Венецианские святыни: мощи преподобной Марии Вифинской
Житие
Святая Мария родилась в V веке в Вифинии (на
территории нынешней западной Турции) в благочестивой семье[1]. После
смерти матери она воспитывалась своим отцом Евгением. Однажды отец
открыл ей свое намерение принять монашество для спасения души. При этом
Мария становилась наследницей отеческого состояния.
Отцу было нелегко убедить дочь в правильности своего
шага, и оба они долго доказывали друг другу свою правоту, прибегая к
свидетельствам Священного Писания. Наконец, стало ясно, что Евгений не
изменит своего решения. Тогда Мария предложила ему свой план: принять
монашество им обоим. Мария не захотела оставить отца и решила под видом
юноши войти монастырь и жить монашеской жизнью, приняв мужское имя
Марин. Они продали свое имение и раздали все деньги бедным, а затем
удалились в один монастырь[2].
Преподобная Мария Вифинская
(25 февраля святая Православная Церковь празднует память
преподобной Марии Вифинской и отца ее Евгения)
Мария в монастыре показала большое рвение в иноческом подвиге, вызывавшее одобрение у игумена и братии.
Между тем Евгений несколько времени спустя скончался.
Мария же преуспевала в духовном делании, и вскоре получила от Господа
дар изгнания бесов и исцеления болезней через возложение рук.
В том монастыре жили 40 монахов братии. Согласно
очередности каждый месяц игумен направлял четырех монахов на работу,
поскольку монастырь заботился еще о скитах, расположенных в той области.
Однажды игумен направил «брата Марина» с другими на это послушание. По
дороге монахи остановились для ночевки на постоялом дворе. По случаю там
же остановился и один солдат.
У владельца постоялого двора была дочь, которую этот
солдат склонил к греховной связи. Через несколько времени девушка
забеременела, и солдат убедил ее указать на молодого монаха, как на
виновника ее падения и отца будущего ребенка. И как только отец узнал о
том, что она беременна, девушка, действительно, указала на «монаха
Марина». В гневе ее отец отправился в монастырь, и войдя в монастырские
стены, кричал: «где этот глупец, этот лжехристианин, которого вы
почитаете монахом?» Представ перед игуменом отец девушки сетовал и
обвинял Марина за то, что теперь доброе имя его семьи покрыто позором.
Игумен пообещал изгнать Марина из монастыря, как только тот вернется с
послушания.
Едва Марин вернулся с дневной работы в монастырь, он
тут же был обвинен в мнимом преступлении. Игумен порицал его и за то,
что своим поведением он опозорил свое монашеское звание, а также всю
обитель. В этот момент Марин пал на землю и, обливаясь слезами стал
умолять: «Прости меня, отче, ради Господа, я потерял голову, как
случается с мужчинами».
Марин был изгнан из монастыря, но не ушел от его стен,
а поселился неподалеку, проводя подвижническую жизнь, перенося жару и
стужу в уединении.
Монахи, впрочем, общались с ним, поскольку его убежище
находилось неподалеку от монастыря. Они спрашивали его, почему он сидит
там на одном месте и плачет, на что он отвечал: «я совершил
блудодеяние, поэтому заслужил изгнание».
Дочь владельца гостиницы родила мальчика, которого ее
отец принес и бросил к ногам Марина. «Ничтожная и низкая тварь, –
восклицал монах: Я получаю это дитя в наказание за мою вину; но почему
это несчастное создание должно умереть вместе со мной?» Марин достал
молока у пастухов и стал заботиться о ребенке, как отец, или что
правильнее, как настоящая мать. Монаху было очень трудно растить малыша
при полном неумении обращаться с детьми и при отсутствии достаточных
средств на пропитание даже для себя самого. Тем не менее «брат Марин»
выходил малыша.
Так прошло 3 года. Братия обители, видя такое его
ревностное и жертвенное житие, приступила к игумену с требованием
вернуть Марина в монастырь, поскольку, по мнению монахов, он искупил
вину своей подвижнической жизнью. Они грозили даже покинуть монастырь,
если игумен не примет их условия. «Как Бог простит нам наши грехи, –
говорили они: если в течение трех лет у монастырских врат на наших
глазах наш брат переносит тяготы и лишения?» Наконец, они убедили
игумена принять Марина снова в монастырь, но тот подчеркнул, что
принимает его только по их настоянию и при условии, что «брат Марин»
будет последним среди братии.
Марин принял это известие с радостью и сказал, что для
него было бы большой честью поселиться лишь в притворе монастыря.
Игумен дал ему сразу же наиболее тяжелые послушания, которые тот
исполнял с прилежанием и смирением. Мальчик подрастал и находился рядом с
Марином все время, пока тот трудился. В свободные часы монах стал учить
отрока монашеской добродетели.
Однажды игумен заметил, что в течение трех дней Марин
не приходит в церковь к уставному богослужению, в то время как
обыкновенно приходил для псалмопения первым из братии. Обеспокоенный его
отсутствием, игумен отправил монахов осведомиться, не болен ли он. Они
нашли Марина уже почившим и отрока, сидящего у его тела и плачущего.
Игумен выразил сожаление, что брат скончался без должного напутствия и
причащения Святых Таин и приказал готовить его к погребению.
Монахи, приступив к омовению тела, увидели, что «брат
Марин» был женщиной. Они стали восклицать: «Господи, помилуй!».
Привлеченный их восклицаниями, игумен захотел узнать, что случилось, и
узнав, был поражен и бросился на землю перед телом преподобной и,
обращаясь к ней говорил со слезами: «Так и я должен умереть здесь у
твоих святых ног, если не услышу твоего прощения». Тотчас он услышал
голос, говоривший ему: «Если бы ты совершил это деяние, зная о
невиновности Марина, то не было бы тебе прощения, но поскольку ты
наказал его, будучи в неведении, то твоя вина тебе прощена».
Игумен сразу же сообщил о случившемся хозяину
гостиницы, который был также поражен произошедшим. Он призвал свою дочь,
и та призналась, что была обольщена солдатом и оклеветала невинного
монаха. Долгое время она была уже одержима злым духом, и как только
произнесла слова признания, стала свободной от власти демона.
Мощи Марии Вифинской
Монахи взяли святое тело и погребли в одном святом месте с великой
почестью. Согласно преданию мальчик, которого воспитывал Марин, также
принял монашеский постриг.
История перенесения мощей и почитание преподобной Марии в Венеции
Мощи преподобной были перевезены из монастыря в КП и
положены в какой-то церкви недалеко от города. Перенесение мощей
состоялось около VIII века по приказу одной из византийских императриц
по имени Мария или Марина и имело целью кроме прочего уберечь мощи от
осквернения при набегах сарацинов.
Время появления мощей святой Марии в Венеции не может
быть установлено с точностью. Есть сведения, что венецианский купец
Джованни Буора (Giovanni Buora) привез мощи в 1213 или 1230 годах и
положил их в церкви святых Алексия и Либерала (chiesa dei Santi Alessio e
Liberale) в сестьере Кастелло (sestiere Castello), после чего церковь
стала именоваться в честь святой Марии (Santa Marina).
Известно, что купец с помощью просьб и денег убедил
стражей отдать ему мощи. В раке он нашел хартию, подтверждавшую, что они
принадлежали преподобной. Затем он передал святыню капитану
венецианского судна, записав содержимое ящика как одну из восточных
специй – «коричную воду» (acqua di cannella). Отдельным же письмом Буора
оповещал своих родственников в Венеции об истинном содержимом груза.
Едва корабль вышел в море, как разыгралась страшная
буря из-за недолжного обращения со святыми мощами и по причине
нечестивого поведения моряков. Гвозди сами вылетели из пазов и крышка
деревянного ящика открылась. Все увидели святые мощи и хартию, лежащую
подле святой. Все пали ниц перед мощами, испрашивая заступничества
преподобной. Внезапно море и ветры успокоились и путь через
Адриатическое море обычно совершаемый за семь дней судно чудесным
образом проделало за одни сутки.
О перенесении мощей в Венецию повествуют Пьетро Кало
(Pietro Cal?), венецианский агиограф четырнадцатого века и дож Андреа
Дандоло в своей «Хронике», восходящей в 1350 году.
Святая Мария была весьма почитаема гражданами
венецианской республики: достаточно сказать, что в XIV веке было
основано братство святой Марии (Scuola di Santa Marina). Сам дож в
сопровождении Синьории (Государственного совета) приходил в день памяти
святой, 17 июля, поклониться ее мощам. Венецианцы же в этот день
стекались со всех концов города, который, «сам являясь морским, жаждет
приветствовать Марину»[3].
Почтить Марину приходили также армяне и греки,
проживавшие в Венеции, поскольку она происходила с их родины, с Востока,
и была православной святой.
Церковь святой Марины была в 1820 разобрана. Еще
раньше, между 1806–1810 годами приход был упразднен, а мощи святой были
перенесены в близлежащую церковь Санта Мария Формоза (Santa Maria
Formosa).
Празднование памяти преподобной Марии в Венеции
постепенно сходило на нет. Наконец, самый день памяти преподобной Марии,
17 июля, был упразднен.
Почитание преподобной Марии православными сегодня
Несколько лет подряд верующие венецианского прихода
святых Жен-Мироносиц Русской Православной Церкви в Венеции приходят в
церковь Санта Мария Формоза, чтобы поклониться мощам святой Марии и
испросить ее благодатной помощи в делах домашних и церковных, и особенно
в достойном прохождении поприща Великого Поста, ведь день памяти святой
попадает обычно в подготовительный период ко Святой Четыредесятнице или
в сам период Великого Поста.
25 февраля Святая Церковь празднует также день памяти
святителя Алексия Митрополита Московского, который является небесным
покровителем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. И
хотя день тезоименитства патриарха по его благословению часто
переносится на другой день в виду более требовательного исполнения
уставных правил (вот и в 2006 году празднование тезоименитства
Святейшего Патриарха Алексия перенесено на день раньше, на 24 февраля),
верующие особенно просят преподобную Марию помогать Предстоятелю Русской
Православной Церкви во всех его начинаниях. Прихожане молитвенно желают
Его Святейшеству многих сил и здравия и поют ему «Многая лета».
Также паломнические группы, которые все чаще приезжают
в Венецию на поклонение мощам святых угодников, всегда бывают у мощей
преподобной Марии Вифинской. Относительно посещений паломников и
совершения молитвы у святыни существует договоренность с настоятелем
церкви Санта Мария Формоза, вход в которую для обычных туристических
групп ограничен.
Значение подвига преподобной Марии
Святая Мария в своей жизни несла два особых подвига –
монашеский и другой, весьма близкий юродству по силе самоотречения и
смирения даже до крайнего самоуничижения в глазах дорогих и близких ей
людей.
Отличие же ее от монашествующих и юродивых не только в
том, что она соединила эти два подвига вместе. Монашествующий
подвизается под своим именем, в то время как святая Мария жила под
чужим. Она несла одинаковые послушания с мужчинами, а любовь ее к
богослужению и к молитве была такой, что она далеко опережала мужчин в
рвении к предстоянию пред Богом.
Юродивый бывает осмеян, но только за свой же, подчас
вызывающий возмущение обывателей и грешников, образ поведения. Вообще же
юродивых любят и стараются защищать их от насмешек. Вместе с тем,
преподобная Мария пошла на разрыв, на разлучение с дорогой ей братией
монастыря ради того, чтобы принять поношение. Крест юродства ее – в
жизни под чужим именем, и в смысле своего монашества, и в смысле своего
мнимого греха.
В древности подвиг монашеской жизни в мужском образе
предпринимали несколько святых жен. Это были Анастасия, Афанасия,
Аполлинария, Ефросиния («Смарагд»), Евгения, а также Матрона и Пелагея,
жившие в одно время с преподобной Марией.
В русской традиции тоже имел место такой подвиг.
Каждому православному известно имя киевского старца Досифея (в миру
Дарьи Тяпкиной), указавшего юноше Прохору, будущему старцу Серафиму путь
в Саровскую обитель. Наверное, были и другие, неизвестные нам, но
ведомые Богу инокини в мужском образе.
Этот особый, очень тяжелый подвиг христианской жизни
заслуживает и особого почитания того, кто его предпринял. Благодаря Богу
сейчас есть возможность приложиться к мощам святой Марии в Венеции.
Здесь, в городе, являющемся хранилищем великого множества мощей святых
Православной Восточной Церкви действует русский приход, появилась
возможность почтить большинство из находящихся в Венеции святынь,
приложиться к мощам, совершить молебен, прочесть акафист.
Молитвами преподобной матери нашей Марии Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй нас!
Примечания
[1] Житие святой Марии приводится по описанию,
записанному византийским агиографом X века Симеоном Логофетом
(Метафрастом), жившим около 960 года в КП. Житие опубликовано в издании
«Патрологии» Миня: Patrologia Graeca (PG), vol. 115, col. 247–353, Paris
1864. О ней: L. Clugnet, “Vie et office de Sainte Marina”, Paris 1905 и
J. M. Sauget, in Bibliotheca sanctorum, VIII, Roma 1966, coll.
1165–1170.
О месте рождения святой Марии существует множество
догадок. Мы приводим «вифинскую» версию, которой придерживается
Православная Церковь, есть также предположения о том, что она родилась
или в Египте, или в Сирии, или в Армении, или даже в Сицилии. О времени
рождения святой Марии также существуют разные гипотезы: от V до середины
VII века.
[2] Относительно монастыря, в котором подвизались
преподобные Евгений и Мария, также нет полной ясности. Есть сведения о
том, что эта обитель находилась в Палестине, на западном склоне горы
Ливан, неподалеку от древнего города Триполи Сирийского. Этого
предположения придерживается, в частности, и один из основных наших
источников Фламиний Корнер (F. Corner, “Notizie storiche delle chiese e
monasteri di Venezia e di Torcello”, Padova 1758, стр. 45)
[3] «Марина» в переводе с латинского означает
«морская». Таким образом, имеет место игра слов: «quia marina est,
Marinam salutare cupit». Важно обратить внимание на тот факт, что святая
Мария («святая Марина» в латинской и греческой традиции) почиталась на
Ливане вместе со святой Мариной (Маргаритой) Антиохийской. Память обеих
святых праздновалась в тех местах в один и тот же день, 17 июля.
Впоследствии эта традиция перешла и в венецианскую церковь, где память
святой Марии Вифинской праздновалась, как было уже сказано, в этот день,
совпадающий с днем памяти в Православной Церкви святой великомученицы
Марины (Маргариты) Антиохийской. Это дало повод некоторым исследователям
(смотри, например, Antonio Niero, «Santa Marina di Bitinia. Profilo
biografico», pp. 20-21) предполагать, что мощи, находящиеся ныне в
церкви Санта Мария Формоза, принадлежат не святой Марии Вифинской, но
святой Марине Антиохийской.
* * *
У главных святынь Венеции православные служат не только молебны, но и Божественные Литургии:
8 мая в день памяти святого апостола и евангелиста
Марка в соборе святого Марка в Венеции у мощей святого будет отслужена
Божественная Литургия. Возглавит богослужение архиепископ Корсунский
Иннокентий.
22 мая в день перенесения мощей святителя Николая в
церкви Сан Николо на острове Лидо в Венеции, где покоится около половины
всех мощей святого, будет отслужена Божественная Литургия.
Сайт прихода святых Жен-Мироносиц Московского Патриархата в Венеции