В Генуе найдена картина «Поклонение пастухов» кисти известного голландского караваджиста Маттиаса Стомера
Выдающееся открытие сделано в Генуе: картина «Поклонение пастухов» Маттиаса Стомера была найдена в коридоре Института культурного наследия капуцинского Ордена Братьев Меньших в Лигурийской провинции, сообщило итальянское интернет-издание Finestre sull Аrte.
Работа, скорее всего, была создана на Сицилии в 1640-х годах. Полотно выполнено в стилистике Микеланджело Меризи да Караваджо и приписывается Маттиасу Стомеру, также известному как Маттиас Стом (Амерсфорт, ок. 1600 г.? – Сицилия, после 1650 г.?), выдающемуся голландскому художнику, на которого оказали влияние последователи Караваджо из числа его соотечественников (в частности, художники-караваджисты из Утрехта). В дальнейшем Стомер переехал в Италию, где работал в основном между Неаполем и Сицилией и где сохранились некоторые из его главных шедевров.
Работа представляет собой картину на сюжет «Поклонение пастухов». Открытие было сделано благодаря историку искусств Джакомо Монтанари, который заметил картину во время своего визита в одно из учреждений братьев-капуцинов в Генуе.
Открытие датируется прошлым августом, но сообщение о нем было обнародовано только в самом конце 2024 года, поскольку последние несколько месяцев были потрачены на сравнение найденного шедевра с другими картинами и консультации среди ученых, а также поиск любых документов, которые могли бы предоставить дополнительную информацию об этой работе.
Картина довольно потрепана, с заметными потертостями и утратами красочного слоя, что, однако, не мешает оценить исключительное качество этого живописного шедевра, настолько, что в нем специалисты сразу же узнают руку Стомера.
На самом деле, генуэзское полотно можно сопоставить с известными работами знаменитого голландского художника, такими как «Поклонение» в музее Каподимонте в Неаполе, в Палаццо Мадама в Турине и особенно с «Поклонением пастухов» в Монреале, которое, по-видимому, имеет наибольшее сходство с работой, обнаруженной в Генуе (фигура Мадонны, в частности, почти полностью повторяется, и сильное сходство также обнаруживается в фигуре Святого Иосифа, не говоря уже о таких стилистических элементах, как способ освещения фигур, контрасты светотени и способ изображения драпировки, которые без особых сомнений отсылают к искусству Стомера.
Именно из-за сходства найденной в Генуе картины с работами 1640-х годов уже можно сделать первые выводы о ее датировке и предположить, что этот шедевр мог быть создан в те же годы.
Монтанари дал знать, что он нашел не только поддержку своей версии авторства картины среди ученых, но и некоторые документы, которые могли бы пролить свет на ее историю. На самом деле это может быть холст, созданный для сицилийского дворянина Джузеппе Бранчифорте, графа Маццарино и принца Бутера, который упоминается в хрониках того времени как страстный коллекционер и который насчитывал несколько работ Стомера в своей коллекции.
Коллекция Маццарино-Бутера была позднее, в восемнадцатом веке, рассеяна и мы не уверены, принадлежала ли работа, обнаруженная в Генуе, именно ему, но в некоторых инвентарных списках на Сицилии и в Неаполе были обнаружены следы работы Стомера с тем же сюжетом и почти идентичными размерами, что и у генуэзского полотна. Данное обстоятельство тоже может помочь в идентификации полотна.
В то же время, упомянутая в описях работа, которая, вероятно, является генуэзской, задокументирована в Неаполе до 1801 года, после чего ее следы теряются.
«Это одна из тех случайных находок в архиве», — сказал Джакомо Монтанари в интервью TG Rai Liguria. — «Я был там, искал другие вещи, и заметил эту картину в коридоре, который был немного в тени, когда на нее упал яркий свет, и имя Маттиаса Стома сразу пришло мне на ум, и мы попытались понять, как эта картина попала в Геную. Это сицилийская работа Стома, из того времени, когда он написал самые важные вещи в своем творчестве, и периоде, когда у него были обширные контакты с коллекционерами Генуи. Ни одна из этих работ не осталась в Генуе сегодня, и парадоксальным образом это полотно, созданное для Сицилии и перевезенное в Неаполь, воссоединяет этого горячо любимого художника здесь с коллекционным прошлым, которое мы в значительной степени утратили».
На сегодняшний день картина выставлена в Епархиальном музее в Генуе (Diocesan Museum in Genoa), в самом сердце исторического центра лигурийской столицы. 16 января в 16.00 в музее состоится встреча с Джакомо Монтанари, который расскажет о найденных фактах из истории картины и начале ее реставрации.
Живописное полотно нуждается во вмешательстве реставраторов. Идея руководства музея заключается в том, чтобы начать сбор средств для сбора необходимой суммы денег для проведения реставрации с целью вернуть работе полную читаемость и представить ее снова, но «в более «подходящем виде», к Рождеству следующего года.
Кроме того, следующим шагом станут научные исследования, которые помогут максимально реконструировать историю картины. Однако, даже только по первой информации, распространенной и обнародованной, найденную работу уже можно считать одним из главных открытий года, и не только в Италии.
Седмица.ru
06.01.2025
Ещё по теме: