Впервые в одном альбоме собраны все картины Айвазовского на религиозную тему
Вышла в свет книга-альбом «Религиозные темы в творчестве Ивана Айвазовского». Издание уникальное в своем роде, поскольку впервые под одной обложкой собраны и представлены читателю все полотна живописца на религиозные темы, в том числе малоизвестные.
В издании собраны 38 полотен гениального живописца, мариниста Ивана Айвазовского (настоящее имя Ованнес Айвазян), объединенные религиозной проблематикой, говорится в сообщении пресс-службы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви (ААЦ).
На протяжении всей жизни (1817-1900 гг.) художника занимала мистерия сотворения мира, им владело настойчивое желание приблизиться к разгадке этой тайны, к пониманию глубинного смысла библейских повествований, сказаний. Художественным осмыслением и итогом этих духовных поисков и размышлений стали образы Иисуса Христа, коленопреклоненно молящегося в Гефсиманском саду и Его хождение по водам; праотца Ноя, спускающегося с горы Арарат после всемирного потопа и многие другие.
Во второй главе книги под заголовком «Вечное в преходящем» представлены биографические материалы, собранные Российской и Ново-Нахичеванской епархией ААЦ к 200-летию художника, а также материалы по реконструкции церкви Святого Саркиса в Феодосии, где крестили, венчали и отпевали Айвазовского, в ограде которой он похоронен.
Книга издана под патронатом мецената Самвела Карапетяна, ее цель — привнести новые штрихи, расставить новые акценты в восприятии выдающегося художника, дать возможность широкой общественности ознакомиться с малоизвестными фактами его жизни и творчества.
Пресс-секретарь епархии Алвард Назарян в беседе с «Благовест-инфо» отметила, что выход издания посвящен 30-летию пастырского служения главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископа Езраса Нерсисяна. «Специалистам-искусствоведам известно, что кроме живописных полотен, запечатлевших морскую стихию во всей ее мощи и величии, Айвазовский писал также сцены из библейской истории, проектировал церкви и часовни», – отмечает Назарян. По ее словам, книга-альбом адресована широкому кругу читателей: любителям искусства, арменоведам, студентам профильных вузов. Из огромного (более 6 тысяч полотен) живописного наследия И. Айвазовского почти половину составляют полотна, изображающие мощь природы, бушующей стихии в столкновении, в драматической борьбе страждущих, но протягивающих друг другу руки помощи людей, не сломленных духом и непоколебимых в вере.
Детство юного Ованеса, как и большая часть его жизни, прошла в Феодосии, населенной преимущественно армянами. С 8 лет он посещал церковно-приходскую школу при церкви Сурб Саркис. За пять лет учебы он изучил армянский и русский языки, грамматику, арифметику и Закон Божий. В 1840 году Иван Айвазовский, окончивший с золотой медалью Санкт-Петербургскую императорскую Академию художеств, был командирован за границу для совершенствования своего мастерства. Так он попал в Венецию, а потом на остров святого Лазаря, где в армяно-католической конгрегации мхитаристов жил и работал его старший брат, 28-летний монах Габриэл Айвазян. Эти визиты способствовали близкому знакомству художника с историей армянского народа, сокровищами его культуры и истории. Именно старший брат вдохновил художника написать всемирно известную картину «Хаос. Сотворение мира» и подарить полотно Папе Римскому Григорию XVI (1765–1846).
Айвазовский был женат дважды. В первый раз в 1848 году художник женится на англичанке Юлии Грейс. Айвазовский признавался: «Я женился как истинный артист, то есть влюбился как никогда». Свадьба, несмотря на то, что будущая супруга была лютеранкой, прошла в армянской церкви Крыма по армянской традиции и с условием, что дети, рожденные в этом браке, также должны быть крещены «по законам армянской веры». Однако через 12 лет совместной жизни Айвазовский и Грейс расстались.
Второй раз живописец женился в 64-летнем возрасте на 28-летней вдове Анне Бурназян. Айвазовский писал: «Этот брак еще больше сблизил меня с моей нацией». Сердечная теплота и добросердечность жены вдохновила живописца на создание новых морских пейзажей; воодушевленный, он обращается к Армении, жизни армянского народа и к религиозным темам. В этот период рождаются такие шедевры, как «Араратская долина» (1882), «Гора Арарат» (1885), «Ной спускается с горы Арарат» (1889), «Клятва перед Аварайрской битвой (полководец Вартан Мамиконян, V в.) (1892), «Крещение армянского народа. Григорий Просветитель (IV в.)» (1892), «Католикос Хримян Айрик в окрестностях Эчмиадзина» (1895), «Посещение Байроном мхитаристов на острове Святого Лазаря в Венеции» (1899).
Письма И. Айвазовского, хранящиеся в рукописных фондах музеев Армении, сообщают новые подробности о жизни живописца, с которыми также можно ознакомиться в книге-альбоме.
Благовест-инфо
04.03.2020