Мамврийский дуб на русском подворье в Хевроне уступил место новой поросли
Мамврийский дуб. Фото из соцсетей
Вчера в социальных сетях появилось сообщение, что засохший остов Мамврийского дуба на русском подворье святых Праотцев в Хевроне, почитаемого как место явления Святой Троицы патриарху Аврааму, упал, не повредив при этом молодой побег.
Пресс-служба Русской духовной миссии в Иерусалиме опубликовала на официальном сайте миссии сообщение о том, что "производится постепенное освобождение ствола старого дерева от отмерших частей, препятствующих росту молодых побегов". И это является продолжением "плановых работ по сохранению святыни, начатых под руководством специалистов ведущих российских НИИ".
В 2009-10 гг. специалисты ведущих российских институтов, таких как Национальный научный центр РАН «Никитский ботанический сад», Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет и Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, провели ряд мероприятий по консервации ствола дуба и дали рекомендации, целью которых было замедлить необратимый процесс разрушения древесины.
К сожалению, необратимые процессы невозможно повернуть вспять, время взяло свое, ствол Мамврийского дуба, судя по фотографии, подломил подпорку и рухнул, бесповоротно изменив свои привычные в течение последних лет очертания.
Русская духовная миссия обещает обеспечить бережное сохранение частей дуба для истории. В скором времени собранные части древнего дерева будут доступны для паломников в храме подворья святых Праотцев. А затем планируется ствол воссоздать, законсервировать специальными составами и выставить в особом стеклянном футляре, защищающем от осадков и солнечных лучей, рядом с молодыми деревцами, один из которых выращен из желудя старого исполина, а другой растет от его корня.
Так сохраняет, например Иерусалимская православная церковь засохший ствол древней смоковницы, почитаемой как дерево Закхея, рядом с монастырем пророка Елисея.
Весть о том, что Мамврийский дуб обломился, некоторые апокалиптически направленные источники преподнесли как одну из примет приближающегося конца света, цитируя некое предсказание, что конец света наступит, когда перестанет сходить Благодатный огонь, засохнет Мамврийский дуб и Иордан повернет вспять.
Стоит отметить, что подобная трактовка естественного события не имеет ничего общего с историей Святой Земли и историей почитания священных реликвий.
Если обратиться к историческим источникам, то можно убедиться в том, что многие священные символы имеют двойников у различных религий и конфессий, располагаясь в разных местах. Это относится и к Мамврийскому дубу или дубу Авраама.
В первом тысячелетии н.э. паломники и путешественники называли местом нахождения священного дуба несколько иное место, тоже недалеко от Хеврона. Описывали, что над деревом, изувеченном многочисленными паломниками, отрывающими кусочек веток или ствола себе на память, был построен храм. Это подтверждается археологическими исследованиями. Игумен Даниил, побывавший на Святой Земле в XI веке, описывал вполне здоровое красивое дерево вне храма. После XV века начинается традиция почитания дуба Авраама мусульманами примерно на том месте, которое в 1868 году приобрел начальник Русской духовной миссии архимандрит Антонин (Капустин) и ныне располагается монастырь святых Праотцев.
Дуб Авраама, Хеврон. Гравюра 19 в.
Подпись: Илекс
или вечнозеленый каменный дуб. Зимой 1850 года одна из нижних ветвей
была сломана сильным снегопадом. Она была разрезана на бревна и
доставлена в Иерусалим: перевозка осуществлялась с помощью семи
верблюдов; одно бревно было отправлено в Англию.
Молодой дуб растет справа
Вскоре после покупки дуб начал постепенно засыхать, а после 1996 года листья на ветвях вечнозеленого сорта дуба больше не появлялись. Ствол с уже отвалившимися ветвями не подавал признаков жизни. Но вскоре из посаженного рядом с ним желудя принялся новый сеянец, а потом поднялся и прикорневой отросток. Сейчас оба молодых дубка набирают силу, а, значит, традиция почитания Святой Троицы под их сенью продолжится и далее. В вопросах веры важен символический прообраз, а не точные координаты того или иного святого места.
Что касается возраста засохшего дерева, то еще в XIX веке ученые-ботаники определяли его в 300 лет. Современные российские исследователи также считают, что этот дуб, конечно же, не растет со времен Авраама 5 тысяч лет, а является порослевым отростком, и уже не первым по счету.
Теперь его образ с характерным стволом, разделившимся на три части, станет частью истории, запечатленной на рисунках и фотографиях.
См. на нашем сайте:
- Мамврийский дуб
- Мамврийский дуб: археология святыни. Алексий (Елисеев)
- Мамре приключения «Авраамова дуба». Л.А. Беляев
- Путешествие дуба Авраама. М.М. Руссо
11.02.2019
Ещё по теме: