RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2025

2024

Январь (17) Февраль (21) Март (21) Апрель (22)
Май (23) Июнь (20) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (23) Ноябрь (21) Декабрь (22)

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Анонсы

22 февраля

Лекция «Иконы Богородицы на византийской периферии X–XII веков (Балканы, Грузия, Древняя Русь)», Москва

1 марта

Лекция «Прощеное воскресение. Изгнание Адама из Рая», Москва

8 марта

Лекция «Неделя Торжества Православия», Москва

15 марта

Лекция «Святые Великого поста. Святитель Григорий Палама», Москва

17 марта

Конференция «Богословская мысль и аскетические практики в Поздней Византии: новые горизонты исследования», Москва

22 марта

Лекция «Середина Великого поста – Крестопоклонная неделя», Москва

12 апреля

Лекция «Предчувствие Пасхи. Воскрешение Лазаря – Вход в Иерусалим», Москва

19 апреля

Лекция «Иконография Страстной седмицы», Москва

26 апреля

Лекция «Лучезарная Пасха. Сошествие во ад – Воскресение Христово», Москва

17 мая

Лекция «Вознесение Господне», Москва

31 мая

Лекция «Иконография Святой Троицы», Москва

20-25 октября

Конференция «Наследие Первого Вселенского собора: единство Предания и вызовы эпох», Москва и Санкт-Петербург. Заявки до 15 сентября 2025

Россия на карте Востока

Летопись

22 февраля 1828 родился Д.Д. Смышляев, первый уполномоченный ИППО в Иерусалиме и Перми, почетный член ИППО

22 февраля 1888 преподаватель КДА А.А. Дмитриевский отправился с научными целями из Иерусалима на Синай

22 февраля 1959 в Иерусалиме скончался игум.Серафим (Кузнецов), доставивший из Алапаевска на Святую Землю останки вел.кн. Елизаветы Федоровны

Соцсети


РНБ оцифровала лубок XVIII века «Спас Нерукотворный на убрусе»

Среди новинок электронной библиотеки Российской национальной библиотеки в серии «Книжные памятники. Топ 100»  представлена гравюра в лубочном стиле «Спас Нерукотворный на убрусе» XVIII в. из коллекции сенатора, статс-секретаря императрицы Екатерины II Адама Васильевича Олсуфьева (1721—1784). Представляемый экземпляр РНБ включен в Реестр книжных памятников РФ под регистрационным номером - 15965, место его хранения - Фонд эстампов. В отделе эстампов Российской национальной библиотеки хранится лишь малая часть собрания А. В. Олсуфьева - русские гравюры и лубочные картинки, объединенные в тринадцать томов. Большая часть листов (кроме копий с гравюр Ватто, также хранящихся в РНБ) была утрачена во время пожара 1812 года в Москве. Коллекция русской народной картинки Олсуфьева уникальна по своей полноте и многообразию представленных сюжетов. До 1915 года собрание находилось в библиотеке Белосельских-Белозерских, впоследствии было передано в дар Императорской Публичной библиотеке.

Спас Нерукотворный или Чудотворный Мандилион (от греческого «убрус, мантия, шерстяной плащ») – вариант изображения Иисуса Христа, известный с первых веков христианства. Лик Спасителя запечатлен на полотне, которое традиционно называют убрусом.

Согласно древнему преданию восточной церкви, появление Нерукотворного образа связано с именем современника Христа эдесского царя Авгаря. Он тяжело заболел и, будучи наслышан о чудесах Иисуса, отправил художника для написания портрета Чудотворца. Задача оказалось непосильной, мастеру не удалось запечатлеть Спасителя на холсте. Тогда Христос умылся, отёр лицо полотном (убрусом), в результате чего лик отпечатался на ткани. Считается, что именно Мандилион был первой в истории иконой. В период острых богословских споров о допустимости или запрете написания священных образов он использовался как аргумент в защиту иконопочитания.

Нерукотворный образ - величайшая христианская святыня, долгое время хранился в Эдессе, откуда в X веке был перенесён в Константинополь. Но в начале XIII века след его теряется: по одной из версий, убрус затонул вместе с кораблём, на котором его везли из Константинополя участники IV Крестового похода.

Первые иконы Спаса Нерукотворного попадают на русскую землю ещё в IX веке. Среди наиболее древних – Новгородский Спас Нерукотворный, датируемый второй половиной XII века. Убрус многократно переписывался, пользуясь почитанием, как в высших кругах, так и среди простого народа.


«Спас Нерукотворный на убрусе» XVIII в. 
[Спас Нерукотворный на убрусе] [Изоматериал] : Образ твой сей ... : [лубок]. - [Москва, 17--]. - 1 л. : грав. резцом ; 39,3х31,8 см. Шифр РНБ: Э Олс/2-357

Нерукотворный Спас из коллекции Олсуфьева дополнен аллегорическими изображениями, посвященными Христу, в овальных клеймах, обрамлённых растительным орнаментом с краткими хвалебными или молитвенными текстами. Клейм двенадцать: цветы – «Иисусе цвете благовонный облагоухай мя», церковь – «Иисусе храме предвечный покрый мя», потир – «Иисусе питие неисчерпаемое», корабль – «Иисусе плавающим кормчий», огонь – «Иисусе огня неугасимого избави мя», пылающее сердце – «Иисусе сердца моего веселие», плачущее сердце – «Иисусе даждь ми плач за грехи моя», рука, пишущая в книге – «Иисусе напиши мя в книзе животней», река – «Иисусе источниче разума напой мя жаждущего», просфора – «Иисусе хлебе животный насыти мя алчущего», драгоценный камень – «Иисусе каменю драгий просвети мя», солнце – «Иисусе солнце праведное просвети мя».

РНБ

04.05.2022

Тэги: РНБ, реставрация и сохранение, изобразительное искусство

Ещё по теме:

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24) Май (20) Июнь (22)
Июль (21) Август (22) Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)