RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (6)
Сентябрь (0) Октябрь (0) Ноябрь (0) Декабрь (0)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (28) Июнь (24) Июль (18) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Россия на карте Востока

Летопись

11 августа 1892 член-учредитель и член Совета ИППО И.Е. Троицкий избран почетным членом ИППО

11 августа 1899 начала работу комиссия по пересмотру программ в школах ИППО

12 августа 1817 родился почетный член ИППО начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архим. Антонин (Капустин)

Соцсети


Идет подготовка конференции «Врата Цареграда: Константинополь в истории и культуре славян»

24–25 ноября 2020 года в Москве, в Институте славяноведения РАН, планируется проведение научной конференции «Врата Цареграда: Константинополь в истории и культуре славян». 


Осенью 2020 года исполнится 100 лет Крымской эвакуации Русской армии. Так по иронии истории была «реализована» одна из грёз российской геополитики: выход к Проливам.

Миф о Константинополе как духовной святыне православного мира, которую необходимо вернуть, реализовался в политических доктринах и межгосударственных отношениях, обусловливая внешнеполитические ориентиры и державные претензии Российской империи. При этом он был непосредственно связан с идеей освобождения славянских народов от мусульманского гнета. «Константинопольский миф» стал одним из устойчивых мотивов в философии, публицистике и художественной культуре, оказав влияние на формирование и интерпретации «славянского вопроса». Восточная политика России в значительной степени опиралась на идею византийского наследия Московского самодержавия; эта идея в XVIII–XIX в. определяла трактовку славянской общности и отношения со славянскими народами. В период национальных движений и нациестроительства теории панславизма также оперировали мифом о праве России на Константинополь как Империи, выражающей интересы православной державы и всего православного мира.

Завоевание Константинополя – одна из постоянных тем российской политической мифологии на протяжении четырех столетий. Она нашла отражение в историографии, историософии, публицистике, литературе и иных видах искусства, в политических проектах, манифестах, дипломатической стратегии и тактике России и других государств, а также в культуре русской послереволюционной эмиграции.

Мифологема Константинополя / Царьграда обусловила разнородную реакцию и рефлексию в славянском мире и в Западной Европе; «внешние» дискуссии не только касались осмысления места Российской империи в Европе и европейской цивилизации, но прямо влияли (и, очевидно, продолжают влиять) на европейскую политику.

С исчезновением Российской, Австро-Венгерской, Германской и Османской империй роль «константинопольского мифа» в европейской истории и культуре не была исчерпана. Например, в 1940 г. СССР вел с Германией переговоры об организации советской военно-морской базы в районе Проливов. Образ «Олегова щита» (название одноименных стихотворений А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, Ф. Сологуба), которому следует «вернуть» былое величие, и сегодня возникает у авторов, пропагандирующих идею «славянского мира».

Как отразился в славянских культурах миф о Константинополе? В какой мере этот миф оказывает влияние на современную историю и культуру Европы? Можно ли считать культурным или политическим парадоксом сформулированное стремление Российского государства на разных исторических этапах обрести Константинополь – как и неоднократный отказ от реализации этой цели уже у «стен» вожделенного града? Как шел процесс оформления и аргументации концепции «возвращения» Константинополя (от «греческого проекта» Екатерины II до «разрешения Россией завещанных ей предками исторических задач на берегах Черного моря» Николая II)? Должна ли данная концепция рассматриваться как прагматичная или являлась преимущественно утопической? Как воспринимались в славянском мире ее теоретическое оформление и политическая реализация? Какое отражение миф о Константинополе нашел в пропаганде и искусстве славянских будителей и практиков национального возрождения?

Предлагаемая для обсуждения тема требует междисциплинарного подхода. В ходе конференции предполагается рассмотреть следующие вопросы:

– идеология славянского единства / панславизма в контексте мифа о Царьграде;
– программы национального возрождения и обретения национальной независимости балканских славян сквозь призму «освобождения» христианского Константинополя;
– трансформация идеи о русском праве на завоевание христианской святыни в русской культуре имперского периода и XX–XXI вв.
– эволюция мифа о Царьграде в трактовках церковно-православных кругов и славянофильской идеологии в России;
– роль «константинопольской» составляющей во внешнеполитическом курсе Российского государства XVIII–XXI вв.
– военные доктрины, политические программы и дипломатические игры европейских держав и империй в фокусе идеи «русского Константинополя»: планы и реальность;
– геополитические проекты русского и славянского Константинополя XVIII–XXI вв.;
– национальное и конфессиональное в идеальных образах Царьграда / Константинополя;
– образы «православного» Константинополя в публицистике и искусстве славянских стран;
– ностальгический образ Константинополя в литературах XIX–XXI вв.
– приемы и средства пропаганды «константинопольской» идеи в славянских странах и в России XIX – начала ХХ в. (живопись, карикатура, плакат и т.п.)
– своеобразие «греческого» и «византийского» стилей в искусстве в аспекте актуализации византийского наследия.

Заявки на участие в конференции (ФИО, ученая степень, научное звание, должность, место работы, e-mail, тема доклада) и тезисы выступления объемом 3500–4000 знаков принимаются до 15 сентября 2020 года.

Решение Оргкомитета о включении доклада в программу конференции будет объявлено до 1 октября 2020 года.

Организаторы предупреждают, что время проведения конференции может быть изменено, но надеются провести мероприятие в течение 2020 года.

Оргкомитет конференции:

Мария Войттовна Лескинен ([email protected])
Наталья Александровна Лунькова ([email protected])
Евгений Александрович Яблоков ([email protected])

Институт славяноведения РАН

23.04.2020

Тэги: научные мероприятия, Константинополь

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24) Май (14) Июнь (20)
Июль (24) Август (6) Сентябрь (0) Октябрь (0) Ноябрь (0) Декабрь (0)