RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

21 декабря 1917 секретарь ИППО А. А. Дмитриевский разослал извещения о панихиде по М. П. Степанову

21 декабря 1937 тройкой УНКВД по Куйбышевской обл. приговорен к расстрелу архиеп. Самарский Александр (Трапицын), пожизненный действительный член ИППО, священномученик

23 декабря 1885 Совет ИППО решил ассигновать Иерусалимскому Патриарху Никодиму 15 тыс.руб. на нужды церквей и школ

Соцсети


Воспоминания сибирских паломников о Палестине конца XIX — начала ХХ веков как исторический источник1

Аннотация. Воспоминания сибирских паломников конца XIX — начала XX веков рассматриваются как исторический источник. Активизация паломнических поездок по главным христианским святыням жителей Российской империи в указанный период закономерно связывается с возникновением и деятельностью Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), региональные отделы общества появились и в Сибири (Тобольский, Томский, Енисейский, Читинский и Якутский). Авторы отмечают, что благодаря деятельности местных отделов ИППО широкие слои жителей империи на рубеже XIX — начала XX веков смогли совершить паломнические поездки в Святую Землю. Сообщается, что сохранились письменные воспоминания сибирских паломников, совершивших многодневные путешествия по главным святыням Ближнего Востока. Изучение этих материалов позволяет заключить, что записи вели в основном священно- и церковнослужители, часть их была опубликована на страницах местной епархиальной печати. Авторы статьи указывают, что паломники, записывая свои впечатления и воспоминания, особое внимание уделили образу Палестины. Указано, что частично воспоминания и личные переживания использовались в качестве важного источника в рамках Палестинских чтений, проводимых региональными отделами ИППО. Утверждается, что дневниковые записи представляют собой важный исторический источник, который позволяет читателям составить целостный образ Палестины.

Ключевые слова: Императорское Православное Палестинское Общество; Святая Земля; воспоминания; дневники; паломники; Сибирь.

_____________
1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 18-7810062).

1. Введение

Актуальность статьи обусловлена обращением современных ученых к анализу феномена «Русской Палестины» как одного из уникальных «хранилищ» национальной культурной памяти и самоидентификации [Лисовой, 2012, с. 59], необходимостью расширения источниковой базы, что позволит составить более полное представление об этой уникальной и сложной ментальной конструкции. Изучение личных воспоминаний сибиряков о паломничестве в Святую Землю в конце XIX — начале XX веков даст возможность их использования в качестве важного исторического источника.

Среди первых авторов, уделивших внимание теме паломничества в Святую Землю на рубеже XIX—ХХ веков, были представители и организаторы Императорского Православного Палестинского Общества (далее — ИППО) А. А. Дмитриевский и В. Н. Хитрово. В их работах о паломничестве начала ХХ века рассматривался преимущественно организационный аспект, а именно: проезд, проживание и повседневный быт паломников из России [Дмитриевский, 1905; Хитрово, 1905]. В советский период тема паломничества не рассматривалась, поскольку не была востребована в отечественной историографии.

Однако на рубеже XX—XXI веков с возвращением интереса отечественных историков к внешней политике и российскому присутствию на Востоке стали параллельно разрабатывать вопросы деятельности ИППО [Грушевой, 2017] и различные сюжеты, связанные с русскими паломниками в Иерусалиме [Александрова-Осокина, 2012; Аникеев и др., 2007; Балдин, 2016; Изотов, 2017; Цысь и др., 2014]. Современные исследователи, занимающиеся данной проблемой, изучают вопросы организации паломничества, а также воспоминания российских «пилигримов» [Балдин, 2013; 2017].

Цель данного исследования — проанализировать воспоминания сибирских паломников о Палестине конца XIX — начала ХХ веков как исторический источник.

Святыни Палестины выступали одним из самых привлекательных мест, куда стремился попасть любой православный христианин. Совершение сакрального путешествия во все времена было нравственным долгом, однако для христиан Российской империи, особенно для сибиряков, вплоть до конца XIX века дорога к главным святыням христианского мира таила в себе разнообразные преграды, которые делали данное путешествие почти невозможным. Ситуация кардинально изменилась благодаря открытию ИППО в 1882 году, основой целью которого стало создание благоприятных условий для совершения паломничества в Палестину. Так в п. 8 Устава ИППО говорилось следующее: «Общество оказывает пособие Православным паломникам при посещении ими Святых мест Востока устройством для них странноприимных домов, больниц, особых паломнических караванов, удешевлением путевых расходов, изданием путеводителей и т. д.» [Балдин, 2017, с. 36].

Об успехах деятельности ИППО свидетельствовал постоянный поток паломников из России. Для них на Святой земле была создана социокультурная инфраструктура: гостиницы, больницы, школы и т. д. [Цысь и др., 2014, с. 73].

В настоящей работе нижней границей исследования выступает конец XIX века, время массовых паломнических поездок российских поданных, в том числе и сибиряков, в Палестину, а верхней — канун Первой мировой войны. Основу исследования составляют дневниковые записи, опубликованные в сибирских церковных ведомостях, которые выходили в свет в епархиальных центрах гг. Енисейска, Иркутска и Тобольска.

2. Публикация паломниками своих воспоминаний о Палестине в епархиальных изданиях

Благодаря инициативе сибирских «пилигримов» сохранился целый ряд документальных свидетельств, посвященных путешествиям по Палестине. Читая эти тексты, можно узнать о впечатлениях авторов и проникнуться их субъективными переживаниями, а главное — на основе записей паломников составить представление об образе «Святой Земли», которую они увидели. Анализ текстов паломников показывает, что почти все авторы связаны с Русской Православной Церковью: либо это местные священники, либо преподаватели, либо воспитанники семинарий. В связи с этим логичным завершением многих паломнических поездок была публикация дневниковых записей в местных «Епархиальных ведомостях».

Сохранившиеся дневниковые воспоминания содержатся в ряде сибирских епархиальных изданий. Так, обширный материал о паломничестве в «землю обетованную» содержится в «Иркутских епархиальных ведомостях». В двадцати номерах за 1900—1902 годы опубликованы дневники «Ко гробу Господню», чье авторство не удалось установить, поскольку все статьи подписаны инициалами М.И.П. [Ко Гробу ..., 1900—1902]. Однако благодаря упоминаниям в тексте о совершении богослужения удалось косвенно определить, что автор был священником [Там же, 1900, №2 11, с. 262]. Отличительной чертой данных воспоминаний являются критические замечания автора по поводу современного состояния Святой Земли. Вместе с перечислением святых мест, которые он посетил, очень часто упоминаются трудности пребывания паломников в этом месте [Там же, 1902, с. 3].

В «Тобольских епархиальных ведомостях» в 1902 году вышла статья-заметка В. Федюшина «Из дневника священника-паломника» [Федюшин, 1902, № 7, с. 72—7]. В 1906-1907 годах на страницах епархиального издания в шести номерах были опубликованы записки Ивана Александровича Селихова, священника из г. Туринска Тобольской епархии, совершившего путешествие на ближний Восток. В своем скромном труде автор очень подробно дает описание своей поездки в Палестину [Туринский, 1906].

Довольно познавательна серия писем из Иерусалима, отправленная в редакцию «Ведомостей» от В. И. Протопопова, бывшего преподавателя Тобольской духовной семинарии, позже ставшего профессором кафедры библейской истории в Казанской духовной академии и в 1910—1911 учебном году находившегося в служебной командировке в Палестине. В своих письмах он очень подробно описывает святыни «Святого града», шаг за шагом рассказывая о его современном состоянии и предоставляя обширный библейско-исторический обзор мест своего путешествия [Письма ..., 1911].

Серьезный обстоятельный очерк представляет паломнический дневник семинариста Никона Уставщикова, участника «экскурсии» воспитанников Красноярской духовной семинарии в Святую Землю летом 1908 года. Автор ежедневно описывал все события, связанные с паломнической поездкой, перечислял святыни и места памяти в Палестине [Из дневника ..., 1909—1911].

3. Образ Палестины в записках сибирских паломников

Дневниковые записи — источник личного происхождения, представляющий определенный интерес для исследователя, так как в дневнике отражается субъективный взгляд автора-паломника на Палестину, а следовательно, в нем больше внимания уделяется деталям. Современники очень точно подмечали следующий факт о «Святой Земле»: она «описана, переписана, но не дописана» [Балдин, 2017, с. 40].

Паломникам из Сибири приходилось преодолевать долгую и сложную дорогу: они осуществляли многодневное путешествие сначала до Одессы, оттуда по Черному морю они попадали в Яффу и далее следовали на поезде до Иерусалима. Вот как описывает свое путешествие священник из Иркутской епархии: "Не одну тысячу верст я проехал, был в разных и разнохарактерных местах Сибири и Европейской России" [Ко Гробу ..., 1902, № 11, с. 198].

Попав в Святую Землю, верующий человек переживал самые глубокие чувства: "Через четыре часа начали показываться окрестности Иерусалима. Чувства наши все слились в благоговейном ожидании. Мы высунулись из окна вагона, вперили свой взор вперед и так застыли в этом положении. Вот и Иерусалим. Глаз бегает с предмета на предмет, со здания на здание, ни на чем не останавливаясь, ничего не схватывая; торопливо крестишься, вздыхаешь... Слава милостивому Богу!" [Там же, 1900, № 22, с. 514]. Другой паломник — священник И. А. Селихов из Тобольской епархии — так описывал свою первую встречу с Сионом: он не верил, что смог попасть в «Святой Град», с большим нетерпением рассматривал небо, вдыхал воздух и пытался сравнить его с сибирским [Туринский, 1907, № 7, с. 199].

Семинарист Н. Уставщиков передает свои чувства о «Святом Граде» с детской непосредственностью: "Настроение веселое. Да, как и не веселиться-то!.. Мы там, где родился, проповедовал, творил чудеса Спаситель Мира, Господь наш Иисус Христос. Вспоминая это и проникаясь духом религиозности, стыдно становится за свое поведение. Достойны ли мы такого счастья ..." [Из дневника ..., 1910, № 10, с. 37].

Чувства радости могли чередоваться с грустью и даже разочарованием: "Не знаю, есть ли еще в свете Божьем другой город, как Иерусалим, который бы представлял для посетителя величайший источник религиозного утешения, вместе с тем навеивал бы на посетителя столько грустного и тяжелого ... Как ни подготовляешься заранее к посещению града «великого Царя», все же приходится переживать в нем как светлые минуты и такую глубокую тоску, такое сильное разочарование" [Ко Гробу ..., 1900, № 24, с. 553].

Многие впечатления паломников схожи, так как они посещали важнейшие святые места Палестины. Кроме того, паломники должны были освоить местный этикет, соблюдать установленный церемониал и непременно посетить такие места, как резиденция патриарха, российского консула, начальника Русской духовной миссии, представительство ИППО и главные святыни Иерусалима: Храм Гроба Господня, Горний женский монастырь, гору Елеон, Лавру преподобного Саввы освященного, Вифлеем, Яффу, Иерихон, реку Иордан и Мамврикийский дуб [Письма ..., 1911, № 5, с. 95—97].

Часто авторы воспоминаний описывают местный природный колорит и сравнивают его с родной Сибирью, их очаровывают открывающиеся чудесные панорамы на ночной город: "Мириады звезд не мерцают так, как у нас в Сибири, а, кажется, горят неподвижно, горят и светят так ярко, так светло. В городе тихо: не слышно ни шума, ни гама людского, кругом мертвая тишина... все заснуло, угомонилось от дневных работ, забот, а может быть, даже от невзгод и печали. Куда ни глянь — та же чудная картина, та же прелесть Палестинской ночи" [Из дневника ..., 1912, № 7, с. 19].

Однако некоторых путешественников природа Ближнего Востока приводит в уныние: "Но что может быть грустнее покрова Святой Земли! Везде виднеются камни и камни, безобразно наваленные, как будто после какой катастрофы. Здесь тянутся сплошные каменные хребты, там виднеются безжизненные долины с жалкой, грубой и очень редкой растительностью" [ССЫЛКА]. Спасение им видится в существующих зеленых уголках Палестины: в Иорданской долине, зеленых садах у дуба Мамврикийского, у Горнего места и в немногих других местах. Паломники отмечают недостаток воды, которую местные жители восполняют искусственным орошением, авторы пишут: "... скудность певчих птичек и вообще животного мира; отсутствие в большинстве случаев травяного покрова и всего, к чему привыкли глаз и ухо людей в других уголках земли, — удручают душу. Только в Палестине и подобных ей пунктах можно оценить вполне значение "чаши студеной воды", в особенности при обычных здесь жаре и клочке плодоносной почвы" [Ко Гробу ..., 1900, № 24, с. 554].

Паломники благоговейно описывают каждое святое место, исторически связанное с земной жизнью Спасителя, апостолов, библейских пророков. Интересны авторские образы современного им состояния Иерусалима и важнейших святынь. Вот каким предстает образ храма Воскресения Господня в описании семинариста: "Перед нами не было храма, как отдельного здания: купол и чуть заметный крест как бы стушевывались. То, что известно под названием храма Воскресения, есть целый лабиринт зданий, соединенных сводами, крышами и куполами. Здесь и Гроб Господень (Кувуклия), и Камень Помазания, и Голгофа, и место обретения Честного Древа, и церковь Воскресения и все это, повторяю, соединено в одно целое без единства мысли, соединено, как указывало время и обстоятельства, в один лабиринт" [Из дневника ..., 1910, № 20, с. 23].

Однако отмечается в воспоминаниях паломников и критическое отношение к увиденному. Так, священник из Иркутска описывает состояние современного ему города следующим образом: "Иерусалим занимает возвышенную, холмистую местность, с трех сторон окруженную оврагами. Весь город обнесен высокою стеною, саж. 6 высоты (XIV века); из города ведут семь ворот, двое из них заделаны. Сам по себе Иерусалим, город небольшой (40 с лишним тысяч жителей). Он, разумеется, без всякой планировки, с узкими, нередко головоломными, улицами, с печальными по виду постройками. Из каждого его закоулка и щели глядит скорбь и беднота. Порой попадаются совершенно крытые улицы, полутемные и с такою вонью и неряшливостью, что зажимаешь нос и отворачиваешься в сторону. Я помню одну такую улицу с кузницами, с продавцами мяса и овощей, вокруг которых носились кучками зеленые мухи. Меня не тошнило так во время сильной качки на море, как тошнило на этой улице. В особенности грязен еврейский квартал. Идете, идете вы, по городу и хоть бы одна веселенькая постройка! Грустны здания, грустны лица ... Над Иерусалимом возвышаются только купола мечети Омаровой и Гроба Господня, но oни выкрашены в черный цвет и притом кажутся аляповатыми. Одним словом, из всех, виденных мною невеселых восточных городов, Иерусалим самый гнетущий город. Немного отдыхает душа только среди русских и вообще европейских построек" [Ко Гробу ..., 1900, № 24, с. 554]. В воспоминаниях другого автора также читаем: "Вышли за постройки. Идем по узкой улице города. Грязно. Вот мы уже пред входом в храм. Наружный вид как-то не произвел хорошего впечатления" [Из дневника ..., 1910, № 12, с. 40].

Записки паломников содержат ряд разочарованных отзывов, связанных с тем, что многие храмы управляются не христианами, а те, кто управляет, смотрят на храмы как на источник дохода. Так, больше всего иркутского «пилигрима» возмущает, как умело используют в Палестине религиозное чувство различные деловые люди, зарабатывая на святых местах. Автор называет их "эксплуататорами религиозного чувства, эксплуататорами Всемирной святыни" [Ко Гробу ..., 1900, №2 24, с. 555]. А семинарист Никон эмоционально рассказывает о своем негодовании при посещении храма Воскресения, религиозный настрой паломника пропал, когда он увидел на левой стороне в храме сидящих в красных фесках мусульман и курящих трубки, по этому поводу он заметил: "Это оскорбило мое чувство" [Из дневника ..., 1910, № 12, с. 40].

