Музей Нижегородского отделения ИППО пополнился разрешительной грамотой Иерусалимского патриарха
25 октября 2023 года заместитель руководителя Нижегородского отделения Императорского Православного Палестинского Общества, игумен Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин) приобрел "Разрешительную грамоту Патриарха и всея Палестины Иерофея". Уникальный экспонат пополнит коллекцию музея Нижегородского отдела Императорского Православного Палестинского Общества в Печерском монастыре, сообщает сайт монастыря.
Начинается грамота такими словами: "Иерофей* милостию Божиею Патриарх Святаго Града Иерусалима и Всея Палестины. Умерение Наше, от Благодати милости же и Власти Всесвятаго и Животворящаго Духа, данныя от Спаса нашего Иисуса Христа Божественным и Святым его учеником и апостолам, еже связати и разрешати человеком согрешения, Рекшаго им: Приимите Дух Святый: имже отпустите грехи отпущени будут, и имже держите держаться, и Елика аще свяжите и разрешите на земли, будут связана и разрешена и на Небеси. От онех убо и на нас друг по другом примительно пришедшей тойже Благости Божественней имамы прощено сие...".
Такие прижизненные разрешительные (прощеные) грамоты были широко распространены на Православном Востоке и раздавались за плату. Подобная грамота была послана в Москву в XV веке русскому великому князю Василию Васильевичу Иерусалимским Патриархом Иоакимом. Как писал в своей статье "Разрешительные грамоты Иерусалимских патриархов" в 1896 году Д.Ф. Кобеко, возглавлявший Отделение содействия паломничеству Императорского Православного Палестинского Общества, по своей сути такие грамоты не имеют общего с разрешительными молитвами, которые вкладываются в руки умершему, а "близко соответствуют" католическим индульгенциям, поэтому они не прижились на Руси. Но русские паломники получали за пожертвование такие грамоты в Святом граде Иерусалиме, особенно популярна их раздача стала в XIX - начале ХХ века, в пик распространения русского паломничества в Палестину, в Иерусалим. Паломники вкладывали каждый свой смысл в получение таких грамот.
Вот как описывает выдачу таких разрешительных грамот русский писатель И. П. Ювачев, побывавший в паломничестве на Святой Земле в 1900 году. Ему выдана была такая грамота после совершения чина омовения ног.
"В следующих небольших комнатах мы опять застряли в куче.
- В чём дело? - спрашиваю своих соседей.
- Да там, видите, записывают в поминальные книги имена родителей...
Назад уйти нельзя; оставалось пройти гуськом вперёд мимо стола, за которым сидели толстые греческие монахи и собирали от паломников деньги.
- Нечего сказать, хорошо придумали! Никуда от них не увернёшься, - ворчал мой сосед.
Я не стал дожидаться очереди и попросил монахов отпустить меня поскорее. Они пригласили меня к столу, взяли деньги, дали мне большой разрисованный лист и тотчас выпустили из монастыря.
Разрисованный лист, около четырнадцати вершков длиной и одиннадцати шириной, оказался разрешительной молитвой от Иерусалимского патриарха Дамиана. Молитва эта по своему содержанию очень похожа на ту, которую у нас на Руси дают усопшему в руки. Подобное значение, конечно, надо приписывать и этой разрешительной молитве; но так как её выдают греки без каких либо пояснений, то простой народ придаёт ей значение западных индульгенций.
Одна богомолка, показывая толпе паломников выданную ей молитву, с напечатанными изображениями евангелистов, воскресения Христова и кувуклии, объясняла при этом:
- Не каждому дают такую молитву, а только жертводателям, кто сделал взнос на Гроб Господень.
- А почему же здесь креста не написано, - перебивает её один странник. - Тут всё есть: и копие, и гвозди, и лестница, и столб с петухом, а главного-то нет. Без креста, пожалуй, молитва-то и недействительна.
Богомолка пришла в немалое смущение от открытия странника".
(И.П. Ювачев. Паломничество в Палестину к гробу Господню: очерки путешествия в Константинополь, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет и Грецию. — СПб., 1904. Глава XXIX).
Грамота, приобретенная на одном из аукционов архимандритом Тихоном (Затеянным), ценна пометкой на обороте, сделанной синим карандашом в дореволюционной орфографии: "1875 год. Был во святом Граде Иерусалиме монах Исаия за благословение священно-Архимандрита Феодорита".
Хотя наименование монастыря, где был священноархимандритом (управляющим монастырем архиереем) о.Феодорит, не указано, но, возможно, речь идет об игумене русского Свято-Андреевского монастыря на Афоне о.Феодорите (в миру Федоре Крестовникове, 1822-1887). Данные его биографии хронологически подходят, в 1862 году он стал игуменом Андреевского скита, 2 января 1872 года был возведен в сан архимандрита. В 1874 году по его благословению начато устроение паломнического подворья монастыря в Одессе, где о. Феодорит и скончался в 1887 году, посетив город для лечения и осмотра нововозведенного здания подворья после завершения внутренней отделки. Это лишь одно из предположений, но, возможно, со временем мы узнаем точно, кто благословил монаха Исаию совершить паломничество в Иерусалим и в какой обители эти русские молитвенники подвизались.
_____
*Патриарх Иерофей возглавлял Иерусалимскую Церковь с 19 мая 1875 по 23 июня 1882 года.
07.11.2023
Ещё по теме: