На выставке в ГМИРе представлены фотографии из «палестинской коллекции» ИППО
Выставка "Вера в объективе", представляющая более семидесяти уникальных фотографий из собрания Музея истории религии, открылась 28 февраля, - сообщает ИА "Вода живая". Она посвящена 180-летию изобретения фотографии, которое отмечается в нынешнем году. Фотографическое собрание музея насчитывает более 30000 единиц хранения. Для выставки отобраны экспонаты, имеющие интересную тематику или историю, сделанные известными фотографами или в редких техниках.
"Собирание коллекции фотодокументов, касающихся религиозной жизни, было заложено еще при создании музея в 1932 году, - рассказал корреспонденту ИА "Вода живая" хранитель фототеки ГМИРа Петр Федотов. - Основатель музея и первый его директор, выдающийся российский антрополог Владимир Богораз-Тан, рассматривал религию как универсальный феномен человеческой культуры, который необходимо показывать в конкретных проявлениях. Фотографии идеально подходили для этой цели, поэтому музей начал собирать их. Часть фотографий были получены от других организаций, часть собраны сотрудниками музея. За каждой представленной фотографией стоит определенная коллекция, которая включает десятки, а иногда и сотни фотографий".
Многие экспонаты, прежде чем быть представленными на выставке, прошли серьезную подготовку. В частности, альбуминовые фотографии, не наклеенные на паспарту, имеют свойство скручиваться, подготовить их для выставки стоило немалого труда. Примерно пятнадцать фотографий, имевших различные дефекты - разрывы, загрязнения, - прошли реставрацию. Сканированных изображений на выставке нет, представлены только оригинальные отпечатки. По словам хранителя, сейчас фототека музея пополняется достаточно редко - это связано с переходом на цифровую фотографию. В коллекцию музея принимают только снимки, имеющие какие-либо дополнительные достоинства: на них отражены уникальные события, есть автографы изображенных людей.
Дамасские ворота Иерусалима. Джеймс Робертсон. 1857 г.
Фото из "палестинской коллекции" ИППО, инв. № П-2250
Экспозиция разделена на два раздела. В первом представлены фотографии из т.н. "палестинской коллекции", собранной Императорским Православным Палестинским Обществом. Среди них снимки, созданные коммерческими фотографами на Ближнем Востоке во второй половине XIX века, а также фотографии, запечатлевшие деятельность ИППО: строительство церквей, помощь паломникам, создание сети учебных заведений, экспедиции. "Коллекция ИППО имеет мировое значение, - рассказывает Петр Федотов. - После 1917 года она перешла в ведение Академии истории материальной культуры, затем передана в Институт востоковедения АН, а в 1939 году ее передали в недавно открывшийся Музей истории религии. Самые ранние снимки относятся к 1850-м годам, то есть прошло всего десять лет после возникновения фотографии. Помимо фотографий Ближнего Востока Палестинское общество в 1913-1914 годах собрало более 2700 фотографий храмов и приделов в различных епархиях России, посвященных святителю Николаю: в Бари планировалось построить подворье с гостиницей для паломников, а при нем создать музей, рассказывающий о почитании святителя Николая и - шире - о России и православии".
Во втором разделе собраны фотографии из коллекции Государственного музея истории религии, Центрального антирелигиозного музея в Москве и других советских учреждений, посвященные различным религиям и культовым практикам. Помимо мировых религий они рассказывают о деятельности различных сект, небольших религиозных сообществ - в частности, есть фотографии, посвященные жизни общины братца Иоанна Чурикова.
Представлены на выставке и различные факты советской борьбы с религией: афиши антирелигиозных вечеров и съездов безбожников, разрушение и перестройка храмов; так, запечатлены дореволюционный облик храма святителя Николая и мученицы царицы Александры (Путиловского) и вид, который здание приобрело, когда было переделано под клуб. В музейном собрании много фотографий, посвященных реставрации Казанского собора в 1950-1960-е годы, что неудивительно: в то время в недействующем храме и размещался Музей истории религии.
Наибольший интерес для православного зрителя представляют фотографии, свидетельствующие о религиозной жизни православной России в течение ХХ века. Вглядываясь в фотографию 1918 года, выполненную в фотоателье братьев Булла, мы видим будущих святителей и священномучеников: Патриарха Тихона, митрополита Вениамина, протоиерея Философа Орнатского. На этом снимке много людей, имена которых до нас не дошли, но понятно, что судьба каждого запечатленного была трагической. А вот совсем другие времена - 1970 год, похороны Патриарха Алексия I: на фото запечатлены митрополиты Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков) и Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер); двое последних - будущие патриархи Московские и всея Руси. Меньше чем через двадцать лет закончатся гонения на Церковь, и двое их трех запечатленных архиереев до этого времени доживут, но пока ни о каких изменениях не подозревают.
