Издан каталог выставки «Грузинская средневековая живопись в наследии Адольфа Овчинникова»
Каталог – плод совместных усилий Общества содействия сохранению и популяризации русской культуры им. Михаила Абрамова, Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря (ВХНРЦ) и Третьяковской галереи. В экспозиции представлены не только грузинские фрески, но и древнерусские, а также иконы, но издатели решили ограничиться грузинскими памятниками. Как пояснил редактор издания Левон Нерсесян, «это взвешенный и осознанный выбор», потому что два древнерусских памятника, фрески которых неоднократно копировал Овчинников, имеют особую историю реставрации и изучения. Если Георгиевская церковь в Старой Ладоге уже многократно исследована, имеет обширную библиографию, которую невозможно было бы включить в этот каталог, то Успенская церковь в Мелетово наоборот – «самый загадочный памятник в истории древнерусской монументальной живописи», его изучение еще впереди.
Грузинская часть выставки нашла свое отражение в объемном томе, включающем научные статьи, воспроизведение копий-реконструкций Овчинникова, фотографии нынешнего состояния храмов и фресок, которые он, копируя, спасал. Особенность издания в том, что оно выпущено не к открытию выставки, а в разгар ее работы. Это дало возможность включить в каталог фотографии уникальной экспозиции, также являющейся памятником оригинального музейного дизайна: с помощью архитектурных конструкций здесь воспроизводятся объемы интерьеров, в которых были расположены фрески. Как сказал куратор Александр Горматюк, художник-реставратор высшей категории ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря, ученик Адольфа Николаевича, это дает возможность зрителям «войти» внутрь апсиды или барабана, в реальности находящемся на большой высоте, и оказаться с персонажами росписи лицом к лицу.
Во вступительной статье к каталогу Горматюк пишет об особенностях метода копирования Овчинникова, который в процессе работы «вел диалог со своими великими предшественниками» – средневековыми мастерами: «Копии Овчинникова несут в себе уникальную информацию о творениях средневековых живописцев и в то же время сами являются выдающимися произведениями – благодаря им древнее искусство становится для нас понятней и ближе». На презентации Горматюк говорил о том, что метод создания копии-реконструкции, в котором Овчинников был во многом первопроходцем, открывает новое направление в работе по сохранению средневекового наследия и ставит множество вопросов, вызывает дискуссии.
Один из таких вопросов поднял на презентации известный историк византийского и древнерусского искусства Алексей Лидов. Высоко оценив саму экспозицию, он расценил ее как «выставку одного художника» и пояснил, что «в Адольфе Николаевиче художник победил реставратора». Это еще раз показывает, насколько актуальна дискуссия об авторском видении в тонком искусстве художественной реставрации.
Овчинников именно как художник исследовал искусство своих предшественников – об этом говорили все выступавшие. Сотрудник Третьяковской галереи Светлана Татарченко, написавшая для каталога статью об историко-художественном контексте, в котором создавались грузинские фрески, отметила также, что Овчинников копировал памятники малоизвестные, «нехрестоматийные», в тех местах, куда не так легко добраться. В каталоге рассказано о четырех церквях монастыря Саберееби в Давид-Гареджи, об Атенском Сионе, храмах Рождества Богородицы в Бетании и св. Георгия в Ачи.
Сокровища этих храмов в то время, когда их копировал Адольф Николаевич, далеко не всегда были известны самим грузинам. Как вспоминал Л. Нерсесян, монахи из Бетании рассказывали ему, что у них «работал необыкновенный человек из Москвы и всё рассказал им про их фрески». Конечно, на презентации все вспоминали просветительский пыл Овчинникова, который погружал любого собеседника не только в увлекательные рассказы о персонажах и сюжетах изображений, но и в контекст единой духовной культуры Средневековья. Недаром завсектором древнерусского искусства ГТГ Елена Саенкова с благодарностью вспоминала Овчинникова в числе «великих учителей» с их «жизнерадостной способностью не только изучать и систематизировать средневековое искусство, но и наслаждаться им».
На презентации выступили причастные к выпуску каталога и проведению выставки: генеральный директор ВХНРЦ им. Грабаря Дмитрий Сергеев, учредитель Общества содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова Светлана Абрамова, директор этого Общества Наталья Горькова, глава грузинской диаспоры в России Давид Цецхладзе. Последний отметил: «Для грузин в России многое изменилось после знакомства с этой выставкой. Мы увидели немало ценностей, которые утрачены в самой Грузии (склад, где хранились копии Адольфа Николаевича, сгорел). Сегодня эти копии-реконструкции – единственная возможность для восстановления храмов в Грузии».
Тема культурного и духовного единства не раз звучала на презентации. «Грузинская живопись, с одной стороны, воспринимается как экзотическая, но с другой – это неотъемлемая часть искусства православного мира, искусства византийского содружества. Это единое духовное пространство, нечто цельное, живущее на общих художественных принципах, именно так воспринимал его Овчинников», – сказал Нерсесян. А Лидов завершил презентацию словами: «Сейчас, в период драматических перемен, важно сохранять вечное, доброе, абсолютное, позитивное. И эта выставка – то самое сохранение добра, которое прорастет в свое время, как доброе семя».
Юлия Зайцева
Благовест-инфо
03.04.2024
Ещё по теме: