RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

30 декабря 1839 высочайше утверждено предложение МИД о перенесении русского консульства из Яффо в Бейрут

30 декабря 1902 вел.кн. Сергей Александрович и вел. кнг. Елизавета Федоровна присутствовали на освящении домового храма Московского епархиального дома, где располагался Московский отдел ИППО

31 декабря 1885 секретарь ППО М.П. Степанов изложил Д.Д. Смышляеву причины постройки Сергиевского подворья в Иерусалиме

Соцсети


«Книга странствий» иеромонаха Иеронима (Суханова)

Передача "Плод веры" на телеканал "Союз"

«Книга странствий» иеромонаха Иеронима (Суханова) - уникальное описание святых мест Иерусалима и Афона, сделанное в 1858-1859 годах. Ирина Пятилетова рассказывает о том, как чудесным образом в запасниках Российской государственной библиотеки был обнаружен этот труд, и объясняет, в чем уникальность этого документального свидетельства, включающего не только текстовые описания, но и зарисовки святых мест.

– Сегодня мы поговорим об уникальной книге, которую Вы подготовили, и, насколько я знаю, Вы много лет ею занимались. В чем уникальность этого издания? Она посвящена паломничеству иеромонаха Иеронима, которое было совершено в середине XIX века на Святую Землю и Гору Афон. В чем ценность именно этой рукописи, ведь не он один совершал паломничества и не он один оставлял такие записи и воспоминания?

– Именно в таком виде, с таким обилием иллюстраций и подробнейшим описанием путешествия, эта рукопись на самом деле уникальна. Она случайно была обнаружена в Российской государственной библиотеке при работе над историей Николо-Пешношского монастыря. На протяжении нескольких лет я пыталась найти издателя для этой книги, обращалась и к политикам, и к издателям, и к служителям Церкви, говорила, что есть такая рукопись (я не могла ее показать), никто не верил, что она на самом деле уникальна. Но, работая в архивах, я видела, что она хранилась в ризнице Николо-Пешношского монастыря.

Сам иеромонах Иероним исполнял несколько послушаний в обители, одно из них состояло в том, что он занимался монастырской библиотекой, которая находилась в колокольне. И перед тем как стали изымать церковные ценности из монастырей города Дмитрова и Дмитровского уезда, в колокольню во время грозы ударила молния, и библиотека сгорела вместе со всеми архивами и книгами. Но записи самого Иеронима находились в ризнице, поэтому они дошли до нас. Рукопись сохранилась великолепно, потому что ее очень быстро изъяли из музея Дмитрова, и сначала она была в областном краеведческом музее, а потом попала в Российскую государственную библиотеку и пролежала там долгие, долгие годы. Среди обилия рукописей малоизвестный иеромонах Иероним (Суханов) не был востребованным для читателей.

В конце концов совершенно случайно было предложено начать издавать серию книг по истории Православной Церкви. Это предложение сделал председатель Московской областной Думы Иван Васильевич Чарышкин, президент благотворительно фонда «Святая Русь». Он предложил создать целую серию книг по истории Православной Церкви, выбрал именно «Книгу странствий», и дальше начали действовать соборно. Между Российской государственной библиотекой и Дмитровской муниципальной библиотекой были партнерские соглашения о том, чтобы сотрудничать в рамках разных направлений. И мы обратились к президенту Российской государственной библиотеки Виктору Васильевичу Федорову с просьбой предоставить электронные экземпляры этой рукописи. Нас поддержали, и через короткое время появилась «Книга странствий».

«Путешествие к святым местам – это всегда путь к самому себе, к лучшему, что есть в нас, к искре Божией».

В 1858 году пешношский иеромонах Иероним (Суханов) отправился в путешествие в Иерусалим и на Афон. Результатом этого пути стала его «Книга странствий», которую он до самой своей кончины никому не показывал, она стала его духовным завещанием.

«Мое путешествие было с целью, чтобы остаться на Афоне, но Богу неугодно было. Что я видел и что сделало на меня впечатление, то и передаю, как сумею, в книге своей для себя, а по смерти моей для желающих знать о святых местах…»

На одном из первых листов рукописи иеромонах написал: «В казну зрелище мое по смерти моей оставляю. И если книга моя не понравится, тогда ее сожгите».

Иеромонах Иероним (в миру Иоанн) родился в городе Торжке в 1807 году. Он говорил, что был сыном благочестивых родителей Иоанна и Марии по фамилии Сухановы. Известно, что дед Иеронима Стефан Суханов был изрядным (по выражению Иеронима) иконописцем в Торжке, он не только писал новые иконы, но и реставрировал древние, находящиеся в городе.

В Николо-Пешношский монастырь Иоанн Суханов пришел в 1825 году по благословению родителей в возрасте восемнадцати лет. Но, как он потом об этом вспоминал, Пешноша (в будущем любимая и дорогая сердцу) ему тогда не приглянулась. Его сердце искало в монашестве большей строгости и большего уединения, поэтому Иоанн написал в Торжок письмо родителям, испрашивая благословения перейти на остров Валаамский или Соловецкий, но родители написали ему такой ответ: «Чадо, если приступаешь работать Господу Богу, уготови душу твою во искушения. Мы благословили тебя однажды и навсегда жить на Пешноше, а в другие монастыри другого благословения у нас нет для тебя, терпи».

Благочестивое желание видеть святые места в Иерусалиме и на Горе Афонской возродилось в сердце отца Иеронима почти с начала вступления в монастырь, но различные обстоятельства долгое время не дозволяли этому намерению исполниться. Но он шел к этому, преодолевая препятствия и странствуя по России. 21 июля 1858 года иеромонах Иероним оставил свою родную Пешношу и отправился через Москву в Одессу, а оттуда 13 сентября пароходом продолжил свое путешествие к далеким берегам Святой Земли.

«Исход мой из обители в благословенный путь на Святую Землю был 21 июля 1858 года через Москву. Получив свидетельство, я далее следовал до Одессы, где мне выдали заграничный паспорт. 13 сентября в пятом часу вечера я покинул пределы родного отечества, отправившись за границу морем на пароходе. Долго смотрел на великолепный город, расположенный на высоком морском берегу, на его гавани, на многочисленный народ, сопровождающий нас своими взорами и желающий нам благополучного плавания. Видя все это, я почувствовал некое сердечное уныние, но скоро ободрил себя надеждою на Бога, Правителя судеб наших, а темнота вечера и быстрое плавание сокрывали и удаляли берега России».

15 сентября – Константинополь, 25-го на пароходе отец Иероним отправляется к порту Яффа, 13 октября из Яффы шестьдесят русских паломников верхом выдвинулись в путь к Иерусалиму, которого достигли на другой день. Переполняемый восторгом от сознания, что он находится в Святом Граде, не сумев безмятежно спать после долгой и тяжелой дороги, отец Иероним отправляется в храм.

«Ночью я проснулся до полуночи, поскольку дух мой, обремененный желанием видеть внутренность храма, не дозволил долго спать изнемогшему моему телу. Вышел я из комнаты на площадь, с которой днем был виден город, но теперь темнота ночи скрывала его от меня, подошел к самому куполу и в верхнее окно над Голгофой слушал полунощницу, совершаемую внутри храма греческими монахами. Ее всегда начинают с 11-го часа полуночи. Монахи там и живут, над Голгофою в Голгофском монастыре. Мне весьма чувствительно с высоты было смотреть на то место, где томился на Кресте Божественный Искупитель, где источал источники крови из пяти Своих язв телесных. Здесь, пред Ним, стояла Пречистая Матерь Его с возлюбленным учеником. Они проливали свои слезы от горести сердечной пред Умирающим».

Здесь, на Святой Земле, отец Иероним встретит новый 1859 год, Святую Пасху, будет очевидцем визита в Иерусалим Великого князя Константина Николаевича с супругой Александрой и сыном Николаем. Он покинет Святую Землю 11 мая, чтобы продолжить свое странствование к берегам острова Афон. 21 мая отец Иероним ступит на землю русского монастыря на Афоне.

«Мы медленно приближались к пристани русского монастыря, его старцы ожидали нас и встретили с христианским радушием. Все наши вещи с судна перенесли внутрь монастыря и положили сохранно в магазин свой, а нас всех распределили в разные гостиные кельи. Меня же, недостойного, как иеромонаха, поместили одного в братскую келью на третьем этаже, убранную и покойную. Тогда я был в таком радостном чувстве, что не в силах о том сказать, забыл все горести морского пути и свою болезнь и более месяца прожил в Русике как в гостях, телом и душою наслаждался и назидался их пищею и примерами благими».

Святая Гора до нашего времени хранима Богом от всех наветов человеческих. Слава ее чудес и благодати Божией и чрезмерные подвиги иночествующих удивляют мир православный, ибо всякий монастырь имеет что-нибудь чудотворное, священное, древнее и достойное поклонения и удивления, привлекающее поклонников и посетителей, и православных, и даже инославных.

20 июня в келье «Достойно есть» отец Иероним примет схиму с именем Иоанн.

«Во славу Триипостасного Бога, Господа нашего Иисуса Христа, и в честь Пречистой Его Матери, Девы Богородицы, я, смиренный старец, иеросхимонах Феофилакт, уроженец болгарский и житель Святой Горы Афонской на келье “Достойно есть”, со учеником своим схииеродиаконом Сергием по прошению и желанию иеромонаха Иеронима Пешношской обители Московской епархии, что в России, был я ему духовный отец и постриг его во святую схиму с переименованием имени в Иоанна».

Через два дня отец Иероним простился с Афоном и 6 июля прибыл в Одессу. Потом будет трудная и изнурительная дорога до Москвы, и 21-го числа едва живым он был привезен в Москву, в Сретенский монастырь. Оттуда отправился в свою Пешношскую обитель, куда приехал больным 3 сентября. Слава Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу, помогшему ему начать и совершить свой путь во святые и богопребываемые места.

В 1866 году иеромонах Иероним закончил работу над книгой. По его смерти рукопись хранилась в ризнице Николо-Пешношского монастыря. После революции, когда монастыри и храмы закрывались, «Книга странствий» оказалась в рукописном отделе Российской государственной библиотеки, где она находится и в настоящее время.

– Давайте покажем нашим телезрителям, как выглядит это издание.

– Сначала предполагалось сделать факсимильное издание, то есть взять все, как было написано у иеромонаха Иеронима. В самом начале и в конце я оставила несколько страничек (из его рукописи).

Как писал сам Иероним, когда он пришел в Николо-Пешношский монастырь, то не знал ни Слова, ни Правды, и, по его словам, начиная с этого времени он прилепился к более опытным старцам, и они его обучали. Прошло какое-то время, где-то к середине 50-х годов он уже посетил около ста монастырей по всей России, причем в своей книге и в своих рукописях сам себя и всех паломников он называет словом «поклонник», потому что основная цель их путешествий была поклониться святым местам, святым мощам и чудотворным иконам.

Сама личность иеромонаха Иеронима очень интересна. Стремление увидеть своими глазами землю Афонскую и, возможно, остаться там до конца своих дней посетило отца Иеронима очень рано, но осуществить его удалось только в 1858 году, когда он получает благословение и паспорт и отправляется вместе с другими, как он пишет, «поклонниками» из города Одессы в сторону земли Иерусалимской.

Первая часть «Книги странствий» как раз этим и начинается: с одной стороны, здесь изображена карта всего его путешествия, а с другой – гавань Одессы. Он подробно описывает все, что видит, плавание, шторм…

– Благодаря этому у него было много времени и возможности записать и описать те святые места, которые для нас, современных паломников, очень узнаваемы и по описаниям, и по его зарисовкам. Со Святой Земли он направляется на Гору Афонскую. Куда он прибывает, в какой монастырь, с какой целью, как его встречают?

