RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (9)
Сентябрь (0) Октябрь (0) Ноябрь (0) Декабрь (0)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (28) Июнь (24) Июль (18) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (21)

2013

Россия на карте Востока

Летопись

21 августа 1847 назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме свт. Феофан Затворник

23 августа 1885 Священный Синод известил ИППО о разрешении производить "тарелочный сбор" в храмах в пользу Общества

26 августа 1890 В.Н. Хитрово в своем письме поздравляет директора учительской семинарии А.Г. Кезму с вступлением в брак и сообщает, что Совет ИППО с 1 сентября увеличивает его жалованье на 600 фр. в год

Соцсети


В Музее им. Рублева демонстрируется рукописное Евангелие 1531 года

Открытие выставки «Евангелие Исаака Бирева» состоялось 26 июля в Центральном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева (ЦМИАР). Экспозиция посвящена выдающемуся памятнику русского книгописания конца XV – первой половины XVI века и судьбе каллиграфа Исаака Бирева, который это Евангелие переписал в 1531 г., оставив свою подпись: «Письмо грешного инока Исаака Бирева». Это не первая «выставка одного памятника», которую устраивает ЦМИАР, но первая в череде экспозиций, которые Музей им. Андрея Рублева намерен проводить совместно с Российской государственной библиотекой (РГБ), в которой хранится коллекция рукописей Троице-Сергиевой Лавры.

В экспозиции представлен оригинал рукописи Евангелия, которая в свое время хранилась как особая драгоценность в ризнице Троице-Сергиевой Лавры, наряду с такими знаменитыми памятниками, как Евангелия Симеона Гордого, бояр Федора Кошки и Богдана Хитрово. В этом же зале демонстрируется фильм, который позволяет виртуально пролистать страницы Евангелия, рассмотреть миниатюры, инициалы, заставки. Два планшета подробно рассказывают о рукописном собрании Троице-Сергиевой Лавры и о судьбе Исаака Бирева. К открытию выставки приурочено издание иллюстрированного каталога с обширными научными статьями.

Автор каталожной статьи, куратор выставки Лариса Алехина, ведущий научный сотрудник, кандидат филологических наук рассказала на церемонии открытия, что перу Исаака Бирева принадлежат не менее 30 рукописей, однако имя этого «доброписца» известно пока лишь узкому кругу специалистов. Между тем, он был знаком с большинством преподобных того времени: иноческий чин принял в Кирилло-Белозерском монастыре от прп. Корнилия Комельского (сохранилась его подпись «Исак чернец, Корнилиев постриженик»), круг его общения составляли прп. Нил Сорский, Максим Грек, святители Иоасаф и Макарий. По словам куратора, «со своих первых шагов в монашестве Исаак воспринял взгляды заволжских старцев-нестяжателей, переписывал их сочинения».

Известно, что Исаак Бирев сотрудничал с известными книгописцами Гурием Тушиным и Михаилом Медоварцевым, был знаком с князем-иноком Вассианом Патрикеевым, переписывал труды прп. Максима Грека. Во время опалы на ученого греческого монаха это стало поводом для осуждения Исаака и других переписчиков за тиражирование еретических «хульных строк». 8 лет Бирев провел в заключении, однако после освобождения был поставлен настоятелем двух знаменитых столичных монастырей – сначала Симонова, а затем – Чудова в Кремле. Но высокий пост главы таких обителей не соответствовал призванию каллиграфа – Лариса Алехина отметила, что он был признан «нерадивым настоятелем», а вскоре его настигло новое обвинение: рукоположение его в сан архимандрита было сочтено неканоническим (он-де принял сан, не раскаявшись в ереси). Старец-писец был расстрижен и отправлен на покаяние в Нило-Сорскую пустынь – «в тот суровый край, где полвека назад он отрекся от мира». Вероятно, там же Исаак Бирев скончался, дата точно не установлена. Так совершился круг его судьбы, которая, по словам куратора выставки, «была втянута в стремительный водоворот русской истории XVI столетия».

Слева - первая миниатюра, изображающая евангелиста Матфея под трехлопастной аркой, опирающейся на витые колонны со сложными орнаментированными базами и капителями в виде двух баранов, обращенных головами в противоположные стороны. По золотому фону миниатюры наведен орнамент, сочетающий геометрические и растительные мотивы в плетении.
Справа - лист 13 с заставкой, инициалом К и ангелом — символом евангелиста Матфея.
Российская государственная библиотека, Москва, Россия
Евангелие Исаака Бирева [ф. 304, III, № 15 (8659)]

Несмотря на столь сложное, тревожное время, миниатюры, украшающие Евангелие, невероятно ярки и красочны, обратила внимание Лариса Алехина. В рукописи нет упоминания о том, кто ее украшал. Но высочайший уровень исполнения декоративного оформления рукописи с большой долей вероятности позволяет сказать, что над ним работали художники столичной мастерской, продолжила рассказ о памятнике сотрудник ЦМИАР Мария Яковлева. По ее словам, можно с определенностью назвать и адрес этой мастерской – это скрипторий в монастыре Николы Старого (иначе – Николо-Греческий, на Никольской улице), которым руководил выдающийся писец и знаменитый декоратор Михаил Медоварцев. Исследователи отмечают, что стилистически миниатюры Евангелия Исаака Бирева ориентированы на творчество знаменитого иконописца Дионисия и его сына Феодосия, но в них также заметны значительные следы заимствований из западноевропейской живописи. Исполненная на высочайшем уровне орнаментика восходит к западноевропейскому гравированному «Большому алфавиту» Израэля ван Мекенема. Важно подчеркнуть, что, помимо традиционных четырех миниатюр с изображением евангелистов, рукопись содержит миниатюру «Проповедь Иисуса Христа в Назарете» – в истории русского книгописания она стала первой иллюстрацией евангельского текста. Исследователи рукописи отмечают также, что ее полууставное письмо было положено в основу московских кириллических шрифтов первопечатных книг – анонимной типографии 1550-х гг. и изданий Ивана Федорова.

Завершая презентацию экспозиции, сотрудники ЦМИАР выразили надежду, что она даст толчок для поисков новых материалов по истории средневекового русского книгописания.

Выставка открыта для посетителей до 25 августа. Вход свободный.

Благовест-инфо

31.07.2019

Тэги: Музей им. А.Рублева, выставка, Библия и Евангелие, манускрипты и старинные книги, история Руси

Ещё по теме:

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27) Май (15) Июнь (18)
Июль (23) Август (9) Сентябрь (0) Октябрь (0) Ноябрь (0) Декабрь (0)