RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2024

Январь (17) Февраль (21) Март (21) Апрель (22)
Май (23) Июнь (20) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (23) Ноябрь (14) Декабрь (0)

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Россия на карте Востока

Летопись

21 ноября 1472 в Москву из Рима прибыла византийская принцесса София Палеолог

21 ноября 1884 В.Н. Хитрово писал М.П. Степанову о небрежной работе почты под началом РОПиТа

21 ноября 1897 состоялись первые палестинские чтения Новгородского отдела ИППО

Соцсети


ГМИР представил выставку «На пороге Рождества: история и персонажи Рождественского вертепа»

10 декабря в Государственном музее истории религии открылась выставка «На пороге Рождества: история и персонажи Рождественского вертепа», посвященная одному из важнейших христианских праздников – Рождеству и истории создания самого популярного атрибута рождественских торжеств - вертепа. На выставке экспонируются европейские вертепы конца XIX – начала XX вв., итальянская и русская живопись начала XVII – начала XX вв., иконы, майолика, открытки, фотографии.


События Рождества изложены в евангельском повествовании, согласно которому во время переписи населения Иосиф и Мария отправились в город Вифлеем. Там у Марии родился младенец Иисус, которому пришли поклониться сначала пастухи, а затем мудрецы-волхвы. В Евангелиях упоминается лишь момент, когда Христос после своего рождения был положен в ясли – кормушку для скота, из-за того, что Мария с Иосифом не смогли найти приют в городе. Евангельское повествование постепенно дополняется деталями, взятыми из апокрифической литературы. Так в рассказе появляется пещера, в которой укрываются на ночь Мария с Иосифом. С образом пещеры и связано слово «вертеп», которое первоначально означало «овраг, ущелье» и лишь позднее стало употребляться только в значении «пещера». Но в некоторых странах, например, в Англии, вертепная композиция, которая устанавливается в домах по случаю Рождества, именуется «Рождественской сценой» или «Местом Рождества», в Германии она носит название «Рождественские ясли», в Италии - «Ясли».


Традиция сооружения рождественских вертепов изначально возникла в русле Западного христианства и ее основателем был Франциск Ассизский. Согласно преданию, святой Франциск в 1223 году в итальянском местечке под названием Греччо на праздник Рождества создал первый вертеп. Опираясь на Евангельскую историю и на свое впечатление от недавно посещенного города Вифлеем, Святой Франциск нашел там пещеру и, соорудив подобие яслей, постелил туда солому. Также в это место были приведены животные, которые стояли у яслей божественного Младенца: бык и осел. Там же была совершена Рождественская праздничная месса. Традиция сооружения вертепов стала быстро распространяться по Италии, стремительно трансформируясь: на смену «живой» сцены приходят многофигурные композиции, сделанные из терракоты, дерева и других материалов. Вертеп уменьшается в размерах и распространяется в европейских странах. В Россию Рождественские вертепные скульптурные композиции стали проникать в конце XVII –начале XVIII вв. В зависимости от размеров вертепа количество персонажей могло варьироваться. Бессменными фигурами являются Мария и Младенец Христос. Иосиф обычно присутствует, но бывают и исключения. Минимальный по композиции вертеп включает в себя Деву Марию, Иосифа и Младенца Иисуса, в композицию средних размеров добавляются пастухи, волхвы, ангел, возвестивший о Рождестве, а также вол и ослик. Большие вертепные композиции могут включать в себя как расширенный круг лиц (слуги волхвов, фигурки, изображающие современников и др.), так и фигурки различных животных (кошек, собак, лошадей и проч.). Само место действия по причине отсутствия его описания в Евангелиях, может трактоваться либо как пещера, либо как хлев или подобие сарая. В центре композиции всегда находятся ясли с новорожденным Христом, а движение всех остальных персонажей строится вокруг этой фигуры.

На выставке посетители смогут увидеть домашние Рождественские праздничные вертепы, выполненные из различных материалов: от бумаги и картона до керамики и дерева. Если домашний вертеп – это небольшая по своему объему композиция, то вертепы, устанавливаемые внутри храмов, могут достигать внушительных размеров, а высота их фигур соотноситься с высотой человеческого роста.

Дополнят выставку марки из разных стран середины XX в. и почтовые поздравительные открытки, вошедшие в обиход в конце XIX в., ведь люди всегда старались поделиться своей праздничной рождественской радостью со своими знакомыми в письмах.

Одним из самых удивительных экспонатов является входной билет с программой на детский праздник «Елка», который проводился 29 декабря 1921 г. (11 января 1922 г.) при Эстонской Исидоровской церкви в Петрограде. Репертуар детских рождественских праздников включал в себя как общеизвестные духовные гимны, так и авторские песни, описывающие сцену Рождества – одного из центральных евангельских событий.

Выставка продлится до 21 января 2020 года.

Фото: Юлия Радкевич / spbdnevnik.ru

Пресс-служба Государственного музея истории религии

11.12.2019

Тэги: ГМИР, выставка, Рождество Христово, история христианства, вертеп

Ещё по теме:

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27) Май (15) Июнь (18)
Июль (23) Август (22) Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)