4. Заключение

Паломники из Сибири, на рубеже XIX—XX веков, совершившие путешествие в Палестину, оставили воспоминания о поездке в «Святую Землю». Записки паломников сохранились и дошли до наших дней благодаря тому, что были опубликованы на страницах епархиальных региональных изданий. Дневниковые записи паломников представляют собой важный исторический источник, в котором последовательно рассказывается об основных местах, посещаемых «пилигримами» в Палестине. Ценность этих опубликованных воспоминаний состоит в том, что для многочисленных читателей местной церковной периодики в них воссоздан образ «Святой Земли» — центра христианского мира, который всегда выступал сакральным местом для православных христиан России.

Большое внимание почти во всех дневниках уделяется Иерусалиму и главнейшим святыням. Именно благодаря сохранившимся записям мы можем узнать о таком явлении, как «Русская Палестина». На протяжении многих веков, до начала паломничества, сибиряки могли составить для себя образ Святой Земли, черпая информацию только из религиозных текстов, в частности Священного Писания, и ряда литературных источников. Впервые православные жители Сибири могли получить живые свидетельства и представить образ Святой Земли на основе воспоминаний побывавших в ней современников. Подробное описание Палестины непосредственными свидетелями было немаловажным для простых сибиряков. Благодаря «пилигримам», оставившим воспоминания о своих путешествиях в дневниковых записях, еще живее рисовались православным Сибири образы Святой Земли и укреплялась духовная связь сибирского региона с Родиной христианства. Можно утверждать, что во многом через осмысление феномена «Русской Палестины» формировалась русская идентичность.

Источники и принятые сокращения

1. Из дневника семинариста Никона Уставщикова (Экскурсия воспитанников Красноярской Духовной Семинарии во Св. Землю, летом 1908 г.) Отдел неофициальный // Енисейские епархиальные ведомости. — 1909. — № 8. — С. 35—40, № 9. — С. 33—36, № 11. — С. 27—35, № 17. — С. 15—22, № 20. — С. 25—32 ; 1910. — № 1. — С. 31—40, № 4. — С. 30—37, № 12. — С. 40—47, № 16. — С. 19— 27, № 18. — С. 26—33, № 20. — С. 17—23, № 23. — С. 22—32 ; 1911. — № 7. — С. 34—40.
2. Ко Гробу Господню. Прибавление к Иркутским епархиальным ведомостям // Иркутские епархиальные ведомости. — 1900. — № 11. — С. 257—263, № 12. — С. 277—281, № 13. — С. 306—308, № 14. — С. 328—334, № 17. — С. 414—420, № 18. — С. 447—452, № 19. — С. 451—454, № 22. — С. 513—516, № 24. — С. 553— 558 ; 1902. — № 1. — С. 1—8, № 2. — С. 22—30, № 3. — С. 40—46, № 4. — С. 54— 59, № 5. — С. 73—78, № 6. — С. 86—93, № 7. — С. 103—111, № 8. — С. 129—139, № 9. — С. 149—158, № 10. — С. 175—184, № 11. — С. 198—215.
3. Письма из Иерусалима. Письмо первое от 17 ноября 1910 г. Отдел неофициальный // Тобольские епархиальные ведомости. — 1911. — № 5. — С. 95— 100.
4. Письма из Иерусалима. Письмо второе от 24 января 1910 г. Отдел неофициальный // Тобольские епархиальные ведомости. — 1911. — № 6. — С. 114—119.
5. Письма из Иерусалима. Письмо третье. Отдел неофициальный // Тобольские епархиальные ведомости. — 1911. — № 8. — С. 193—200.
6. Письма из Иерусалима. Письмо третье. Продолжение. Отдел неофициальный // Тобольские епархиальные ведомости. — 1911. — № 11. — С. 232—236.
7. Туринский свящ. Се-л-х-в. О паломническом странствовании моем на ближний Восток в Турции. Отдел неофициальный // Тобольские епархиальные ведомости. — 1906. — № 16. — С. 422—425, № 20. — С. 527—531 ; 1907. — № 2. — С. 28—34, № 7. — С. 198—202, № 13. — С. 373—380, № 17. — С. 493—501.
8. Федюшин В. Из дневника священника-паломника. Отдел неофициальный // Тобольские епархиальные ведомости. — 1902. — № 7. — С. 72—79.

Литература

1. Александрова-Осокина О. Н. Своеобразия религиозно-поэтического мировосприятия в очерке Д. В. Дашкова «Русские поклонники в Иерусалиме» / О. Н. Александрова-Осокина // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. — 2012. — № 4 (20). — С. 127—131.
2. Аникеев Т. Е. На пути во Святую Землю : паломнические поездки русских студентов в конце XIX — начале XX вв. / Т. Е. Аникеев, Е. С. Аникеев // Вестник Московского государственного университета сервиса. — 2007. — № 2. — С. 101—105.
3. Балдин К. Е. Русские в Святой Земле : паломнические дневники как источник / К. Е. Балдин //Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. — 2013. — № 2. — С. 45—62.
4. Балдин К. Е. Русские в Святой Земле : паломнические мемуары / К. Е. Балдин // Вестник Ивановского государственного университета. Серия : Гуманитарные науки. — 2017. — № 3 (10). — С. 35—48.
5. Балдин К. Е. Северные паломники в Святой Земле : из истории путешествий русского духовенства в Палестину в начале ХХ века / К. Е. Балдин // На пути к гражданскому обществу. — 2016. — № 3 (23). — С. 94—105.
6. Грушевой А. Г. Материалы к истории деятельности Императорского православного палестинского общества в начале XX века / А. Г. Грушевой // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. — 2017. — № 2 (18). — С. 153—331.
7. Дмитриевский А. А. Типы современных русских паломников в Святую землю / А. А. Дмитриевский. — Санкт-Петербург : Императорское Православное Палестинское Общество, 1905. — 40 с.
8. Изотов А. Б. Русское паломничество на Святую Землю: аспекты историографии / А. Б. Изотов // Христианство на Ближнем Востоке. — 2017. — № 1. — С. 167—181.
9. Лисовой Н. Н. Русская Палестина как национальный проект: к концепции ИППО вчера и сегодня // Императорское православное палестинское общество: К 130-летию со дня основания. Международная научная конференция 11 ноября 2011 года / Н. Н. Лисовой. — Москва: Индрик, 2012. — С. 59—68.
10. Цысь В. В. Паломничество жителей Западной Сибири в Палестину в конце XIX — начале XX в. / В. В. Цысь, О. П. Цысь // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2014. — № 6 (61). — С. 73—90.
11. Хитрово В. Н. Русские паломники Святой земли. Спутник православного паломника в Святую землю / В. Н. Хитрово. — Санкт-Петербург: Издание Императорского Православного Палестинского общества, 1905. — 256 с.

Memories of Siberian Pilgrims on Palestine of Late 19th — Early 20th Century as Historical Source1
© Aleksandr A. Valitov (2019), orcid.org/0000-0002-2338-7880, PhD in History, research scientist, Omsk State University named after F. M. Dostoevsky (Omsk, Russia), val11@bk.ru.
© Tatyana A. Kibardina (2019), orcid.org/0000-0003-1814-2800, PhD in History, associate professor, Tyumen State University (Tyumen, Russia), takibardina@mail.ru.

The intensification of pilgrimages to the main Christian shrines of the inhabitants of the Russian Empire during this period is naturally associated with the emergence and activities of the Imperial Orthodox Palestinian Society (IOPS). Regional departments of the society appeared in Siberia (Tobolsk, Tomsk, Yenisei, Chita and Yakut departments). The authors note that thanks to the activities of local departments of the IOPS, the broad strata of the inhabitants of the Empire at the turn of the 19th — early 20th centuries were able to make pilgrimages to the Holy Land. It is reported that the written memories of Siberian pilgrims who made multi-day trips to the main shrines of the Middle East have been preserved. The study of these materials allows to conclude that the records were mainly kept by the clergy, some of them were published on the pages of the local diocesan press. The authors point out that the pilgrims, writing down their impressions and memories, paid special attention to the image of Palestine. It is indicated that part of the memories and personal experiences were used as an important source in the Palestinian readings conducted by the regional divisions of the IOPS. It is argued that the diary entries are an important historical source that allows readers to create a holistic image of Palestine.

___________
1 The study is supported by the RSF grant (project No. 18-78-10062).

Key words: Imperial Orthodox Palestinian Society; Holy Land; memoirs; diaries; pilgrims; Siberia.

Material resources
Fedyushin, V. Iz dnevnika svyashchennika-palomnika. Otdel neofitsialnyy (1902). Tobolskiye eparkhialnyye vedomosti, 7: 72—79. (In Russ.). Iz dnevnika seminarista Nikona Ustavshchikova (Ekskursiya vospitannikov Krasnoyar-skoy Dukhovnoy Seminarii vo Sv. Zemlyu, letom 1908 g.) Otdel neofitsialnyy (1909). Eniseyskiyye eparkhialnyye vedomosti, 8: 35—40; 9: 33—36; 11: 27—35; 17: 15—22; 20: 25—32. (In Russ.). Iz dnevnika seminarista Nikona Ustavshchikova (Ekskursiya vospitannikov Krasnoyar-skoy Dukhovnoy Seminarii vo Sv. Zemlyu, letom 1908 g.) Otdel neofitsialnyy (1910). Eniseyskiyye eparkhialnyye vedomosti, 1: 31—40; 4: 30—37; 12: 40—47; 16: 19—27; 18: 26—33; 20: 17—23; 23: 22—32. (In Russ.).
Iz dnevnika seminarista Nikona Ustavshchikova (Ekskursiya vospitannikov Krasnoyar-skoy Dukhovnoy Seminarii vo Sv. Zemlyu, letom 1908 g.) Otdel neofitsial-nyy (1911). Eniseyskiyye eparkhialnyye vedomosti, 7: 34—40. (In Russ.).
Ko Grobu Gospodnyu. Pribavleniye k Irkutskim eparkhialnym vedomostyam (1900).
Irkutskiye eparkhialnyye vedomosti, 11: 25l—263; 12: 2ll—281; 13: 306—308; 14: 328—334; 17: 414—420; 18: 44l—452; 19: 451—454; 22: 513—516; 24: 553—558. (In Russ.).
Ko Grobu Gospodnyu. Pribavleniye k Irkutskim eparkhialnym vedomostyam (1902).
Irkutskiye eparkhialnyye vedomosti, 1: 1—8; 2: 22—30; 3: 40—46; 4: 54— 59; 5: l3—l8; 6: 86—93; 7: 103—111; 8: 129—139; 9: 149—158; 10: 1l5—184; 11: 198—215. (In Russ.).
Pisma iz Iyerusalima. Pismo pervoye ot 1l noyabrya 1910 g. Otdel neofitsialnyy (1911). Tobolskiye eparkhialnyye vedomosti, 5: 95—100. (In Russ.).
Pisma iz Iyerusalima. Pismo vtoroye ot 24 yanvarya 1910 g. Otdel neofitsialnyy (1911). Tobolskiye eparkhialnyye vedomosti, 6: 114—119. (In Russ.).
Pisma iz Iyerusalima. Pismo tretye. Otdel neofitsialnyy (1911). Tobolskiye eparkhialnyye vedomosti, 8: 193—200. (In Russ.).
Pisma iz Iyerusalima. Pismo tretye, Prodolzheniye Otdel neofitsialnyy (1911). Tobolskiye eparkhialnyye vedomosti, 11: 232—236. (In Russ.).
Turinskiy svyashch. Se-l-kh-v. O palomnicheskom stranstvovanii moyem na blizhniy Vostok v Turtsii. Otdel neofitsialnyy (1906). Tobolskiye eparkhialnyye vedomosti, 6: 422—425; 20: 52l—531. (In Russ.).
Turinskiy svyashch. Se-l-kh-v. O palomnicheskom stranstvovanii moyem na blizhniy Vostok v Turtsii. Otdel neofitsialnyy (190l). Tobolskiye eparkhialnyye vedomosti, 2: 28—34; 7: 198—202; 13: 3l3—380; 17: 493—501. (In Russ.).

