RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2024

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Анонсы

30 марта

Лекция «Образ святого Димитрия Солунского в византийском и древнерусском искусстве», Москва

30 марта

Лекция «Неделя Торжества Православия», Москва

31 марта

Лекция «Земная жизнь Христа», Москва

3 апреля

Лекция «Закат Древней Руси и образ Христа», Москва

6 апреля

Лекция «Святые Великого поста», Москва

13 апреля

Лекция «Середина Великого поста – Крестопоклонная неделя», Москва

13-15 апреля

55-й весенний симпозиум по византийским исследованиям, тема «Правосудие в Византии», Великобритания

14 апреля

Лекция «События Страстной недели», Москва

20 апреля

Онлайн-конференция «Священные дни в раннем и средневековом христианстве», Крит

28 апреля

Лекция «Воскресение и Страшный суд», Москва

18 мая

Лекция «Салоники – город византийских храмов», Москва

3-4 июня

Конференция «Князья, иерархи и люди Древней Руси между властью, повседневностью и храмом», Санкт-Петербург

Россия на карте Востока

Летопись

29 марта 1885 В.Н. Хитрово на заседании Совета ИППО предложил ходатайствовать о вербном сборе в пользу Палестинского Общества

29 марта 1885 решено открыть в Назарете женскую школу ИППО с позволения Иерусалимского Патриарха

29 марта 1898 открыты Енисейский, Подольский, Костромской отделы Палестинского Общества

Соцсети


Книга прот. Алексия Ястребова рассматривает византийский аспект в теме русско-венецианского взаимодействия при Петре I


Ястребов Алексий, протоиерей. Русско-венецианские дипломатические и церковные связи в эпоху Петра Великого. Россия и греческая община Венеции.
М.: Изд-й дом «Познание», 2018. – 394 с.: ч/б илл. ИС Р18-805-0192. ISBN 978-5-906960-32-0

Книга протоиерея Алексия Ястребова посвящена интереснейшей теме русско-венецианского культурного взаимодействия. На богатом историческом материале, собранном в архивах и библиотеках России, Греции и Италии, автор исследует развитие различных аспектов тесных дипломатических связей между Россией и Венецией. Эрудиция и объем труда автора книги поразительны! Особое внимание он уделяет тому беспримерному упорству и мужеству, с которым православные греки-венецианцы боролись за сохранение своей веры и национальной идентичности.

Этот сложный процесс взаимодействия включал в себя трех равнозначных партнеров: греческую диаспору (искавшую спасения после того, как турки уничтожили Константинопольскую империю), центральную католическую власть (папский престол) и российскую сторону. Отношения между ними были неоднозначными и многоуровневыми, поскольку каждая из сторон преследовала свои цели, определенные политическими реалиями и целесообразностями. На протяжении нескольких столетий греки были посредниками между политическими властями Венеции и русскими купцами, посланниками, дипломатами. Зародившись еще в XV веке, контакты между греками Республики Святого Марка и Россией наиболее активно развиваются на рубеже XVII и XVIII столетий. Будучи носителями культурной и религиозной традиции византинизма, греки стремились стать незаменимыми для России. Единоверные с православной Россией, они веками мечтали об освобождении исторической Эллады от османского гнета, и русский штык подходил для этого как своего рода идеальный инструмент в руках конфессионально близкого бойца. Войти в Константинополь «на острие русских штыков» (подобные проекты озвучивались не раз), создать православное царство под эгидой русского православного царя – эти мысли надолго осели в сознании венецианских греков. В XVIII веке, особенно в период правления Петра I, их ожидания достигли апогея. Этому способствовало, в частности, и то, что русский царь привлек на службу венецианских греков, дабы с помощью их знаний проводить в России реформы в военной, медицинской и церковной сферах. Именно при Петре I защита православных греков Венецианской республики была одним из направлений внешней политики русского самодержца.

Однако мечтам грекам суждено было сбыться значительно позже.

Интересы католических властей Венецианской республики лежали преимущественно в прагматическом русле, но и они использовали гибкую политику в отношениях с греками, часто вступая в конфликт с официальным Римом.

Исследование протоиерея Алексия Ястребова убедительно подтверждает мысль, что Восток и Запад Европы могли найти взаимопонимание в рамках одного цивилизационного поля. Такие «разнонаправленные» политические силы, как Россия и Венецианская республика нашли соединительный узел в лице греков, подданных последней. Греческая диаспора в Венеции, этой «христианке по рождению», не только сохраняла духовное наследие «Империи теплых морей», но и щедро делилась им с Россией. Католическая же Европа для торговой и политической выгоды пользовалась услугами своих подданных-греков для налаживания контактов с обновляющейся Россией. Она и сама ранее пыталась «перенять» элементы поверженной Византийской империи, правда, удалось ей это лишь в одностороннем плане, посредством вещественных памятников культуры. Однако благодаря этому общему корню Россия и Венецианская республика в значительной степени оставались союзниками в борьбе с Оттоманской империей.

Труд автора обретает дополнительное значение, поскольку вводит в научный оборот новые материалы, опубликованные на двух языках. Неудивительно, что книга была отмечена дипломом 2-й степени церковного конкурса изданий «Просвещение через книгу».

Отметим также, что протоиерей Алексий Ястребов в 2011 году стал лауреатом премии митрополита Макария за книгу «Святыни Венеции. Православный историко-художественный путеводитель по базилике Святого Марка и церквям города».

Ольга Вострикова

Издательский совет РПЦ

13.02.2019

Тэги: византийское наследие, российско-греческие связи, международные контакты, межхристианские отношения, книгоиздание и периодика

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27) Май (15) Июнь (18)
Июль (23) Август (22) Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)