RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2024

Январь (17) Февраль (21) Март (21) Апрель (22)
Май (23) Июнь (20) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (23) Ноябрь (21) Декабрь (2)

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Россия на карте Востока

Летопись

3 декабря 1848 было разрешено выдать «новый бессрочный паспорт для пребывания на Синайской горе» русскому иеромонаху Самуилу, занимавшемуся в монастыре св. Екатерины реставрацией мозаик и изучением библиотеки

3 декабря 1891 М.П. Степанов пишет архим. Антонину (Капустину), что Совет ИППО решил выделить помощь на строительство церкви в Яффе в 2 тыс. руб. серебром

4 декабря 1923 в Висбадене скончался член-учредитель ИППО князь В.С. Кочубей

Соцсети


В КЦ «Покровские ворота» начал работу лекторий Натальи Боровской «Художник читает Библию»

В КЦ «Покровские ворота» начал работу лекторий «Художник читает Библию». Автор - Наталья Боровская, кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой всеобщей истории искусств Российской Академии живописи.

Что происходит с библейским сюжетом, если за его трактовку берется великий художник? Должен ли он учитывать традиции и каноны в религиозном искусстве или его талант дает ему право на собственное видение текста Писания?

Начиная с эпохи Возрождения, когда история христианского искусства во многом становится «историей художников», мы можем наблюдать и изучать уникальное явление – личный диалог мастера как с текстом Библии, так и с его пониманием в церковной традиции его эпохи.

В четырех лекциях цикла «Художник читает Библию» будут освещены работы крупнейших мастеров итальянского Ренессанса, картины на библейские сюжеты Рембрандта, а также русских живописцев 19-го века – Александра Иванова, Николая Ге, Василия Поленова.

Первая лекция цикла состоялась 29 сентября и была посвящена творчеству крупнейших мастеров итальянского Возрождения – Джотто, Мазаччо, Микеланджело и др. – и это не случайно. Именно в эпоху Возрождения формируется традиция личного диалога художника с текстом Писания. Безусловно, живописец того времени был обязан опираться на сложившуюся традицию и прежде всего - на четкие требования заказчика: представителя духовенства, монастырской общины, светского аристократа или купца, захотевшего пожертвовать в храм произведение искусства. Но как заказчик, так и художник уже чувствуют в себе духовное право на собственный подход к библейскому тексту, а учитывая стремительный рост интереса к индивидуальности художника и его неповторимой манере письма, ученый заказчик постепенно все более внимателен и к духовному подходу мастера к сюжету, а значит – дает ему новые возможности, как для выстраивания собственной художественной экзегетики, так и для ее реализации в красках.

Следующие лекции пройдут по пятницам 27 октября, 24 ноября, 22 декабря в 19.00. 

27 октября 19.00
Лекция 2. Великие мастера эпохи Возрождения. Образы Ветхого Завета
Вторая лекция цикла «Художник и Библия» посвящена великим мастерам эпохи Возрождения. На сей раз в центре внимания окажутся образы Ветхого Завета. После эпохи готики, в которую ветхозаветная тематика рассматривалась и в богословии, и в искусстве как средство для духовных отсылок к событиям Евангелия, художники начинают рассматривать мир Ветхого Завета как самодостаточную ценность, и одной из центральных проблем становится поиск на его страницах героя – сильной личности, способной выстоять перед испытаниями, сохранив верность Богу, духовную цельность и красоту. Будут рассмотрены главным образом работы Донателло, Лоренцо Гиберти и Микеланджело.

24 ноября 19.00
Лекция 3. Монументальные циклы на сюжеты из Ветхого Завета в искусстве итальянского Возрождения
В лекции будут подробно рассмотрены восточные двери Баптистерия Сан Джованни во Флоренции
с барельефами Лоренцо Гиберти (названные Микеланджело Райскими вратами), рельефы Якопо делла Кверча на портале храма Сан Петронио
в Болонье и знаменитые циклы Сикстинской капеллы.
Речь пойдет об интерпретации эпизодов Ветхого Завета великими художниками, и об их сопоставлении и духовной связи с событиями Евангелия, что является очень важной стороной содержания христианского искусства.

22 декабря 19.00
Лекция 4. Библия и Микеланджело…
Великий мастер эпохи Возрождения был глубоко верующим человеком. Перед смертью он хотел, чтобы ему читали главы из Евангелия о Страстях Христовых.
Центром внимания будет, конечно, его уникальная работа в Сикстинской капелле, где ему пришлось иметь дело с ключевыми сюжетами книги Бытия и с темой Страшного Суда.
Говоря о фресках Микеланджело, невозможно не затронуть их взаимосвязь с росписями северной и южной стен на сюжеты из книги Исхода и Евангелия, выполненными крупнейшими живописцами XV века – Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Козимо Росселли и Пьетро Перуджино.
Еще одна грань диалога Микеланджело с Писанием – образ Девы Марии: несмотря на небольшое количество посвященных Ей произведений, Ее значение его в творчестве огромно, не случайно именно Ей посвящены первая и последняя скульптурные композиции.

Вход свободный.

КЦ Покровские ворота

04.10.2023

Тэги: КЦ «Покровские ворота», лекция (семинар), библейские образы и сюжеты, Евангелие в живописи

Ещё по теме:

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20) Май (23) Июнь (22)
Июль (18) Август (23) Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)