RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (15) Ноябрь (0) Декабрь (0)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (28) Июнь (24) Июль (18) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Анонсы

22 октября

Лекция «Монументальная живопись Византии: от поздней античности до династии Палеологов», Москва

24 октября

Лекция «Архиепископская капелла и Арианский баптистерий», Москва

24 октября

Лекция «Средневековые фрески и древние иконы в храмах и монастырях греческих островов», Москва

5 ноября

Лекция «Византийская иконопись: истоки и эволюция», Москва

7 ноября

Лекция «Базилика Сант-Аполлинаре Нуово», Москва

19 ноября

Лекция «Византийская книжная миниатюра: особенности декорации византийской книги», Москва

21 ноября

Лекция «Церковь Сан-Витале», Москва

24-25 ноября

Конференция «Врата Цареграда: Константинополь в истории и культуре славян», Москва

до 30 ноября

Сбор текстов для сборника, посвященного наследию свт. Григория Богослова

3 декабря

Лекция «Декоративно-прикладное искусство Византии: виды, материалы, эпохи», Москва

5 декабря

Лекция «Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе», Москва

Россия на карте Востока

Летопись

24 октября 1918 Совет Коммун предложил Академии наук принять Палестинское общество в свое ведение

25 октября 1950 написали заявление о вступлении в РПО член-корр. А.И. Якубовский и д.и.н. Н.В. Пигулевская, редактор 24-х Палестинских сборников

26 октября 1950 академик В.В. Струве и член-корр. П.В. Ернштедт написали заявление о вступлении в РПО

Соцсети


В Петербурге открылась выставка русской храмовой скульптуры «Христос в темнице»

Петербургский Манеж открыл выставку «Христос в темнице», которая представляет деревянную религиозную скульптуру из 14 музеев России. Храмовая скульптура из дерева — крупное явление в русском искусстве, которое наравне с иконами и произведениями декоративно-прикладного искусства входило в художественные ансамбли церквей и часовен.




Выставка посвящена достаточно редкому, но важному в православной иконографии сюжету – «Христос в темнице» («Спас Полунощный») — заточению Иисуса Христа, подвергнутого поруганию и ожидающего восхождения на Голгофу. Страждущий Христос изображался сидящим, с терновым венком на голове и, чаще всего, с прижатой к щеке правой рукой. 

Деревянная скульптура на эту тему появилась в России сравнительно поздно, в XVII веке, и получила распространение в следующих двух столетиях. Первые скульптурные изображения Христа в темнице были выполнены белорусскими резчиками, работавшими для патриарха Никона. В Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря под Москвой, который создавался наподобие храма над Гробом Господним в Иерусалиме, рядом с Голгофским приделом была устроена «темничка», куда поставили такую скульптуру.

Храмовые скульптуры («иконы резные, или истесанные, издолбленные, изваянные») периодически оказывались под запретом. Тем не менее, в провинции, в отдаленных от столицы местах, их не уничтожали. Создание киотов-темниц внутри храмов завершилось в первой половине XIX века. Возникшие под европейским влиянием, они связаны с народной культурой. Широкую известность получили так называемые «пермские боги», в характерных позах, с выразительными лицами, причудливо сочетающие европейскую стилистику с азиатским характером.

В пространстве Манежа показывают более 30 скульптур середины XVII— начала XIX веков.

В проекте участвуют: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Пермская государственная художественная галерея, Моршанский историко-художественный музей, Переславль-Залесский музей-заповедник, Музей истории религии, Тотемское музейное объединение и другие музеи.

Куратор проекта - Семен Михайловский, ректор Петербургской Академии художеств, Комиссар павильона России на Венецианской биеннале.

Выставка сопровождается циклом лекций. С 21 января по 10 февраля экскурсии по экспозиции будут проходить ежедневно - по будням в 12:00 и 18:30, в выходные в 12:00 и 16:00.

На экскурсии по выставке можно будет узнать об истории распространения скульптурного изображения «страдающего» Христа, связи русского жанра с иконографической традицией, возникшей в Западной Европе, а также познакомиться с особенностями его развития в разных регионах России. В контексте выставки мы поговорим и о формировании феномена русской деревянной скульптуры, и о дереве как материале для произведений искусства Древней Руси.

Вход на экскурсии по билету на выставку. Необходима предварительная регистрация.

Выставка открыта до 10 февраля, после чего она будет представлена в одном из соборов Италии.

Адрес: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 1.

Фото: пресс-служба Манежа 

СМИ о выставке:


25.01.2019

Тэги: церковное искусство, выставка, Санкт-Петербург

Ещё по теме:

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27) Май (15) Июнь (18)
Июль (23) Август (22) Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)