RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2024

Январь (17) Февраль (21) Март (21) Апрель (22)
Май (23) Июнь (20) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (23) Ноябрь (21) Декабрь (2)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Россия на карте Востока

Летопись

4 декабря 1923 в Висбадене скончался член-учредитель ИППО князь В.С. Кочубей

5 декабря 1886 дожди приостановили постройку Сергиевского подворья в Иерусалиме - были готовы ямы для погреба и цистерны, фундамент для восточного корпуса, кузница и помещение для водогрейного аппарата

6 декабря 1875 в Константинополе состоялось освящение русского госпиталя и церкви при нем, в 1905 - освящение здания Николаевского подворья ИППО в Иерусалиме, а в 1913 г. - освящение барийского храма ИППО во имя свт. Николая Чудотворца

Соцсети


На семинаре ФЦХ ПСТГУ проанализировали использование мотивов западноевропейских гравюр русскими иконописцами

13 ноября 2024 состоялся очередной научный семинар в рамках разрабатываемой кафедрой истории и теории христианского искусства Факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета научной темы «Образ и смысл: особенности развития русского церковного искусства XVI–XX веков».

Руководитель исследовательской группы – кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории христианского искусства Юлия Николаевна Звездина.

Тема семинарского занятия – «Библия Пискатора как источник актуальных решений в иконописи конца XVII – первой половины XVIII века».

На семинаре была рассмотрена актуальная тема творческой переработки западноевропейских гравюр, в первую очередь из получившей в России широкое распространение Библии Пискатора. Этой проблеме были посвящены два доклада. В первом из них была рассмотрена икона «Богоматерь Живоносный Источник», в 1703 году написанная Кириллом Улановым (собрание ЦМИАР). Архитектурные мотивы в этом произведении следуют ряду гравюр из Библии Пискатора, но в новой разработке, усиливающей и впечатление объемного пространства, и декоративность композиции. Во втором докладе была представлена икона «Сретение Господне» второй четверти XVIII столетия, недавно поступившая в ЦМИАР и прежде не рассматривавшаяся исследователями. Яркая живопись образа демонстрирует следование западноевропейскому образцу – гравюру по рисунку Мартена де Воса, один из вариантов которой вошел в состав Библии Пискатора.

Александра Львовна Кольцова, магистрант второго года обучения, кафедра истории и теории христианского искусства ФЦХ
Использование гравюр Библии Пискатора в иконе Кирилла Уланова «Живоносный Источник»

Фон иконы Кирилла Уланова «Живоносный источник» (1703, ЦМИАР) – это архитектурные мотивы, вторящие интерьеру готического храма. Над центром композиции – образом Богоматери с Младенцем в чаше источника – возносятся крестовый и полуциркульный своды, напоминающие западноевропейскую базилику. Подобное изображение храма необычно для древнерусской живописи. Интерьер имеет явные черты готического трехнефного храма. В докладе были продемонстрирован ряд гравюры, послуживших образцом для такого архитектурного мотива. Так, на иконе Кирилла Уланова и гравюре из Библии Пискатора полностью совпадают формы свода и окон. Характерная деталь гравюры – крестовый свод с круглым окном в центре, воспроизведен иконописцем. (Издание 1674 г., Книга 2, л. 366). Полуциркульный нервюрный свод также восходит к гравированному образцу (Книга 1, л. 221).

Особый интерес у докладчика вызвал мотив отдельного сюжета в арке – «Обретение Живоносного Источника». Были проанализированы примеры сюжетных изображений в арке (например, в Библии Пискатора в Книге 2 на листах 292 и 316). Одновременно отмечено присутствие такого мотива на одном из клейм образа «Живоносный источник» 1670 года работы Симона Ушакова, иконографически и стилистически близкой изучаемой иконе.

Юлия Владимировна Устинова, старший преподаватель, ПСТГУ; заведующая сектором станковой и монументальной живописи отдела хранения (фондового), ЦМИАР
Икона «Сретение Господне» первой четверти XVIII века и русская иконография праздника в Синодальный период

Доклад был посвящен до настоящего времени не публиковавшейся иконе «Сретение Господне», которая поступила в собрание ЦМИАР в конце 2022 года. Здесь представлен редкий извод иконографии праздника, восходящий к гравюре по рисунку известного фламандского художника XVI века Мартена де Воса.

Известно три гравюры по рисункам Мартена де Воса на сюжет «Принесения Младенца Иисуса в Храм» 1580–1598 годов. В последний и самый удачный вариант 1598 года включен ряд нестандартных элементов, гравюра по этому рисунку была гравирована Жаком де Би в 1598 году. В несколько измененном виде она была включена в состав Библии Пискатора в 1650 и 1676 годы. Примечательно, что гравюра «Принесение Господа в Храм» по рисунку Мартена де Воса копировалась русскими иконописцами XVII –XVIII столетий крайне редко. Рассмотренная икона из собрания ЦМИАР является наиболее ранним и наиболее полным воспроизведением этой гравюры в русской церковной живописи синодального периода.

Во второй части доклада автор обратился к иконам второй половины XVIII – XIX столетий, созданным на основе гравюр других западноевропейских мастеров, чаще, чем сюжет из Библии Пискатора, привлекавшим иконописцев того времени.

В заключение состоялось обсуждение докладов.

ПСТГУ

29.11.2024

Тэги: ПСТГУ, научные мероприятия, икона и иконография, церковное искусство, западноевропейское искусство, изобразительное искусство, Библия и Евангелие

Ещё по теме:

Январь (17) Февраль (21) Март (21) Апрель (22) Май (23) Июнь (20)
Июль (23) Август (22) Сентябрь (21) Октябрь (23) Ноябрь (21) Декабрь (2)