RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2025

2024

Январь (17) Февраль (21) Март (21) Апрель (22)
Май (23) Июнь (20) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (23) Ноябрь (21) Декабрь (22)

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Анонсы

22 февраля

Лекция «Иконы Богородицы на византийской периферии X–XII веков (Балканы, Грузия, Древняя Русь)», Москва

1 марта

Лекция «Прощеное воскресение. Изгнание Адама из Рая», Москва

8 марта

Лекция «Неделя Торжества Православия», Москва

15 марта

Лекция «Святые Великого поста. Святитель Григорий Палама», Москва

17 марта

Конференция «Богословская мысль и аскетические практики в Поздней Византии: новые горизонты исследования», Москва

22 марта

Лекция «Середина Великого поста – Крестопоклонная неделя», Москва

12 апреля

Лекция «Предчувствие Пасхи. Воскрешение Лазаря – Вход в Иерусалим», Москва

19 апреля

Лекция «Иконография Страстной седмицы», Москва

26 апреля

Лекция «Лучезарная Пасха. Сошествие во ад – Воскресение Христово», Москва

17 мая

Лекция «Вознесение Господне», Москва

31 мая

Лекция «Иконография Святой Троицы», Москва

20-25 октября

Конференция «Наследие Первого Вселенского собора: единство Предания и вызовы эпох», Москва и Санкт-Петербург. Заявки до 15 сентября 2025

Россия на карте Востока

Летопись

22 февраля 1828 родился Д.Д. Смышляев, первый уполномоченный ИППО в Иерусалиме и Перми, почетный член ИППО

22 февраля 1888 преподаватель КДА А.А. Дмитриевский отправился с научными целями из Иерусалима на Синай

22 февраля 1959 в Иерусалиме скончался игум.Серафим (Кузнецов), доставивший из Алапаевска на Святую Землю останки вел.кн. Елизаветы Федоровны

Соцсети


В издательстве ПСТГУ вышел первый том антологии литературы православных арабов


В издательстве Свято-Тихоновского гуманитарного университета в серии "Литературное наследие и история Христианского Востока" вышла главная новинка этого месяца - академическое издание "Антология литературы православных арабов. Т. 1: История".

На современном этапе изучение арабо-христианской культуры, фактически ставшее самостоятельной научной дисциплиной, переживает бурный расцвет. В частности, данное направление уже много лет развивается на кафедре восточно-христианской филологии и Восточных Церквей ПСТГУ, выпустившей как ряд научных публикаций на эту тематику, так и уникальный цикл учебных пособий по изучению арабского языка на базе текстов арабо-православной традиции.

При активном участии кафедры было осуществлено и настоящее издание, ставшее результатом многолетней работы коллектива переводчиков и исследователей Христианского Востока под руководством профессора, доктора исторических наук К. А. Панченко (ИСАА МГУ).

Цель данной антологии — познакомить отечественного читателя с письменным наследием православных арабов, в средние века именовавшихся мелькитами. Это была первая христианская конфессия, которая по крайней мере c VIII века стала использовать арабский язык в качестве богослужебного и литературного. За истекшие столетия ее представители, принадлежащие к Антиохийскому, Александрийскому и Иерусалимскому Патриархатам, создали обширный, но малоизвестный широкому читателю корпус текстов самых разных жанров.

В отечественной науке остро ощущается дефицит переводов важнейших сочинений арабо-христианской литературы, и потому значение этой книги трудно переоценить. Она на высоком научном уровне решает давно назревшую задачу собрать воедино значимые сочинения православных арабов (мелькитов) и не только дает разностороннее представление об их письменном наследии и отражает те или иные аспекты их жизни, но и позволяет воспринимать их культуру как целостное и самобытное явление. 

Поскольку адекватное понимание культуры невозможно без знания исторического контекста, в первый том антологии было решено включить тексты, так или иначе связанные с историей арабо-православной общины. Сюда вошли не только созданные в ее среде собственно исторические сочинения, но и памятники, отражающие ее самовосприятие в условиях меняющихся исторических реалий, организацию внутрицерковной жизни, контакты с другими странами. 

В уникальную научную подборку переводов, сделанных преимущественно с арабского языка, включены, фрагментарно или полностью, сочинения значимых авторов и важные исторические документы. Вступительные статьи в начале тома дают представление о его общей проблематике, а предисловия и фундированные комментарии к каждому переводу позволяют получить исчерпывающую информацию о том или ином произведении с учетом новейших достижений в области арабо-христианских исследований, сделав их максимально ясными даже для неспециалиста.

Книга будет полезна как специалистам, так и всем, кому интересен Христианский Восток.

В оформлении переплета использована литография Д. Робертса «Вид на Мертвое море от Лавры св. Саввы», 1839 года.