References
Aleksandrova-Osokina, O. N. (2012). Svoyeobraziya religiozno-poeticheskogo miro-vospriyatiya v ocherke D. V. Dashkova «Russkiye poklonniki v Iyeru-salime». Gumanitarnyye issledovaniya v Vostochnoy Sibiri i na Dalnem Vostoke, 4 (20): 12l—131. (In Russ.).
Anikeyev, T. E., Anikeyev, E. S. (200l). Na puti vo Svyatuyu Zemlyu: palomnicheskiye poyezdki russkikh studentov v kontse XIX — nachale XX vv. Vestnik Mos-kovskogo gosudarstvennogo universiteta servisa, 2: 101—105. (In Russ.).
Baldin, K. E. (2013). Russkiye v Svyatoy Zemle: palomnicheskiye dnevniki kak istoch-nik. Labirint. Zhurnal sotsialno-gumanitarnykh issledovaniy, 2: 45—62. (In Russ.).
Baldin, K. E. (2016). Severnyye palomniki v Svyatoy Zemle: iz istorii puteshestviy russkogo dukhovenstva v Palestinu v nachale XX veka. Na puti k grazhdan-skomu obshchestvu, 3 (23): 94—105. (In Russ.).
Baldin, K. E. (201l). Russkiye v Svyatoy Zemle: palomnicheskiye memuary. Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nau-ki, 3 (10): 35—48. (In Russ.).
Dmitriyevskiy, A. A. (1905). Tipy sovremennykh russkikhpalomnikov v Svyatuyu zemlyu.
Sankt-Peterburg: Imperatorskoye Pravoslavnoye Palestinskoye Obshchest-vo. (In Russ.).
Grushevoy, A. G. (2017). Materialy k istorii deyatelnosti Imperatorskogo pravoslavnogo palestinskogo obshchestva v nachale XX veka. Vestnik Ekaterinburgskoy dukhovnoy seminarii, 2 (18): 153—331. (In Russ.).
Izotov, A. B. (2017). Russkoye palomnichestvo na Svyatuyu Zemlyu: aspekty istorio-grafii. Khristianstvo na Blizhnem Vostoke, 1: 167—181. (In Russ.).
Khitrovo, V. N. (1905). Russkiye palomniki Svyatoy zemli. Sputnik pravoslavnogo palomnika v Svyatuyu zemlyu. Sankt-Peterburg: Izdaniye Imperatorskogo Pravoslavnogo Palestinskogo obshchestva. (In Russ.).
Lisovoy, N. N. (2012). Russkaya Palestina kak natsionalnyy proekt: k kontseptsii IPPO vchera i segodnya. In: Imperatorskoye pravoslavnoye palestinskoye ob-shchestvo: k 130-letiyu so dnya osnovaniya. Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya 11 noyabrya 2011 goda. Moskva: Indrik. 59—68. (In Russ.).
Tsys, V. V., Tsys, O. P. (2014). Palomnichestvo zhiteley Zapadnoy Sibiri v Palestinu v kontse XIX — nachale XX v. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovsk-ogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 2: Istoriya. Istoriya Russkoy Pravo-slavnoy Tserkvi, 6 (61): 73—90. (In Russ.).

For citation:
Valitov A.A., Kibardina T.A. Memories of Siberian Pilgrims on Palestine of Late 19th - Early 20th Century as Historical Source. Nauchnyi dialog. 2019; (4): 213-224. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2019-4-213-224

© Валитов Александр Александрович (2019), orcid.org/0000-0002-2338-7880, кандидат исторических наук, научный сотрудник, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия), val11@bk.ru.
© Кибардина Татьяна Александровна (2019), orcid.org/0000-0003-1814-2800, кандидат исторических наук, доцент, Тюменский государственный университет (Тюмень, Россия), takibardina@mail.ru.

Для цитирования:
Валитов А.А., Кибардина Т.А. Воспоминания сибирских паломников о Палестине конца XIX - начала ХХ веков как исторический источник. Научный диалог. 2019 - №4. С. 213-224. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2019-4-213-224

УДК 94(47).083
DOI: 10.24224/2227-1295-2019-4-213-224

Научный диалог

Тэги: традиции паломничества, ИППО, Святая Земля, святыни Палестины, святыни Иерусалима

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню