Праздник Преображения на горе Фавор
Антонин мученик (около 570 г.) в своем сочинении «De locis sanctis» упоминает о трех церквах на Фаворе (tres ecclesiae) [3] в память того обстоятельства, что апостол Петр во время Преображения предлагал Спасителю построить три кущи: одну Ему, одну Моисею и одну Илии (Лук. IX, 39). Аркульф (около 670 ч.) также подтверждает существование здесь трех церквей, при сем считает их «ecclesiae celebriores» — церквами славнейшими, и упоминает о монастыре со множеством келий для монахов и о странноприимнице для путешественников [4]. Беда Достопочтенный (около 720 г.), повторяя Аркульфа, о монастыре Фаворском говорит, что он был большой (grande mona sterium) и с грандиозными сооружениями (magna ge-stans edificia), окруженными стеною[5]. Вильбальд (723—726 г.) указывает, в честь кого созданы были эти три церкви: в честь Спасителя, Моисея и Илии [6]. Монастырь, воздвигнутый венгерскими царями, был населен венгерскими монахами ордена св. Павла, первого пустынника[7]. Анонимный памятник «Commemo-ratorium de casis Die vei monasteriis», относимый к 808 году, говорит даже о четырех церквах на Фаворе, называя первые три вышеуказанными именами, а четвертую оставляет без имени и упоминает, что в данное время здесь жил епископ Феофан [8].
Фаворские монастыри до середины почти XIX столетия находились в полном запустении и лежали в развалинах, но память о том, что с горою Фаворскою связывается церковное предание, как о месте преображения Господня, живо хранилась среди христиан Назарета, как православных, так и католиков. Обыкновенно 6 августа гору Фавор посещали многие православные паломники из Назарета, а католические (францискане) иноки рано утром, среди грандиозных развалин некогда величественного здесь монастыря, в одной небольшой пещерке, на праздник Преображения ежегодно совершали мессу [14].
Слава о суровых подвигах старца Иринарха и его юноши-послушника Нестора быстро разнеслась по всей Галилее и принесла ему большую популярность и глубокое уважение не только среди православных, но даже у бродящих под горою, совершенно независимых, мусульман-бедуинов. Глава этого племени Акиль-ага, почитая его за христианского дервиша, т. е. человека, живущего в Боге, прибегал нередко к нему за советом, почитал для себя грехом нанести ему чем бы-то ни было огорчение и был готов во всякое время и при всех опасностях мужественно защищать его.
Довести сооружение храма до конца и дать ему приличную внутреннюю отделку о. Иринарху, за отсутствием денежных средств, однако, не удалось. Пришлось искать помощи в этом благом начинании у благословенной и щедролюбивой России и привлечь ее к окончанию начатых построек. Бывший начальник русской Духовной Миссии в Иерусалиме Кирилл епископ мелитопольский (10 февр.1866 г.), лично хорошо знавший девяностолетнего старца Иринарха, представил через д. с. с. Чичерина особую записку, с изложением дела о сооружении Фаворского храма, для доклада великому князю Константину Николаевичу, председателю Палестинского Комитета. «Св. Фавор, запечатленный великим евангельским событием, писал он 15 сентября 1859 г. в этой записке, но несчастно забыть теперь и оставлен без внимания местными православными властями, между тем как латины рыщут уже около него, усиливаясь взять; его себе в добычу.
Но в июне 1861 года начальник русской Духовной Миссии епископ Кирилл возбудил ходатайство перед консулом о выдаче ассигнованных на Фаворский храм денег патриарху, который «в настоящее время в затруднительных обстоятельствах относительно доходов, а постройке церкви на Фаворе, полезное вообще для православия, не может быть отсрочено по причине интриг со стороны иноверцев» [23]. Великий князь Константин Николаевич, выразив желание в этом деле помочь патриархии, по решению Комитета, на основании соображений статс-секретаря Б. П. Мансурова, согласился, однако же, под условием, чтобы деньги, «определенные на Фаворский храм, хранясь в кассе Иерусалимского консульства, были бы расходуемы постепенно через посредство кайфскаго агента г. Аверино, по требованиям строителя храма, на Фаворе. Г. Аверино давно уже лично занимается этим делом и ему легко будет, как отчитываться пред Иерусалимским консулом в употреблении денег, так и наблюдать за действительным расходованием 3.000 рублей на указанный предмет» [24].
Но как бы там ни было, при неусыпных заботах рукоположенного в это время в иеромонаха о. Нестора, бывшего любимого ученика старца Иринарха, который завещал ему при смерти довести до конца начатые постройки на Фаворе, и сотрудника его о. Иллариона, родом тоже молдаванина, трагически погибшего на море Тивериадском во время купания, удалось дело создания храма на Фаворе довести до конца. Вот как описывает этот храм наш русский путешественник В. Каминский, посетивши Фавор в апреле 1862 года, т. е. всего за несколько месяцев до его освящения. «Здание, пишет он, очень хорошее и обширное, в греческом вкусе, с тремя приделами, но внутри ничего нет. Два крайние придела вовсе открыты, средний большой тоже не имеет иконостаса, даже ни завесы, которая бы заменила его, а вместо этого из древесных ветвей сделана стена, царские врата вовсе без врат и даже не завешаны завесой, окна без стекол. В нижней части храма навалены кучи извести, на ветвях иконостаса висят только три местные иконы: Спасителя, Богоматери и Преображения, пред ними два самые простые подсвечника. Каменный престол обнаженный и покрывается самым скудным покровом. Все показывает, что патриархия не принимает никакого участия в существенном» [27].
Для внутренней отделки и благоукрашения храма потребовались новые жертвы со стороны России. Благодаря указаниям и просьбам начальника русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина Капустина, бывший посол русский в Константинополе граф Н. П. Игнатьев в 1869.г. выхлопотал у русского правительства для Фаворской обители 2.000 рублей[29], с помощью которых храм принял тот приличный; вид, в каком его находят наши паломники в настоящее время, имея пред своими глазами убранство обычного русского храма уездного города. Следы древних сооружений св. Елены здесь можно видеть лишь в алтарных абсидах через царские двери. Почивший Aвгустейший председатель Императорского Православного Палестинского Общества великий князь Сергей Александрович, во время путешествия в Галилею, подарил сюда дорогой образ Преображения, который хранится в алтаре.
С левой стороны храма, в виде базилики увенчанной небольшим куполом, тянется целый ряд, келий, предназначенных для помещения интеллигентных и состоятельных паломников. Для простых паломников, не свыше 400 человек, имеются две обширные задние комнаты, с сводчатыми потолками, застланные циновками, и большой зал во втором этаже, пред помещением игумена, в так называемых патриарших палатах, выстроенных на средства бывшего антиохийского патриарха Спиридония (1891—1897), в два этажа, с терассою наверху. Дом патриарший примыкает к корпусу келий в конце монастырских зданий. Колокольня монастырская; построенная на средства русской благодетельницы Ольги Кокиной, стоить над воротами монастырской ограды, с боку, на значительном расстоянии от храма. Против входа в церковь устроена кухня для варки паломникам горячей пищи и куб для кипятку. Двор монастырский и прилегающие к нему ограждения засажены кипарисами, смоковничными деревьями, виноградными лозами и маслинами [30].
Но, как и в остальных местах Св. Земли, так и на Фаворе, дело не обошлось без недоразумений у православного монашества с местными турецкими властями и с католиками францисканцами, проживающими в Назарете. Опасаясь, чтобы православные не завладели всею Фаворскою горою, францискане вступили с православными в мирный полюбовый договор и постарались с ними размежеваться и установить добрососедские отношения, которые, однако же, наладились лишь с течением времени.
Когда старец Иринарх приступил к сооружению храма и жилых помещений на Фаворе, то акрский паша потребовал от него доказательства прав на эти постройки иеродиакон Нифонт, впоследствии назаретский митрополит (28 декабря 1898), в качестве официального представителя Иерусалимского патриарха, представил фирман, выданный бывшим акрским пашею Абдаллою в 1827 г. [31] на право возобновления развалин Преображенского храма и тем положил предел всякого рода недоразумениям. С этой стороны несколько сложнее дело обстояло с католиками.
Францискане, увидав, что православные ведут серьезно дело построения храма на Фаворе, поспешили овладеть второю половиною горы Фавора, с грандиозными остатками бывших здесь некогда латинских сооружений. Но, когда они начали свои постройки в этой части горы, то протест неожиданно для них выразил и могущественный в свое время Иерусалимский католический патриарх Валерга, который признал действия францисканцев неправильными в том отношении, что, по началу, признанному римским престолом, латинские монашеские ордена на Востоке не должны приобретать вновь св. мест и устраивать на них свои частные учреждения без предварительного согласия его, как лица, в руках которого Рим счел необходимым сосредоточить управление всеми, вновь приобретаемыми католиками, владениями, и которому принадлежало направление всех дел католической пропаганды в Сирии и Палестине. На основании этого начала патриарх Валерга потребовал, чтобы место Преображения на Фаворе принадлежало не францисканцам, а всей Западной Церкви и, следовательно, было подчинено ему, как патриарху. Генерал францисканского ордена, проживавший в Риме, Бернардино да Монтефранко, чтобы оградить начатая постройки на Фаворе от вмешательства католического патриаpxa Валерги и местных турецких властей, потребовал от настоятеля Назаретского Благовещенского монастыря Фра Анжёлло доказательства на право владения развалинами древнего Преображенского храма и прилегающего к ним участка земли. Оказалось, что францисканцы на это приобрели право документом от того же акрскаго паши Абдаллы, от которого имели фирман и греки, но в этом документе выражено было лишь дозволение инокам Благовещенского монастыря священнодействовать на Фаворе в день Преображения. Желая это право подкрепить иными доказательствами, Фра Анжелло просил Назаретского митрополита Нифонта дать письменное удостоверение, что францисканцы действительно ежегодно ходят на св. Гору и проводят там весь день Преображения в молитве на тамошних развалинах древних католических храмов. Митрополит Нифонт согласился на выдачу такого документа, но под условием получения от францисканцев подобного же заверительного акта, что и греки, в свою очередь, также ежегодно совершали здесь свое богослужение на своих древних Фаворских развалинах. По получении этих актов, и произошло уже окончательное размежевание между православными и католиками на горе Фаворе, при чем те и другие обвели свои владения прочными стенами на мокрой кладке, оставив между стенами нейтральную полосу для дорожки.
Претензии патриарха Валерги увенчались полным успехом лишь после того, как ему удалось сломить упорство францисканцев и положить предел их безконтрольному господствованию на святых местах Св. Земли, но фактически и доселе католические сооружения на Фаворе находятся в полной зависимости от настоятеля францисканского Благовещенского монастыря в Назарете, откуда на известное число лет высылается известное число иноков для богослужений, для приема пилигримов и для хозяйственных распоряжений на горе Фаворе. Такая связь Назарета с Фавором имела весьма благодетельные последствия для печальных руин некогда величественного католического монастыря. На месте Преображения был построен небольшой, но весьма изящный базиличного типа храм, обращенный алтарем на юг, а входными дверями на север, рядом с ним музей, в котором собраны все весьма любопытные и многочисленные памятники скульптуры, богослужебных принадлежностей, надписей и т. п., найденные в грандиозных развалинах древнего монастыря. Рядом с музеем, подвигаясь па запад, имеется обширная столовая для пилигримов, комнаты для их ночлега и помещения для братии и управляющего католическими странноприимными заведениями, обставленными во всех отношениях на столько уютно и со вкусом, что они могут удовлетворять самого требовательного туриста.
В восточной части католического участка находятся раскопки древней соборной базилики с явно сохранившимися следами абсидов, древних пилястр, алтарных преград, месть для колонн, фрагментов колонн и нарфиксов.
Хорошо тесанные огромные камни в стенах свидетельствуют о древности построек и по ним можно думать, что в этом древнем сооружении сохраняются остатки сооружений св. Елены. Вся северная часть двора католического места некогда была застроена: храмами, алтари которых ныне с полною ясностью открыты и очищены от векового мусора, и весьма грандиозными монастырскими сооружениями.
Обозревая описываемые сооружения и развалины католического места нельзя не придти к тому вполне вероятному заключению, что владельцами места преображения Господня на Фаворе следует считать католиков. За это говорят величественные по истине монументальные руины на этом месте обширных древних христианских сооружений, явившихся здесь безспорно результатом важнейших и древнейших христианских преданий, связанных с этим священным местом. Что же касается места на Фаворе, где находится ныне греческий храм Преображения, то это или место, на котором спали апостолы Петр, Иаков и Иоанн, когда Господь Иисус Христос взошел на гору помолиться (Лук. IX, 28, 82), или, как свидетельствуют все западные паломники и наш игумен Даниил, место, где в древности стоял храм во имя пророков Моисея и Илии, собеседников Спасителя во время Преображения.
Религиозная жизнь на Фаворе достигает наивысшего напряжения и оживления во время великого поста и сейчас после Пасхи, когда приходят туда из Иepyсалима многочисленные русские паломнические караваны. В остальное же время года посетители Фаворской обители бывают немногочисленны—это незначительные группы паломников, почему либо не успевших побывать здесь с большими организованными Императорским Православным Палестинским Обществом караванами, или экскурсанты — учащие и учащееся из Poссии, или воспитанники Назаретской, имени В. Н. Хитрово, учительской семинарии Общества.
К 6 августу, ко дню праздника Преображения Господня, жизнь на Фаворской горе принимает не только характер оживленный, но даже излишне игривый, чуждый совершенно царящему здесь в обычное время спокойствию и полному безмолвно. К этому празднику в былое время прибывали из Иерусалима лишь небольшие караваны паломников с нанятым за свой счет проводником-добровольцем. Караваны эти, в виду стоящей в это время сильной жары в Иудее и Галилее, совершались сухопутно через Наблус и Дженин с заездом в Назарет и Тивериаду, в крытых фургонах на шесть и восемь человек в каждом. Но с 1911 года составляются к 6 августа уже караваны паломников и на средства Императорского Православного Палестинского Общества, под руководством служащих у него проводников-черногорцев, и совершаются по недавно законченной шоссированной дороге через Наблус и Дженин прямо на Фаворскую гору и в фургонах, и на ослах, и на лошадях, и даже по образу пешего хождения благодаря легкости дороги. Однако, караваны эти, в виду глухого паломнического сезона, не отличаются многолюдством.
Bce pyccкие паломники в Фаворской обители помещаются или в общих палатах, или в отдельных монастырских комнатах. На Фавор к празднику Преображения, кроме того, приезжают православные жители Назарета, Кайфы, Кафръ—Ясифа, Акры, Каины и других окрестных селений с семьями и располагаются поэтому за стенами обители в палатках. Из Назарета собираются к этому времени торговцы с съестными припасами и разными напитками, размещаясь в палатках или в ограде монастырской, или за ея чертою.
Для совершения торжественного богослужения в этот день прибывает с своею свитою или назаретский митрополит, или даже из Иерусалима кто-либо из епископов синодалов, обыкновенно потом остающийся здесь в обители на продолжительное время ради отдыха и пользования горным живительным воздухом и желания укрыться от изнурительной знойной духоты Святого Града.
Всем гостям приветливый игумен предлагает скромное радушное гостеприимство. В виду постного времени паломникам в трапезе обители дается по чарке водки, чечевичная похлебка с мягким хлебом, маслины, мед и чай. Туземцы чай заменяют кофе.
Отдохнувши после утомительного пути в приличных монастырских помещениях и обвеянные живительною прохладою, царящею на высотах святой Горы, с восстановленными силами, бодро паломники, по звону монастырского колокола, собираются в храм на торжественное вечернее богослужение, которое совершает владыка с местным и прибывшим духовенством. Нарочито приглашенные певцы стараются праздничному богослужению придать великолепие и интерес исполнением нотных замысловатых аниксандариев (стихи псалма «Благослови душе моя Господа»), кекрагaриев (стихир на Господи воззвах) и доксастариев (славников). Кроме обычнаго торжественнаго малаго выхода всех священнослужителей для пения «Свете тихий», совершается и благословение хлебов на литии, при чем, когда стечение богомольцев в храме бывает значительное, для совершения литии и благословения хлебов выходят на монастырский двор под открытое небо. Такое всенародное богомоление, в сумраке быстро наступающей ночи, под небом, усеянным ярко светящимися звездами, производит сильное впечатление на молящихся.
После вечернего богослужения богомольцы, записав имена своих родных и знакомых для поминовений на праздничной литургии и передав посильную лепту монастырской братии, выходят из храма, пит вечерний чай с хлебом и быстро ложатся спать, чтобы с первым звоном быть на ногах за праздничною заутренею, которая начинается с рассветом.
Иначе совершенно проводить канун этого великого праздника приезжие туземцы. На монастырском дворе и в палатках за порогом обители всю эту ночь до самой зари царит безшабашное веселье: пьют раки и ликеры, стреляют из ружей и пистолетов, поют народные песни, танцуют, ведут шумные разговоры, переходящее нередко в настоящую драку. Только удар монастырского колокола к заутрени прерывает эту несвойственную предпраздничному времени дикую opгию и водворяет тишину в случайном таборе православных христиан, явившихся на святую Гору праздновать великую тайну преображения Господня…
Заутреня, на которой присутствуют все без исключения русские паломники, из коих весьма многие и готовятся приступить к принятию Святых Таин — Тела и Крови Христовых, а равно и некоторые из благочестивых туземцев, совершается обычным порядком, по чину Великой Константинопольской Церкви, до великого славословия, после которого непосредственно следует литургия. Если совершает литургию apxиерей по принятому обычаю для праздничных дней, облачение его происходить пред литургиею на средине храма, при чем священные архиерейские одежды выносят из алтаря сослужащие с ним иереи, после возгласа диакона: «иереи, изыдите». За литургиею, а равно и на заутрени произносятся на славянском языке некоторые ектеньи и возгласы и читаются апостол и евангелие на литургии на трех языках— греческом, арабском и славянском. На великом выходе поминаются русский Царствующий Дом и православные государи греческие, сербские и черногорские. В обычное время литургии говельщики приступают к св. Тайнам.
В конце литургии служится молебен и совершается крестный ход вокруг храма Преображения. На ектеньях во время этого хода поминаются имена православных государей. Туземцы, собравшиеся на монастырском дворике этому времени в значительном количестве, встречают крестный ход оживленными приветственными кликами и стрельбою из револьверов.
Местные христиане ко дню праздника Преображения приурочивают нередко и крещение своих младенцев, а равно и время совершения первого пострига над детьми, достигшими уже трехлетнего или даже более возраста. Поэтому в канун праздника на Фаворе в обители совершается крещение младенцев, а в самый день праздника на литургии, по прочтении Евангелия, епископ читает положенный в чине крещения молитвы «на пострижете, власов» и совершает крестообразно постриг детей, говоря: «Постригается раб Божий, имя рек, во имя Отца и Сына и Святаго Духа», после чего произносится краткая сугубая ектенья за Bocприемника и постригаемаго и совершается отпуст. По выходе из храма, пострягаемых детей сажают на коней и с пением народных песней и радостными восклицаньями, при пальбе из пистолетов, в сопровождении родителей и родственников, обвозят троекратно вокруг храма, а потом все удаляются в палатки для семейных торжеств и веселья.
Pyccкие паломники после литургии отправляются в монастырскую трапезную, где им предлагаются чай с хлебом, маслины, мед, иногда рыба и чечевичная похлебка. Отдохнув после богослужения и посетив пещеру Мелхиседека и здания католического монастыря на месте Преображения, с грандиозными развалинами древних coopyжений, русские паломники покидают гостеприимную Фаворскую обитель и направляются сухопутно в Иерусалим но прежней дороге. Туземцы остаются до вечера на Фаворе и проводят всю следующую ночь в танцах и песнях, празднуя свои семейные торжества. Большинство из них уезжает с Фавора ранним утром следующего дня, а некоторые, ради прохлады и чистого горного воздуха, остаются под кровом обители гостями игумена несколько дней и после праздника.
Примечания
[1]. В виду господствующего значения горы Фавор над окружающею местностью, гора эта сыздавна имела военно-стратегическое значение. Здесь были и римские укрепления. Поэтому, некоторые ученые не желают в «горе высокой» видеть гору Фавор, а предпочитают ей параллельную гору Ермон, как более удаленную якобы от Mирской суеты и удобную для уединенной молитвы нашего Спасителя и Его славного преображения. Но эти ученые оставляют без внимания слова апостола Петра, обращенные в восхищении к Спасителю: «Господи, хорошо нам здесь быть. Вели хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». (Матф. XVII, 4). Каким бы пламенным энтузиазмом ни обладал св. апостол Петр, он едва ли мог избрать местом постоянного жительства соседний Ермон, с которого к тому же и, нет возможности созерцать тех очаровательных картин природы, какие открываются в действительности с вершины благодатного (1.100 футов высоты) в климатическом отношении и богатого растительностью и влагою Фавора.
[2]. Прав, палест. сборн. т. IV, в. И (в. XI) Спб. 1886, стр. 256, 260—261.
[3]. Tobler et Molinier. Itinera Hierosolymitana t. l, pag. 94.
[4]. Ibid pag. 185
[5]. Ibid pag. 230
[6]. Ibid pag. 260.
[7]. А. Норов. Путега. по св. Земле в 1835 г. ч. II, стр. 208. Спб. 1854. Кроме венгерского монастыря, на Фаворе были еще церкви: соборная, отличавшаяся великолепием, построенная Танкредом, и третья, принадлежавшая клюйским монахам (moines des Clygny).
[8]. Tobler et Molinier. Itinera Hierosolym t. 1 p. 304.
[9]. Это определение вполне отвечает нынешнему положению греческого храма во имя Преображения Господня
[10]. Прав. Палест. Сборн. III и IX вв. стр. 111—115 Спб. 1885.
[11]. Там же стр. 286.
[12]. Прав. Палест. Сборн. в. XXIII (т. VIII, в. II) стр. 8 — 9, 37— 38. Спб. 1889.
[13]. Там же т. XIV, в. 1, стр. 2, 11, Сиб. 1895 г.
[14]. «Развалины храма преображения заметны на восточном, высочайшем крае Фавора, и еще сохранились следы нижнего яруса, куда прежде ежегодно, пишет А. Н. Муравьев, приходил совершать литургию греческий епископ Птолемаиды. Ныне только католические иноки Благовещения вместе с христианами Назарета, стекаются благочестивою толпою, накануне праздника на священную вершину Фавора. Там проводят они и отдыхе или молитве летнюю ночь, очаровательную под небом Востока, окруженные ярким течением звезд. Еще до рассвета пробуждается Фавор их торжественным гимном, а солнце, возстающее из-за гор Аравии, первыми лучами озаряет в поднятой священной чаше, дивное преображение хлеба и вина в искупительное Тело и Кровь, и пред сим великим таинством падает ниц смятенный сонм народа, как бы внемлюши гласу: «Сей есть Сын мой возлюбленный, о нем же благоволих». (Путеш. ко св. местам в 1830 г. ч. II, стр. 182—183 Спб. 1932 г.).
[15]. В народном предании туземцев личность создателя нынешнего греческого монастыря преображения на Фаворе, старца Иринарха, почему-то именуемого иногда Леонидом, приобрела характер мистический, легендарный. Явился он, по этому сказанию, в Св. Землю и избрал для себя место жительства в пустынной горе Фавор, по указанно Божию, которое дано было ему в чудном сновидении. Жил старец на св. горе в полном благоволении и любви не только у христиан и кочующих диких бедуинов, но даже у диких зверей. Он, по рассказам, имел при себе тигра, змею и несколько других диких зверей, который, кормил из собственных рук. Звери не только слушались старца, но не трогали и паломников, приходивших к нему за благословением или советами. Старец считался нелицеприятным судьею, советником и прозорливцем не только у православных, но и мусульман, а по сему находился всегда в самых дружелюбных отношениях со всеми. Все охотно шли к нему на совет и беседу. Словом его все дорожили и верили, что сказанное старцем должно непременно исполниться. Так, встретив однажды по дороге в Газу купцов, гнавших стадо баранов на продажу, старец поздоровался с ними и сказал: «Машалла, машалла, да сохранить их Бог для вас». Купцы в Газе не продали ни одного: барана. На обратном пути купцы встретили снова старца и стали жаловаться ему на свою полную неудачу и убытки. Старец сказал: «милые мои, очень жаль, что вы столько понесли убытков. Желаю вам сбыть свое стадо с большею прибылью». У Биръ-Льамира около Назарета стадо баранов было продано теми же купцами по весьма выгодной цене … И таких рассказов доселе ходит в народе очень много.
([16]. К. Аверино при Палестинском Комитете и Палестинской Комиссии заведывал и русскими странноприимными домами в Хайфе и Назарете.
[17]. Пиастр около 8 к. на наши деньги.
[18]. Разумеется рождение второго сына великого князя Константина Константиновича, ныне благополучно здравствующего Августейшего президента Императорской Академии Наук
[19]. Дело Палест. Комит. № 15 (бывшаго Азиатск. Департ. № 926) л. 3 об.—1.
[20]. Там же л. 11, об.
[21]. Там же л. 16.
[22]. Там же л. 21.
[23]. Там же л. 20, об.
[24]. Там же л. 23.
[25]. Там же л. 26 об., 27
[26]. Там же л. 28.
[27]. 2 ч. Воспоминаний «за годы с 1 июля 1861 по 17 апреля 1864 г.» В. Каминскаго рукоп. Библ. Ими. Прав.Пал. Общества.
[28]. Дело Пал. Комитета № 15 (Аз. Ден. № 926) л
[29]. А. Дмитриевский, «Граф Н. П. Игнатьев, как церковно-политический деятель на православном Востоке», Спб. 1909 г. стр. 28.
[30]. «И есть пред градом тем полне красно уродилося на версе горы тоя, — описываетъ красоты природы Фаворской горы наш паломник игумен Даниил,— то есть чюдно и дивно Божие устроениe, еже есть натоль высоце, иже воде быти ту; много бо воды есть на горе той на самом версе, то и нивы суть, и винограды добрии и древеса овощна многа суть по горе той, и видети с нея далече вельми» (Прав. Пал. Сборн. III и IX в. стр. 112—113).
[31]. Симпатичная характеристика этого паши Абдаллы имеется в книге А. Н. Муравьева «Путешествие ко св. местам» т. II, стр. 178—179. Спб. 1832 г.
Издание Императорского Православного Палестинского Общества. 1913 год