RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2024

Январь (17) Февраль (21) Март (21) Апрель (22)
Май (23) Июнь (20) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (23) Ноябрь (14) Декабрь (0)

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Россия на карте Востока

Летопись

21 ноября 1472 в Москву из Рима прибыла византийская принцесса София Палеолог

21 ноября 1884 В.Н. Хитрово писал М.П. Степанову о небрежной работе почты под началом РОПиТа

21 ноября 1897 состоялись первые палестинские чтения Новгородского отдела ИППО

Соцсети


В Музеях Ватикана откроется выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича»

Дионисий. Распятие. 1500. Государственная Третьяковская галерея19 ноября 2018 года в Риме в Музеях Ватикана состоится открытие выставки «Русский путь. От Дионисия до Малевича», которая станет ответом на масштабный проект из Музеев Ватикана, который был открыт осенью 2016 года в Третьяковской галерее. Никогда ранее Музеи Ватикана не выдавали в другие музеи из постоянной экспозиции одновременно столь значительное число выдающихся произведений XII–XVIII веков.

Ответная выставка Третьяковской галереи будет представлена в Крыле Карла Великого – галерее колоннады Бернини базилики Святого Петра. Основную часть экспонатов составят шедевры русской живописи из коллекции Третьяковской галереи. Ряд важных работ предоставляют другие музеи России.

Состав: 54 экспоната - иконопись XV-XVII веков, живопись второй половины XIX - первой трети XX века, 1 скульптурное произведение.

Собрания: Государственная Третьяковская галерея - 47 произведений; российские музеи (Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Государственный Русский музей, Ивановский областной художественный музей, Нижегородский государственный художественный музей, Пермская государственная художественная галерея, Устюженский краеведческий музей, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева) - 7 экспонатов.

Куратор, автор концепции и экспозиции: Аркадий Ипполитов (Государственный Эрмитаж)
Куратор раздела "Древнерусское искусство": Татьяна Самойлова
Куратор раздела "Живопись XIX-XX веков": Татьяна Юденкова
Дизайн экспозиции: Сергей Чобан, Агния Стерлигова

Экспозиция в Риме задумывалась как достойный ответ на щедрый жест Музеев Ватикана. Организаторы поставили перед собой амбициозную задачу - подготовить проект, не менее значимый по своему художественному уровню и общественному звучанию, чем московская выставка. Он должен стать духовным и культурным посланием России центру западного христианского мира. По замыслу куратора, выставка посвящена своеобразию русского художественного менталитета и делает главный акцент на преемственности традиций, на внутренних, глубинных связях иконописи и русского реализма XIX века. Была разработана оригинальная и во многом новаторская концепция проекта, отобраны экспонаты исключительной образной наполненности и художественной ценности.

Третьяковская галерея впервые расстается одновременно со столь значительным корпусом работ из своей постоянной экспозиции. Эти знаменитые произведения ранее демонстрировались на различных выставках, но в таком контексте и таком составе никогда еще не показывались.

В развеске произведений было решено отказаться от хронологического принципа. В выставочном пространстве вступают в диалог две историко-культурные традиции: древнерусское искусство и живопись второй половины XIX - первой трети XX века. На примере представленных работ (икон и живописных полотен) эти мощные традиции русского искусства соединяются. Идея выставки - показать их родство, которое оказалось неискоренимым, несмотря на разрыв культурных связей во время правления Петра I; провести сопоставления по принципу неожиданных, но очевидных аналогий, обнаруживая, что русское искусство не два разных и чуть ли не противостоящих друг другу этапа, но единое целое.

В экспозиции выстраиваются связи, которые незримо существовали: чему-то художники следовали сознательно, а что-то в их произведениях возникало неосознанно, через впитанные с детства "культурные коды". Идея выставки воплощается на примере главнейших произведений русского искусства, посвященных как современным, так и евангельским сюжетам - и те и другие так или иначе поднимают вопросы мировоззренческого характера.

Начиная с картины Александра Иванова "Явление Христа народу" русское искусство берет на себя миссию переосмысления значения изобразительного искусства и его роли как одного из духовных инструментов в освоении мира, осознании бытия. Во второй половине XIX века, в эпоху позитивизма, богоборчества и богоискательства, глобальных трансформаций, происходивших в культуре и обществе, отход от церкви части русской интеллигенции позволял осмыслять евангельскую проблематику с определенной дистанции. Образы Священного Писания помогали найти ответы на актуальные вопросы времени - самостоянье человека в мире, его взаимоотношения с Богом, поиски смысла существования, размышления о жизни и смерти.

На выставке органично соединятся древнерусская иконопись и произведения XIX века. "Явление Христа народу" (1836 - не ранее 1855, ГРМ, малый вариант одноименной картины, находящейся в ГТГ) Александра Иванова располагается рядом с иконами "Крещение" и "Преображение" и вступает в диалог с висящей напротив "Троицей" Паисия. "Неутешное горе" Ивана Крамского оказывается напротив иконы "Не рыдай Мене, Мати", а его же "Христос в пустыне" - рядом с "Христом в темнице", деревянной скульптурой XVIII века из Перми. "Всюду жизнь" Николая Ярошенко соседствует с "Богоматерью Киккской" Симона Ушакова, вторя формату и колориту иконы и - в каком-то смысле - ее ритмической композиции. Сольвычегодская икона "Видение Евлогия" помещается напротив картины "Над вечным покоем" Исаака Левитана, а "Страшный Суд" XVI века - рядом с "Черным квадратом" Казимира Малевича. Завершается выставка "Несением креста" Михаила Нестерова и иконой XVI века "О Тебе радуется", воплощающей дух русской соборности, духовного единения всего народа в церкви и мирской жизни.

Среди других "главных картин" русского искусства, которые покидают стены Третьяковской галереи и отправляются в Музеи Ватикана, - "Не ждали", "Крестный ход в Курской губернии" и "Перед исповедью" Ильи Репина, ""Тройка". Ученики-мастеровые везут воду" и "Утопленница" Василия Перова, ""Что есть истина?" Христос и Пилат" и "Голгофа" Николая Ге, "Демон (сидящий)" Михаила Врубеля, "Троица" Наталии Гончаровой, "Москва. Красная площадь" Василия Кандинского, "Купание красного коня" и "1918 год в Петрограде" Кузьмы Петрова-Водкина.

Портрет на выставке будет только один - исполненный Василием Перовым "Портрет Ф.М. Достоевского", многое определяющий в русской культуре. Очевидны не только композиционные, но и смысловые аналогии этого образа с "Христом в пустыне" Ивана Крамского. На выставке можно найти типично русские образы - священника, пустынника, юродивого, странника, без которых также невозможно понять духовный путь, который прошла русская культура. Выявленные внутренние связи произведений разных эпох представляются очень важными и послужат толчком для дальнейшего осмысления отечественного искусства.

Выставка открыта для посетителей с 20 ноября 2018 по 16 февраля 2019 года, Крыло Карла Великого, Музеи Ватикана.

Музеи России

12.11.2018

Тэги: Ватикан, выставка, ГТГ, изобразительное искусство, Евангелие в живописи

Ещё по теме:

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19) Май (29) Июнь (18)
Июль (19) Август (12) Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)