Выставка продлится до 2 апреля.
***
19 августа 1839 г. на сессии Академии наук и Академии изящных искусств Франции была представлена технология создания фотографического изображения – эта дата стала днём рождения фотографии. Патент на изобретение был приобретён у автора, французского художника Луи Дагера, и преподнесён в дар всему человечеству. Дагер оказался наиболее известным и удачливым изобретателем, однако, и другие его современники параллельно проводили в это же время похожие изыскания – Уильям Талбот, Джон Гершель, Ипполит Байяр.
В составе собрания Государственного музея истории религии за 80 лет его существования сформировалась интересная и не имеющая аналогов коллекция фотографий. Она выделена в отдельный фонд «Фототека» и включает в себя ценный, но чрезвычайно чувствительный к воздействию временем и светом документальный материал – датированные 1850 – 1990 гг. фотоснимки, выполненные в разных техниках и отпечатанные в различных размерах. Фотографическое собрание Музея можно с уверенностью охарактеризовать как уникальное. Его уникальность определяется не столько технико-технологическими особенностями или художественными достоинствами снимков, сколько их тематикой. Тематика фотографического собрания продиктована профилем Музея. Музей открыл двери для посетителей 15 ноября 1932 г. и видел свою миссию в показе религии как эволюционирующего во времени и принимающего различные типологические формы универсального феномена человеческой культуры. При этом, по словам первого директора и основателя Музея выдающегося российского антрополога В. Богораз-Тана, очень важно было «по возможности полно и многосторонне отразить конкретные исторические религии и религиозные организации». Одним из самых удобных и наглядных инструментов в решении последней задачи стала фотография, которая активно использовалась в первых экспозициях и временных выставках музея, где выступала не просто в роли вспомогательного иллюстративного материала, но служила подлинным фотодокументом, документальным источником визуальной информации большой научной и просветительской значимости. Выхваченные из динамично меняющейся реальности объективом фотоаппарата, на нас с пожелтевших снимков смотрят усталые паломники и вдохновенные харизматики, представители клира и строители нового атеистического общества, сибирские шаманы и арабы-пастухи, ныне утраченные памятники древнего культового зодчества и всемирно известные храмы и святилища, верующие в момент совершения религиозных обрядов и культовых действий. Собранные в одну коллекцию, фотографии из фондов Музея создают широкую и объёмную картину многообразия проявлений религиозной веры и духовного опыта человечества.
Из фотографического собрания Музея, насчитывающего более 30000 единиц хранения, для выставки отобраны наиболее репрезентативные, с точки зрения хранителя фонда, предметы, имеющие, интересную тематику или историю, в большинстве своем сделанные известными фотографами и в разных техниках. Каждая фотография – это уникальное послание из прошлого, своеобразный репортаж с места событий, свидетельство очевидца и взгляд современника.
Выставка разделена на два больших раздела.
В первом представлены фотографии, собранные Императорским Православным Палестинским Обществом и созданные коммерческими фотографами на Ближнем Востоке во второй половине XIX века, а также фотографии, запечатлевшие деятельность ИППО: строительство церквей, помощь паломникам, создание сети учебных заведений, экспедиции.
Второй раздел выставки – это коллекции фотографий, собранных Государственным музеем истории религии, Центральным антирелигиозным музеем (Москва), а также иными советскими учреждениями. В отличие от коллекции Императорского Православного Палестинского Общества, в которой по преимуществу были собраны фотографии, связанные с историко-культурным ландшафтом и религиозно-общественным развитием стран Ближнего Востока, данная часть фотографического собрания Музея хранит свидетельства многообразия духовно-религиозной жизни и идейной борьбы в России. Различные религии и культовые практики представлены в ней широчайшим спектром: от архаических верований до разных направлений христианства, ислама, буддизма, иудаизма, индуизма. Особое место в ней занимают документальные снимки, запечатлевшие представителей миноритарных религиозных сообществ, т.е. тех, кого в начале ХХ века было принято именовать русским сектантством, и нарождающуюся в 1920-1930-х гг. советскую обрядность и проявления советского атеизма.
05.03.2019
Ещё по теме:
- В ГМИР пройдет научный семинар «Коллекции Императорского Православного Палестинского общества в собраниях Санкт-Петербурга»
- В Армении откроется выставка фотографий «Армянские и русские святые места Иерусалима»
- В Тихвине демонстрируются фотографии Афона из дореволюционной коллекции ИППО
- В музее СПбДА представлена выставка, посвященная Афону
- ГМИР показывает природу Святой Земли на фотографиях 1850 - 1900-х гг. из коллекции Палестинского Общества
- ГМИР предлагает совершить путешествие по Святой Земле 1895-99 годов
- В ГМИР начала работу выставка «Русские учителя на Святой земле (1882-1914)»