Содержание

Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Панченко К. А. Православные арабы: краткий исторический очерк . . . . . . . 8
Панченко К. А. Историческая литература мелькитов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

СРЕДНЕВЕКОВОЕ ЛЕТОПИСАНИЕ
Известие о разрушении церкви Март-Марйам
(пер. с араб., предисл. и коммент. Панченко К. А.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Евтихий Александрийский (Са‘ид ибн Батрик). Хроника (фрагмент)
(пер. с араб. Грацианского М. В., предисл. и коммент. Панченко К. А.) . . . 54
Агапий Манбиджский. Хроника (фрагмент)
(пер. с араб., предисл. и коммент. Кораева Т. К.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
Яхья Антиохийский. Хроника (фрагмент)
(пер. с араб., предисл. и коммент. Кораева Т. К.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
Иеромонах Михаил. Предисловие к Житию Иоанна Дамаскина (о падении Антиохии 1084 г.)
(предисл. Панченко К.А. и Моисеевой С.А., пер. с араб. Моисеевой С.А., коммент. Панченко К.А. ) . . .151
Ибн ас-Сука‘и. Продолжение книги «О кончинах знаменитых мужей» (фрагменты)
(пер. с араб., предисл. и коммент. Кораева Т. К.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162

МЕЛЬКИТСКИЙ ПРОТОРЕНЕССАНС
Трактат о самоназвании мелькитов
(пер. с греч., предисл. и коммент. свящ. А. Трейгера) . . . . . . . . . . . . . . . 175
Сказание о чуде Александрийского патриарха Иоакима
(пер. с араб. Моисеевой С.А., предисл. Панченко К.А., коммент. Панченко К.А. и Моисеевой С.А.) . . . 183
‘Иса, митрополит Хамы. Касыда о Московии
(пер. с араб., предисл. и коммент. Кораева Т. К.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
Митрополит Анастасий ибн Муджалла. Ответ папе Римскому
(пер. с араб., предисл. и коммент. Панченко К. А.) . . . . . . . . . . . . . . . . . 212

МЕЛЬКИТСКИЙ РЕНЕССАНС И XVIII ВЕК
Акты Собора в Рас-Баальбеке 1628 г.
(пер. с араб., предисл. и коммент. Панченко К. А.) . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
Хождение к горе Божьей Синай 1635–1636 гг.
(пер. с араб., предисл. и коммент. Петровой Ю. И.) . . . . . . . . . . . . . . . 235
Макарий III ибн аз-За‘им. История Антиохийских патриархов (фрагмент)
(предисл. Панченко К.А., пер. с араб. Касумова Р.И., коммент. Касумова Р.И. и Панченко К.А.) . . . . . . 256
Макарий III ибн аз-За‘им. Имена патриархов града Божьего Антиохии (фрагмент)
(пер. с араб., предисл. и коммент. Панченко К. А.) . . . . . . . . . . . . . . . . . 279
Павел Алеппский. Путешествие Макария (фрагмент)
(пер. с араб., предисл. и коммент. Петровой Ю. И.) . . . . . . . . . . . . . . . 289
Павел Алеппский. Описание Грузии
(подготовка к публ., предисл. и коммент. Панченко К. А.) . . . . . . . . . . 316
Михаил Брейк. Полная истина об истории патриархов Антиохийской Церкви (фрагмент)
(предисл. Панченко К. А., пер. с араб. Касумова Р. И., коммент. Касумова Р. И. и Панченко К. А.) . . . . .  333
Михаил Брейк. История Дамаска (фрагмент)
(пер. с араб. Петровой Ю. И. при участии Константинопольского И. Г., предисл. Панченко К. А., коммент. Петровой Ю. И.) . . . . . . . . . . . . . . . 348

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370
Именной указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 388
Указатель географических названий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 401
Указатель этнонимов и названий религиозных общин . . . . . . . . . . . . . . . . 411
Сокращения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 414

Второй том антологии планируется посвятить богословию православных арабов, которое до настоящего времени остается практически неизвестным отечественному читателю. Мелькитские авторы, жившие под властью ислама, были вынуждены в проблематике своих сочинений, в своих подходах и методах при решении богословских вопросов, в способах аргументации и в терминологической системе исходить из совершенно иных культурных посылок, чем их греческие предшественники. Поэтому о богословии мелькитов можно говорить как об оригинальной, но малоизученной богословской традиции, и даже понимание, что она не всегда достигает высоты византийской, не умаляет ее значимости для исследователей и всех интересующихся историей православной богословской мысли. 

ПСТГУ

27.04.2020

Тэги: книгоиздание и периодика, арабы-христиане, Христианский Восток, манускрипты и старинные книги, ПСТГУ

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24) Май (14) Июнь (20)
Июль (24) Август (20) Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)