые широкое признание в качестве авторитетных текстов Пятикнижия и Пророков, собранных тогда в единый свод. Многочисленные Кумранские свитки говорят об интенсивной литературной деятельности в Иудеи в период с середины IIв. до н. э. по Iв. н. э. На основании представлений о происхождении Песни Песней в Хасмонейскую эпоху (обосновано автором доклада в одной из его монографий), теорий о создании Книги Иудифь в правление Саломеи Александры (годы правления с 76 по 67 г. до н.э.), а также географических описаний Иудеи в Езд 2:1-67/Неем 7:6-69 и Неем 3 и списков городов в Нав 21 и 1 Пар 6 в ранний период правления Хасмонеев, может указывать, по мнению учёного, на редактуру ряда библейских книг, активную литературную работу, на сильное греческое влияние на иудейских авторов и книжников при Хасмонеях.
Доклад «Землетрясение в Книге пророка Амоса (1:1) и археология» проф. библеистики Вольфганга Цвикеля (Университет Иоганна Гуттенберга, Майнц) содержит анализ археологических данных о сильном землетрясении, которое произошлов VIII в. до н. э. и имело эпицентр, согласно исследованиям сейсмологов, в Ливане. На основании этого Цвинкель высказывает предположение, что основные разрушения произошли на севере Израиля и в Трансиордании (по свидетельству археологии, например, в Хацоре, в Дейр Алла), юг же Израильского царства и Иудейское царство пострадали незначительно. Землетрясение могло стать важнейшим фактором, давшим импульс активному строительству в Израиле. Так, царь Иеровоам II (1-ая пол. VIII в. до н. э.), видимо, воспользовался этими трагическими обстоятельствами, чтобы установить новые торговые связи с Севером своего царства и укрепить инфраструктуру для торговли в Израиле в целом.
Проф. религиоведения Сидни Кроуфорд (Университет Небраски в Линкольне, США) сделала сообщение на тему «Пещеры Кумрана: их функциональное разнообразие». В нём ученый выделила два типа кумранских пещер, где были найдены рукописи: естественные пещеры в известняковых скалах, прилегающие к Мёртвому морю, и рукотворные пещерные комплексы в виде террас в некотором отдалении от моря. Больше всего свитков, заключённых в кувшины, было обнаружено в пещерах первого типа. В докладе приводятся доказательства того, что известняковые пещеры долгое время использовались как библиотеки-хранилища рукописей, собиравшихся туда из различных поселений ессеев со всей Иудеи. После оборачивания тканью рукописи помещались в кувшины, которые затем обычно опечатывались. Пещеры второго типа – использовались для различных повседневных нужд, в частности, в качестве мастерских и временных спален и складов.
Аспирант кафедры религиоведения Бейлорского университета Кац Хайаши представил доклад на тему «Львы, быки и херувимы как маркеры священного в Храме Соломона и монументальной архитектуре Древнего Ближнего Востока». За основу построений докладчик взял недавние гипотезы о некоторой соотнесённости образов херувимов и быков между собой. (В частности, И. де Хулстер, делает попытку идентифицировать изображение божества бури (очень сходного с раннеизраильсикими представлениями о Яхве), восседающего херувимах в образе быка.) Несмотря на эти попытки, связь между херувимом и быком остаётся неясной. Автор доклада попытался выяснить отношения между херувимами и быками, анализируя текст 3 Цар 7:29, где говорится о том, что на подставках чанов для омовения жертвенных животных имелись образы львов, волов и херувимов (евр. – «керубим») и сопоставить с данными монументальной архитектуры и скульптуры на древнем Ближнем Востоке (а именно храм Айн-Дара, Ворота Иштар и ворота в Каркемише).
По археологии и эпиграфике культовых зданий и ритуальных принадлежностей, о религиозных обычаях в Израиле и других регионах Ближнего Востока было сделано много докладов на разных по направлению подсекциях. Особый интерес и вызвали следующие сообщения:
– Свидетельства греческого и ближневосточного типа религиозности, соседствующих в надписях Marmarini (Фред Найден, Университет Северной Каролины в Чапел Хилл, США);
– “И чародеи у них, как у Филистимлян!” (Ис 2:6) Новый анализ культовой и ритуальной архитектуры южного Леванта (Мадлин Харрис-Шобер, Мельбурнский университет, Австралия);
– Божественная двойственность: Возвратится ли милость подлинной “Госпожи Библоса”?» (Михаэль Шталь, Конверс колледж, США)
– Религиозный культ в Тель Абель Бет Мааках периода Раннего железного века (израильско-американская группа исследователей, Еврейский университет Иерусалима и Азусский университет, США)
Значительная часть докладов по позднеантичной и раннесредневековой археологии была связана с церковно-исторической тематикой. В частности, проф. религиоведения Дэниэл К. Браунинг (Университет Южного Миссисипи), представил доклад «Места, связанные со столпничеством в горной части Киликии”, в котором показал, что «вопрос происхождения христианской практики молитвенного стояния на столпе, зародившейся в византийской Сирии, пока не получил окончательного решения». В частности, гипотеза о возникновении столпничества из «сидения фаллобатов Иераполя, описанных Лукианом Самосатским в сочинении «Сирийская богиня» пока остаётся весьма дискуссионной. Однако недавние археологические находки в горных районах Киликии (юг Турции) показывают, что, как и в Сирии, язычество там сохраняло сильное влияние до конца поздней античности, и это, по мнению учёного, коррелирует с широким распространением мест в горной Киликии, где практиковалось столпничество.
Кроме того, христианской тематике были посвящены следующие доклады: «Паломнические граффити и священная экономика паломничества в Сиро-Палестинском регионе периода Поздней Античности»; «Соприкосновение христианства и мусульманства на Синайском полуострове в VII-VIII вв.», «Гендер, археология и паломничество в Поздней Античности», «Трапезы в церкви: хлебные печи в церковных комплексах как индикаторы социальных изменений в VII в. на Кипре», и т. д.
Две тематические секции форума полностью были посвящены археологии исламских обществ раннесредневекового Ближнего Востока. Здесь, в частности, прозвучали следующие доклады:
– К пониманию средневековой структуры исламского общества в северо-восточной Иордании: новые находки в Умм эль-Джималь и окрестностях» Элизабет Осигна, независимая исследовательница);
– Байат аль-Макдис – Иерусалим VII века: святилище для “людей книги”, или эль-Аль эль-Китаб (Биатрис Ст. Лорент, Бриджуотерский государственный университет, США);
– Археологические раскопки и исследования ранне-исламского периода в аль-Синнабра (Бет-Йерах) (израильско-американская исследовательская группа, Чикагский и Еврейский университеты), и др.
В рамках работы разных секций были представлено несколько отчётных групповых докладов по итогам археологических раскопок в странах Ближнего Востока и Южной Европы в 2017-2018.
Ассоциация американских школ востоковедения (American Schools of Oriental Research, ASOR) – это общественная организация, миссия которой заключается в инициировании и поддержке исследований и распространение знаний об истории и культуре Древнего и средневекового Ближнего Востока и средиземноморского региона с древнейших времен. Основано в 1900 г. при содействии университетов Гарварда, Принстона, Йеля... Более века спустя ASOR объединяет деятельность в области археологии более 70 консорциумов, включая университеты, семинарии, музеи, фонды и библиотеки США и ряда других стран. Общество насчитывает более 1800 постоянных членов.
27.11.2018