– Если путешествие по Палестине заняло у него несколько месяцев, то на самом Афоне русский иеромонах был один месяц и несколько дней, потому что его паспорт заканчивался 21 июля (был выдан на год) и ему надо было торопиться возвращаться в Россию. Но, пребывая на Афоне, отец Иероним до самого конца не был твердо уверен (как он потом себе признался) в том, что покинет Святую Гору, а не останется там. И здесь он обратился к Провидению.

Так получилось, что его паломническое путешествие, несмотря на то что он ощутил столько духовной радости, оказалось очень тяжелым. Отец Иероним прибыл на Афон совершенно больным, у него практически не ходили ноги; пережив тяжелейшие инфекционные болезни, лихорадки, он был встречен афонскими старцами в русском Пантелеимоновском монастыре (который он так и называет – Русик) с большой радостью, трепетной любовью. Пробыв там месяц, чувствуя, как потихонечку от него отступает болезнь, иеромонах путешествовал по другим монастырям Афона, которых во время его приезда в 1859 году было двадцать, келий и калив насчитывалось восемьсот, и проживало, как он пишет, более семи тысяч монахов.

В Русике жили как греческие старцы (около двухсот человек), так и русские (сто десять человек). Архимандрит был греком, а духовник и помощник были русскими. Как пишет сам Иероним в своих воспоминаниях, афонские монахи, конечно, не ангелы, но они на самом деле Божьи люди. Жизни на Афоне посвящена третья часть «Книги странствий» со всеми подробнейшими зарисовками монастырей, любовно прописанными деталями, описанием службы, литургической части. Когда отец Иероним писал свою книгу о путешествии по Афону, он говорил, что многие паломничали на Афон и из Николо-Пешношского монастыря, и из других мест, но из его обители никто не оставил никаких летописей.

Уже в последние дни пребывания отец Иероним понимал, что все-таки вернется в родную Пешношу, но его единственным желанием теперь было принять схиму на Афоне. Он понимал, что, приняв схиму на Афонской Горе, ему придется там остаться, тогда он стал искать, кто ему поможет тайно принять схиму, но с условием, что он будет нести свое схимническое послушание в родной Пешноше. И в келье «Достойно есть» («Аксиос») ему в этом помогли. Старец, настоятель этой кельи, постриг иеромонаха Иеронима в схиму с именем Иоанн. То есть получается, с каким мирским именем старец родился (у него и отец был Иоанн), с таким и принял схиму. И позже он подписывал свои рукописи не как послушник пешношский, а постриженник – схимник афонский.

– С чем было связано его решение не предавать гласности, публичности до самой смерти свою рукопись?

– Это остается, наверное, самой большой загадкой. Книгу он писал втайне, никому ее не показывал. По-видимому, это было одной из форм его смиренного труда. Эта работа, наверное, была для него настолько сакральна, что в одной из первых строчек он пишет, что посвящает ее своей родной Пешноше, а если книга не понравится, пусть тогда ее сожгут.

Конечно, выбранный в восемнадцать лет монашеский путь был разным, то есть отец Иероним говорил, что на протяжении своей жизни он сворачивал и налево, и направо, и в нем постоянно осуществлялась борьба, но в конце концов он все равно выходил на правильный путь.

Самое главное, мы боремся, и мы то побежденные, то побеждаем, и, как писал пешношский монах, не знаешь, каким ты встретишь свою смерть: побежденным или с победой. Поэтому, наверное, и свою рукопись он сохранил, оставил по своей смерти как завещание, в надежде, что он будет победителем на своем монашеском пути.

– Спасибо огромное, надеюсь, что у более широкого круга наших телезрителей и потенциальных читателей будет возможность ознакомиться с этим великолепным уникальным изданием.

Ведущий Александр Гатилин
Записала Елена Кузоро

Телеканал Союз

Тэги: традиции паломничества, Афон, Святая Земля, книгоиздание и периодика, манускрипты и старинные книги

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню